“Числа от 1 до 10. Ладья”
план-конспект урока по математике (1 класс)
Разработка интегрированного урока по математике с элементами шахмат по теме: “Числа от 1 до 10. Ладья” в 1-ом классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 777.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по математике с элементами шахмат
Предмет: Математика, 1 класс.
Тема: “Числа от 1 до 10. Ладья”
Цель: повторить сложение и вычитание чисел в пределах 10; развивать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
Задачи:
- воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах;
- расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.
УУД:
- Познавательные УУД - обеспечивают развитие общеучебных, логических действий, а также действий по постановки и решению проблем.
- Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка;
- Коммуникативные УУД - обеспечивают развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, развивают умение правильно распределять социальные роли в межличностных отношениях.
Оборудование:
- учебник;
- интерактивная шахматная доска;
- рисунки шахматных фигур.
- загадки.
- раздаточный материал;
- тетради по математике;
- презентация по теме урока;
Ход урока
1. 1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, подарите улыбку соседу слева, а теперь соседу справа. Добрая и ласковая улыбка располагает к хорошему сотрудничеству. Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.
- Я приветствую Вас в Удивительном мире Математики!
Девиз урока: "Учимся - играем, считаем - побеждаем!"
2. Актуализация знаний
- У нас сегодня с Вами необычный урок - сегодня Математика пришла к нам вместе с Шахматами! Вместе с ними пришла и Главная Героиня сегодняшнего урока - одна из шахматных фигур. А вот какая Вы сейчас отгадаете….
3. Минутка Чистописания
- Ребята, давайте откроем тетради. И правильно расположим их на рабочем месте.
- Начнём мы с Вами, как и всегда с минутки чистописания. - Кто мне скажет: какое сегодня у нас число? - 25 декабря!
- Правильно! А если мы вычитаем цифры, которые используются для записи числа 25. Какое число мы получим? - 3 - Верно!
- Вот именно это число мы сегодня и потренируемся ещё раз писать. Это число необычное - Сказочное!! Встречается во многих сказках («Три медведя», «Три дочери”», «Три богатыря», “Три поросенка”….).
- Давайте вспомним: как оно пишется….( учитель проговаривает, а дети прописывают в тетради);
4. Графический диктант
- Ну, а теперь пришло время узнать: что за Фигура у нас в гостях! Для этого мы с Вами в тетрадочках напишем графический диктант. Обратите внимание на красную точку в Ваших тетрадях - это начало нашего Пути. Итак, в путь!
(От начальной точки - 1клеточка вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -вправо, 3 - вниз, 1 - влево, 4 - вниз, 1 - вправо, 2 - вниз, 5 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 4 - вверх, 1 - влево, 3 - вверх)
- Что у нас получилось? - ЛАДЬЯ - Молодцы! Конечно, это фигура называется Ладья! (открываю закрытый лист А4);
- Наша Гостья приготовила Вам много интересных заданий!
- В шахматах так же, как и в Математике тоже используются числа и цифры. Давайте с Вами вспомним: в чём между ними разница?
- Цифры нужны для записи чисел.
- Сколько всего цифр ? - от 0 до 9;
5. Устный счет
Прямой счет (на партах у учащихся карточки с числами. Учащиеся считают от 1 до 10 и выстраивают ряд чисел.
- В каком порядке построен ряд чисел? (в порядке возрастания)
Обратный счет
- Усложним задание. Посчитаем в обратном порядке и построим ряд чисел.
- В каком порядке построен ряд чисел? (в порядке убывания)- Молодцы!
Соседи числа
- Ребята, что-то наша Гостья заскучала…
- Давайте мы её порадуем: Мы почитаем стихи о цифрах! А заодно и назовём соседей этих чисел!
№1: «5»
Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ...
№2: «7»
Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...
№3: «9»
Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...
(дети называют соседей этих чисел)
6. Закрепление знаний - решение равенств/неравенств
- Наша Ладья пришла к нам не одна. Она пришла вместе с Друзьями! Они приготовили для вас интересное задание. Открываем учебник с.5 .
Работа по учебнику стр.5 №6
На доске написаны неравенства (дети их решают) в виде наглядного материала;
(выходят к доске и расставляют нужные знаки)
7. Физминутка (музыкальная про шахматы)
8. Решение задач
- Вы, ребята, молодцы! Со всем справляетесь! Все фигуры узнали, задание выполнили.
- Но, Наша Ладья на этом не успокоилась и приготовила Вам ещё одно Задание!
(внимание на экран) - на экране появляется слайд с задачей, дети читают текст и её решают; 1 ученик - у доски, остальные - в тетради); выполняют геометрическую схему к задаче, решение и записывают ответ:
4+6=10 (п.)
Ответ: 10 партий
9. Шахматная задача
- Мы решили с Вами математическую задачу, а теперь решим - Шахматную!
Наша Ладья принесла каждому из Вас миниатюрную шахматную доску. Вот на них Вы нам и покажите: какие Вы - знатоки Шахмат!
(на экране появляется интерактивная шахматная доска,
- Ребята, в шахматах во время игры используются такие понятия, как «вертикаль», «горизонталь» и «диагональ».
- Кто может выйти к доске и показать нам, где находится любая вертикаль?
- А сколько всего вертикалей? - 8
- А кто покажет нам - горизонталь?
Ребята, а сколько можно горизонталей всего показать? - Правильно - тоже 8!
- А вот я Вам сейчас кое-что покажу (показываю - диагональ); - Что это такое? - Это Диагональ! Правильно! - Самая большая. - А кто покажет самую маленькую диагональ? (ребёнок выходит и показывает)
10. Центр шахматной доски
- Мы на занятиях кружка по шахматам подробно изучали шахматную доску. Вы умеете находить центр шахматной доски.
- У Вас на столах лежат распечатанные миниатюрные доски. Вам нужно показать Центр Шахмат - нужно закрасить эти клетки разными цветными карандашами.
- Но, для этого нужно вспомнить Адрес Центра!
- Давайте, закрасим, а потом проверим. (Ребята закрашивают на своих досках)
- Так, а теперь давайте сверим с экраном. Наша Гостья Ладья приготовила Вам правильный ответ.
- У кого также?
- Давайте вспомним адрес нахождения нашего Центра Доски. Кто правильно назовёт? - е4, е5, d4, d5
- Правильно!
В конце урока мы с вами еще раз повторим изученный материал. Кто быстрее найдет ответ – поднимает руку.
Блиц - викторина.
- Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
- Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)
- Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
- Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
- Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
- В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
- Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
- Самая главная шахматная фигура? (король)
- Нападение на короля. (шах)
- Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)
11. Подведение итогов
В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!
- Ладья благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы. И она приготовила вам интересное задание, которую вы сможете сделать на занятиях шахматного кружка.
Список использованных источников и литературы:
1. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985
2. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
3. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
4. Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Просвещение,1998 г.
5. В.Костров. Шахматы для школьников в играх и историях. Питер. 2020.
ЭОР:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о ладье
Дать представление детям о шахматной фигуре ладья её ходах и взятии других фигур....

проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""
Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» подразумевает постепенное проникновение шахмат...
Мифология. Славянские Боги Сварог и Лада.
Презентация по литературному чтению. Славянская мифология....

Технологическая карта хорового занятия по теме "Работа над развитием чувства лада", для детей 7-8 лет, 1 год обучения.
В технологической карте хорового занятия прописаны УУД, отображен каждый этап занятия....
Конспект урока технологии. Тема: "Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовление новой аппликации....
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья”, 2 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья” Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовле...
“Числа от 1 до 10. Ладья” (Презентация)
Презентация к интегрированному уроку по математике с элементами шахматПредмет: Математика, 1 класс....




