Технологическая карта урока математики, 3 класс Урок-проект «Составление сборника задач различной сложности по здоровому образу жизни»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Технологическая карта урока математики, 3 класс

Урок-проект «Составление сборника задач различной сложности по здоровому образу жизни»

Тема урока: «Решение текстовых задач и задач повышенного уровня сложности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_po_matematike_3_klass.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики, 3 класс

Урок-проект «Составление сборника задач различной сложности по здоровому образу жизни»

Серикова О.С., учитель начальных классов

ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП»

Тема урока: «Решение текстовых задач и задач повышенного уровня сложности»

Проблема проекта: школьная библиотека заказала разработать сборник задач по здоровому образу жизни.

Проблема урока-практикума: слабо мотивированные дети и дети с низким и ниже среднего уровнем развития мышления умеют решать простые задачи, но затрудняются в решении составных задач; в тоже время учитель обязан создать условия для предоставления возможности высокомотивированным учащимся и учащимся с мышлением выше среднего решать задачи в 3-4 действия, находить разные способы решения задачи

УМК: «Школа России»

Учебник: Математика – 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. – Москва: Просвещение, 2019г.

Цель: создать условия для развития навыка решать текстовые задачи и задачи повышенного уровня сложности

Задачи:

- учиться моделировать задачи по предложенным данным

- учиться составлять обратные задачи разной степени сложности

- учиться решать задачи повышенного уровня сложности практическим и арифметическим способом

- учиться проявлять волевые качества и преодолевать эгоцентризм

Планируемые результаты:

Личностные: 

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие социальной и нравственной децентрации ребёнка;

- разумность при оценке действительной необходимости помощи однокласснику;

- реалистичная оценка собственных умений и навыков;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

регулятивные: (целеполагание): 

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

(планирование):

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

(коррекция): адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

(оценка): выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

(саморегуляция):

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

коммуникативные:

- строить монологичное высказывание;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками   

познавательные:

(общеучебные):

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

(знаково-символические):

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

предметные:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Получит возможность научиться:

- решать задачи в 3-4 действия; находить разные способы решения задачи.

Этапы урока.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент (включение),

эмоциональная подстройка,

дополнительная мотивация для низко мотивированных детей (социальная, учебно-познавательная и внешняя) 

Здравствуйте! Начнём урок с бодрой песни.

Объявляет, что урок посвящается здоровому образу жизни

Дети подпевают  «Спортивный марш» Музыка: И. Дунаевский; слова: В. Лебедев-Кумач

Настраиваются на урок, соблюдают нормы поведения на уроке, преодолевают моральные коллизии, устанавливают личные контакты и взаимодействия, кооперируясь с одноклассниками

2.Устный счёт (разминка)

 

   Отдаёт приказание капитанам начать работу на тренажёре «Отличник» (ноутбуки и программу готовят дети - члены команды - технические специалисты)

   По завершению работы капитаны отчитываются – сколько задач решили, кто и какие сделал ошибки, какие отметки по тренажёру получили

   Высказывание учителя: мне понравилось, как вы работали в командах, вы давали возможность подумать своему однокласснику, сдерживали свои подсказки и одновременно сопоставляли свой и его ответ. Если надо было приходили на помощь, давая «удочку, а не рыбку». Таким образом, все члены команды получили развитие. Спасибо всем.  

   Предлагает оценить работу на данном этапе урока по листу «Личный зачёт» (Оценивание домашней работы проведено заранее под руководством капитанов команд)

Работа на электронном тренажёре (решение составных задач в командах по очереди)

Капитаны (высокомотивированные дети анализируют самостоятельность решения задачи каждым членом команды)

Быстрый отчёт капитанов команд по плану:

1) название команды

2) сколько задач решили, какие отметки по тренажёру получили

3) кто и какие ошибки допустил (в вычислении или в ходе решения задачи)

Оценивают себя в листе «Личный зачёт»

  1. Постановка цели и задач урока

   Объявляет форму урока – урок проект, ставит перед детьми проблему: школьная библиотека заказала разработать сборник задач по здоровому образу жизни.

   Но я как учитель вижу ещё и математическую проблему: простые задачи решают все ученики нашего класса, а вот составные не все. Почему? Давайте подумаем.

Какие приёмы решения задач вы знаете? Как вы решали эти задачи.

Устный счёт

1.Прочитать внимательно задачу, найти данные, подсказки, вопрос.

2.Составить краткое условие, схему, таблицу, чертёж, рисунок, чтобы рассуждать

3.Составить план решения от данных или от вопроса

1.Выбрать способ решения задачи

2.Найти простые задачи в составе сложной

3.Составить обратную задачу, чтобы понять эту

4.Подумать, на какую тему эта задача. Чтобы вспомнить общий приём или правило

5.Инсценировать задачу или сыграть её

Совместно с учителем формулируют задачи:

- учиться моделировать задачи;

- учиться видеть простую задачу в составе сложной;

- учиться находить разные способы решения и записи решения задач;

- составлять и решать задачи разной степени сложности для сборника «Здоровый образ жизни»  

Критерии оценивания решения задач

- сложность задачи

- самостоятельность решения

- правильность решения

- ученик может объяснить задачу другу

- время решения среднее

5.Моделирование составных задач по готовому условию: изменение условия, постановка подходящих вопросов, решение задач, оценивание решения по заранее совместно составленным критериям одноклассниками

 

Предлагает по готовым данным (неполному условию задачи) придумать и решить сложную задачу о результатах ГТО.

Бронзовые значки-27

Серебряные значки – 56

Предполагаемое решение

Бронз.- 27                       ? зн.

Серебр.-?(на 29 зн. б.)

1) 27+29=56 (с.з.)

2) 27+56=83(з.)

Ответ: 83 значка получили школьники за «ГТО»

Стимулирующая, направляющая помощь

Предлагает оценить работу у доски и свою работу на данном этапе урока по листу «Личный зачёт» каждому ученику.   Оценивание учителем.

У доски ученик моделирует и решает составную задачу.

Дети решают задачу в тетради, причём, могут опередить одноклассника у доски, таким образом, доказав самостоятельность решения. Это учитывается при самооценке в листе «Личный зачёт»

 Одноклассник оценивает решение задачи ученика у доски.

Основные критерии оценивания решения задач:

- сложность задачи;

- самостоятельность решения;

-умение объяснить другу;

- время решения.

6.Моделирование обратной задачи: изменение условия, постановка подходящих вопросов

 

 

Предлагает по готовым данным (неполному условию задачи) придумать и решить обратную задачу Предполагаемое решение.                                    

Бронз. - 27        83з.       На

Серебр. – ? з.              сколько

                                больше с.з.?

1) 83-27=56 (с.з.) 

2) 56-27=29(з.)

Ответ: на 29 серебряных значков больше.

Стимулирующая, направляющая помощь.

Предлагает оценить работу у доски и свою работу на данном этапе урока по листу «Личный зачёт» каждому ученику. Оценивание учителем.

У доски ученик моделирует и решает обратную задачу.

Дети решают задачу в тетради, причём, могут опередить одноклассника у доски, таким образом, доказав самостоятельность решения. Это учитывается при самооценке в листе «Личный зачёт»

Одноклассник оценивает решение задачи ученика у доски.

7.Моделирование более сложной обратной задачи сильным учеником самостоятельно на доске в качестве мастер-класса (подготовка к олимпиаде, ВПР)

Вариант обратной задачи повышенной сложности

Бронз. - ? (на 29 з. м.)        83з.    

Серебр. – ? з. 

1) 83-29=54 (з.) всего, если поровну

2) 54:2=27(з.) бронзовых

3) 27+29=56 (с.з.)

Ответ: 56 серебряных значков

У доски сильный ученик моделирует и решает более сложную обратную задачу самостоятельно.

Затем рассказывает способ решения одноклассникам.

8.ФИЗМИНУТКА

Дети делают зарядку

9.Мастер-класс от сильного ученика по решению задачи повышенной сложности: практический и арифметический способ решения

 

Стимулирующая, направляющая помощь

Предполагаемое решение

В соревнованиях по мотоспорту принимали участие мотоциклы и квадроциклы. Всего у них было 8 рулей и 26 колёс. Найдите, сколько квадроциклов участвовало в мотогонках.

Практический способ.

Обозначим красным магнитом все рули. А колёса – чёрным магнитом. Предположим, что все были мотоциклы. Присоединим по два магнита-колеса к каждому из 8 рулей. (Помощь одноклассников). У нас остались 10 лишних колёс, значит, они принадлежат квадроциклам. Присоединяем ещё по два колеса. Получается 5 квадроциклов и 3 мотоцикла. Ответ: 5 квадроциклов участвовало в мотогонках.

Арифметический способ.

Предположим, что все были мотоциклы, тогда:

1) 2·8=16(колёс) всего

2) 26-16=10 (колёс) лишние

3) 10:2=5 (квадроциклов)

Ответ: 5 квадроциклов участвовало в мотогонках. Готовность учителя предоставить учащимся помощь в виде интерактивного плаката по решению обратных задач.

Дети участвуют в практическом способе решения.

Ученик записывает арифметический способ на доске, объясняя детям.

Дети записывают арифметический способ в тетрадь.

10.Этап самостоятельного моделирования задач по заготовкам учителя всеми членами группы.

Условие (неполное) у всех членов группы одинаковое, но каждый выбирает по своим

силам сложность задачи.

Учитель раздаёт задание командам в конвертах.

Приглашает двух человек решать на доске   повышенной сложности из разных команд:

  1. обратная задача повышенной сложности
  2. задача повышенной сложности (арифметический способ)

Стимулирующая, направляющая помощь.

1) у доски ученики демонстрируют составление и решение задач разной степени сложности:

- обратную повышенной сложности

- повышенной сложности (арифметический способ)

Дети моделируют задачи разной степени сложности по выбору и представляют их в группе:

- простую

- составную

- обратную

- обратную повышенной сложности

- повышенной сложности (арифметический способ)

11.Презентация готового продукта проектной деятельности  

Стимулирующая, корректирующая, направляющая помощь

(4 человека по одной минуте).

Один человек от группы демонстрирует свою задачу и её решение

12.Завершение работы над проектом. 

Подведение итогов проектирования (рефлексия)

  Просит прикрепить решённые и составленные задачи к плакату по разделам:

1) простые

2) составные

3) обратные

4) повышенной сложности

  Кому нужна помощь в решении задачи подходят к учителю. Договариваются, как помочь – памятка, задачи для тренировки.

Объявляет, что все составленные и решённые задачи войдут в сборник задач о здоровом образе жизни.

Капитаны выставляют пословицу о здоровье.

Все дети прикрепляют решённые и составленные задачи к плакату по очереди по разделам

Кому нужна помощь в решении задачи подходят к учителю. Договариваются, как помочь – памятка, задачи для тренировки.

Снятие физического и эмоционального напряжения

 Дети, спасибо за урок! «Спортивный марш» 

И. Дунаевского

Дети подпевают и выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Технологическая карта урока математики по теме: "Решение примеров и задач в пределах 20".

Данный материал будет полезен учителям школы психолого-педагогической поддержки....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...

3 класс Технологическая карта урока литературного чтения Урок-проект.В мире детской поэзии

Данный материал позволит учителю решить важнейшую задачу на уроках литературного чтения- привить интерес к предмету, к процессу чтения, а также развивать навыки творческой и поисковой деятельности.Рек...