Технологическая карта урока "Увеличение и уменьшение в несколько раз"
методическая разработка по математике (2 класс)

Хорохорина Вера Игоревна

Урок математики 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_uroka.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика (2класс)

Учитель: Хорохорина В.И.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Тема урока: Увеличение и уменьшение в несколько раз.

Цели урока:

- формировать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз;

- тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи;

-создание условий для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных );

-создание условий для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных задач.

Оборудование: презентация урока, опорный сигнал увеличения и уменьшения числа, эталон увеличения и уменьшения числа, набор картинок, карточки с заданием для самостоятельной работы, листы для работы в группах, цветные карточки для самооценки.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат

Предметные умения

- познакомить с новыми отношениями на множестве натуральных чисел;

- ввести формулировки этих отношений;

- развивать умение решать текстовые задачи.

УУД

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- самостоятельно определять правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (работа в паре, группе );

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать усваиваемое содержание материала.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- формировать учебные задачи;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

контроль и оценка деятельности.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

постановка вопросов.

Познавательные:

общеучебные –

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические

формулирование проблемы.

Регулятивные:

планирование ,прогнозирование.

Познавательные:

моделирование, логические решения проблемы ,построение логической цепи рассуждений , доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия.

Личностные:

смыслообразование.

- Мы начинаем новый день!

Прогоняй скорее лень!

Почаще улыбайся!

Прилежным быть старайся!

- Помните, хорошее настроение-это уже половина успеха!

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю .Спасибо, садитесь.

-Мы рады увидеть гостей в нашем классе.

Возможно есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы ее понимаете?
  • Чему вы учились на последних уроках?
  • Что общего в перечисленных вами темах? (Действия умножение и деление.)
  • Сегодня на уроке вы продолжите работу с данными действиями, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.
  • Как же будет построена работа на уроке? Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.

  • Выполните следующее задание. Игра «Кто внимательней». Записываете ответы только тогда, когда прозвучит пример на умножение или деление.

 6 увеличьте на 3;

 5 умножить на 4;

 к 2 прибавить 16;

 4 умножить на 4;

 32 разделить на 4;

 найти разность 20 и 6;

 найти произведение 3 и 4.

  • Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на 4.)
  • Проверьте ответы.

  • Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей.
  • У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание.
  • Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился. Какие числа надо в нём переставить, чтобы получилась некая закономерность?
  • Какая закономерность получилась?
  • Найдите сумму всех чисел этого ряда. Как удобно это сделать?
  • Увеличьте 56 на 4.
  • Уменьшите 56 на 4.
  • Что, значит, увеличить число а на 4?
  • Запишем это в виде опорного сигнала.

- Что, значит, уменьшить число а на 4?

- Запишите выражения и найдите их значения.

  • Проверьте. Прочитайте 1 (2) выражение и назовите его значение.
  • Что помогло вам выполнить это задание? (Составленные опорные сигналы.)
  • Нужно записать выражения и найти их значения.
  • Что нового в этом задании?
  • Выполните это задание.

  • Какое задание вы должны были выполнить?
  • В чем затруднение?
  • Почему же возникло затруднение?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

  • Какая тема сегодняшнего урока? (Увеличение и уменьшение в несколько раз.)
  • С помощью чего легче сравнить?
  • Как же вы будете «открывать» новое?

  • Что нужно было записать в выражении?
  • С каким действием вы сравните? (Число 2 увеличить на 3.)
  • Положите перед собой карточку два кружка.
  • Увеличьте количество кружков на 3. Что нужно сделать?
  • Придвиньте 3 кружка. Какое выражение можете записать?
  • Сколько получилось?
  • Ниже положите еще два кружка. Положите 3 раза по столько же.
  • Выполните это. Сколько получилось?
  • Сколько раз мы повторили два кружка?
  • Больше или меньше стало кружков?
  • Так во сколько же раз их стало больше?
  • Объясните, что, значит, увеличить в 3 раза?
  • Какое выражение можно записать?
  • Итак, 2 увеличить в 3 раза, будет …
  • Запишите выражение и его значение .
  • Как же число уменьшить в несколько раз?

(аналогично рассматривается уменьшение в несколько раз).

- Какой вывод можете сделать?

- Что теперь нужно сделать?

  • - Я предлагаю составить эталон в группах. Итак, что, значит, увеличить число а в 4 раза?
  • Запишите этот вывод.
  • Что, значит, уменьшить число а в 4 раза? (Это, значит, разделить число а на 4.)
  • Запишите.
  • Смогли вы преодолеть затруднение?
  • Что теперь вы можете делать?

1) Фронтальная работа.

3, стр. 15

  • Найдите 3 на странице 15.
  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:

Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтом 3 умножаю на 5 получаю 15

2) Работа в парах.

4, стр. 15

  • Найдите 4 на странице 15.
  • Выполните данное задание в парах.

  • Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы.
  • Запишите выражения и найдите их значения самостоятельно.
  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае?
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?

- Где вам может пригодиться новое знание?

  • Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

6 (а), стр. 15

  • Найдите 6 (а) на странице 15.
  • Прочитайте задачу.
  • Что известно? Что надо узнать?
  • Что обозначает на схеме весь отрезок?
  • Что обозначают части отрезка?
  • Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
  • Запишите решение задачи.

-Какую цель вы перед собой ставили?

  • Удалось ли достичь цели?
  • Вспомните пословицу, с которой начали урок.
  • Помогли ли вам ваши знания?
  • Оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Учитель дает домашнее задание.

Дети приветствуют гостей, настраиваются на продуктивную работу.

Мнения детей.

-Мы учились решать уравнения на умножение и деление, составляли таблицу умножения и деления на 4.

Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на 4.

Дети проверяют.

  • Переставить местами числа 8 и 12.

- Числа уменьшаются на 4.

- Нужно воспользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения: 20 + (12 + 8) + 16 = 56.

- 60.

- 52.

- Это значит, к числу а прибавить 4 единицы.

-- Вычесть из числа а 4 единицы.

Дети читают выражения.

- Составленные опорные сигналы.

- В данном задании нужно число увеличить (уменьшить)в несколько раз.

- У нас нет правила записи увеличения чисел в несколько раз.

-«Открыть» правило, с помощью которого мы могли бы записать увеличение или уменьшение чисел в несколько раз.

- Увеличение и уменьшение в несколько раз.

- С помощью предметов.

- Мы выполним с помощью предметов увеличение «на», потом выполним на предметах увеличение «в», сравним и подберем нужное действие.

- Число 2 увеличить в 3 раза.

- Число 2 увеличить на 3.

- 2+3.

- 5.

- 6.

- 3 раза.

- Больше.

- Их стало больше в 3 раза.

- Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.

- 2*3.

- Шесть.

- При увеличении числа в несколько раз нужно умножать, при уменьшении – делить.

- Составить эталон.

Работа групп.

Проверка по образцу.

- Умножить его на 4.

  • Это, значит, разделить число а на 4.

  • Записывать выражения, в которых говориться об увеличении или уменьшении числа в несколько раз и находить значения таких выражений

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием.

- Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтому 3 умножаю на 5 получаю 15.

Проверка по образцу.

  • Взаимопроверка по образцу.

- Нужно еще потренироваться.

-При решении задач.

-Количество всех учеников.

- Количество девочек и количество мальчиков.

Один из учащихся записывает решение задачи на доске.

-«Открыть» правило записи выражений на увеличения и уменьшение числа в несколько раз.

Выслушиваются мнения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц". Презентация к уроку.

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" с описанием ууд.УМК " Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока математики в 1 А классе. Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."

Технологическая карта урока математики в 1 А классе.  Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."...

Технологическая карта урока математики Тема урока «Увеличение и уменьшение в несколько раз»

Технологическая карта урока математики Тема урока «Увеличение и уменьшение в несколько раз»...

Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока математики " «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» 2 класс

Урок математики «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» по программе "Начальная школа XXI века" . УМК: В.Н.Рудницкая «Математика» 2 класс; ...