“Числа от 1 до 10. Ладья”
план-конспект урока по математике (1 класс)

Разработка интегрированного урока по математике с элементами шахмат по теме: “Числа от 1 до 10. Ладья” в 1-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_s_el_shahmat.docx777.01 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по математике с элементами шахмат

Предмет: Математика, 1 класс.

Тема: “Числа от 1 до 10. Ладья”

Цель: повторить сложение и вычитание чисел в пределах 10; развивать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;

Задачи:

  • воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах;
  • расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.

УУД:

  • Познавательные УУД - обеспечивают развитие общеучебных, логических действий, а также действий по постановки и решению проблем.
  • Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка;
  • Коммуникативные УУД - обеспечивают развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, развивают умение правильно распределять социальные роли в межличностных отношениях.

Оборудование:

  • учебник;
  • интерактивная шахматная доска;
  • рисунки шахматных фигур.
  • загадки.
  • раздаточный материал;
  • тетради по математике;
  • презентация по теме урока;

Ход урока

1. 1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, подарите улыбку соседу слева, а теперь соседу справа. Добрая и ласковая улыбка располагает к хорошему сотрудничеству. Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.

- Я приветствую Вас в Удивительном мире Математики!

Девиз урока: "Учимся - играем, считаем - побеждаем!"

2. Актуализация знаний

- У нас сегодня с Вами необычный урок - сегодня Математика пришла к нам вместе с Шахматами! Вместе с ними пришла и Главная Героиня сегодняшнего урока - одна из шахматных фигур. А вот какая Вы сейчас отгадаете….

3. Минутка Чистописания

- Ребята, давайте откроем тетради. И правильно расположим их на рабочем месте.

- Начнём мы с Вами, как и всегда с минутки чистописания. - Кто мне скажет: какое сегодня у нас число? - 25 декабря!

- Правильно! А если мы вычитаем цифры, которые используются для записи числа 25. Какое число мы получим? - 3 - Верно!

- Вот именно это число мы сегодня и потренируемся ещё раз писать. Это число необычное - Сказочное!! Встречается во многих сказках («Три медведя», «Три дочери”», «Три богатыря», “Три поросенка”….).

- Давайте вспомним: как оно пишется….( учитель проговаривает, а дети прописывают в тетради);

4. Графический диктант

- Ну, а теперь пришло время узнать: что за Фигура у нас в гостях! Для этого мы с Вами в тетрадочках напишем графический диктант. Обратите внимание на красную точку в Ваших тетрадях - это начало нашего Пути. Итак, в путь!

(От начальной точки - 1клеточка вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -вправо, 3 - вниз, 1 - влево, 4 - вниз, 1 - вправо, 2 - вниз, 5 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 4 - вверх, 1 - влево, 3 - вверх)

- Что у нас получилось? - ЛАДЬЯ - Молодцы! Конечно, это фигура называется Ладья! (открываю закрытый лист А4);

https://urok.1sept.ru/articles/692925/img1.jpg

- Наша Гостья приготовила Вам много интересных заданий!

- В шахматах так же, как и в Математике тоже используются числа и цифры. Давайте с Вами вспомним: в чём между ними разница?

- Цифры нужны для записи чисел.

- Сколько всего цифр ? - от 0 до 9;

5. Устный счет

Прямой счет (на партах у учащихся карточки с числами. Учащиеся считают от 1 до 10 и выстраивают ряд чисел.

- В каком порядке построен ряд чисел? (в порядке возрастания)

Обратный счет

- Усложним задание. Посчитаем в обратном порядке   и построим ряд чисел.      

- В каком порядке построен ряд чисел? (в порядке убывания)- Молодцы!

  Соседи числа

- Ребята, что-то наша Гостья заскучала…

- Давайте мы её порадуем: Мы почитаем стихи о цифрах! А заодно и назовём соседей этих чисел!

№1: «5»

Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ...

№2: «7»

Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...

№3: «9»

Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...

(дети называют соседей этих чисел)

6. Закрепление знаний - решение равенств/неравенств

- Наша Ладья пришла к нам не одна. Она пришла вместе с Друзьями! Они приготовили для вас интересное задание. Открываем учебник с.5 .

Работа по учебнику стр.5 №6

 На доске написаны неравенства (дети их решают) в виде наглядного материала;

(выходят к доске и расставляют нужные знаки)

7. Физминутка (музыкальная про шахматы)

https://sun9-7.userapi.com/impg/Kx1QbTTQKgcpZJNhYHNjd9HqxgXTjeo-NnlZIw/EFvwRBBGQYg.jpg?size=604x453&quality=95&sign=78cfcfd20cfb88736b27560f3174ae01&c_uniq_tag=eP0XkJKeOny2TmWBI-W79LfCPcNZpnPJ1UfYrVwm1n8&type=album

8. Решение задач

- Вы, ребята, молодцы! Со всем справляетесь! Все фигуры узнали, задание выполнили.

- Но, Наша Ладья на этом не успокоилась и приготовила Вам ещё одно Задание!

(внимание на экран) - на экране появляется слайд с задачей, дети читают текст и её решают; 1 ученик - у доски, остальные - в тетради); выполняют геометрическую схему к задаче, решение и записывают ответ:

https://urok.1sept.ru/articles/692925/img3.jpg

4+6=10 (п.)

Ответ: 10 партий

9. Шахматная задача

- Мы решили с Вами математическую задачу, а теперь решим - Шахматную!

Наша Ладья принесла каждому из Вас миниатюрную шахматную доску. Вот на них Вы нам и покажите: какие Вы - знатоки Шахмат!

(на экране появляется интерактивная шахматная доска,

- Ребята, в шахматах во время игры используются такие понятия, как «вертикаль», «горизонталь» и «диагональ».

- Кто может выйти к доске и показать нам, где находится любая вертикаль?

- А сколько всего вертикалей? - 8

- А кто покажет нам - горизонталь?

Ребята, а сколько можно горизонталей всего показать? - Правильно - тоже 8!

- А вот я Вам сейчас кое-что покажу (показываю - диагональ); - Что это такое? - Это Диагональ! Правильно! - Самая большая. - А кто покажет самую маленькую диагональ? (ребёнок выходит и показывает)

10. Центр шахматной доски

- Мы на занятиях кружка по шахматам подробно изучали шахматную доску. Вы умеете находить центр шахматной доски.

- У Вас на столах лежат распечатанные миниатюрные доски. Вам нужно показать Центр Шахмат - нужно закрасить эти клетки разными цветными карандашами.

- Но, для этого нужно вспомнить Адрес Центра!

- Давайте, закрасим, а потом проверим. (Ребята закрашивают на своих досках)

- Так, а теперь давайте сверим с экраном. Наша Гостья Ладья приготовила Вам правильный ответ.

- У кого также?

https://urok.1sept.ru/articles/692925/img4.jpg

- Давайте вспомним адрес нахождения нашего Центра Доски. Кто правильно назовёт? - е4, е5, d4, d5

- Правильно!

В конце урока мы с вами еще раз повторим изученный материал. Кто быстрее найдет ответ – поднимает руку.

Блиц - викторина.

  • Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
  • Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)
  • Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
  • Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
  • Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
  • В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
  • Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
  • Самая главная шахматная фигура? (король)
  • Нападение на короля. (шах)
  • Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)

11. Подведение итогов

В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!

- Ладья благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы. И она  приготовила вам интересное задание, которую вы сможете сделать на занятиях шахматного кружка.

C:\Users\1\Desktop\Downloads\2025-01-08_19-05-17.png

Список использованных источников и литературы:

1. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985

2. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

3. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.

4. Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Просвещение,1998 г.

5. В.Костров.  Шахматы для школьников в играх и историях. Питер. 2020.

ЭОР:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

https://multiurok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о ладье

Дать представление детям о шахматной фигуре ладья её ходах и взятии других фигур....

проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""

    Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе»  подразумевает постепенное проникновение шахмат...

Мифология. Славянские Боги Сварог и Лада.

Презентация по литературному чтению. Славянская мифология....

Технологическая карта хорового занятия по теме "Работа над развитием чувства лада", для детей 7-8 лет, 1 год обучения.

В технологической карте  хорового занятия прописаны УУД, отображен каждый этап занятия....

Конспект урока технологии. Тема: "Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовление новой аппликации....

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья”, 2 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: “Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья” Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовле...

“Числа от 1 до 10. Ладья” (Презентация)

Презентация к интегрированному  уроку по математике с элементами шахматПредмет: Математика, 1 класс....