Технологическая карта урока математики по теме «Деление в столбик. Закрепление изученного» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: закрепление умения делить в столбик.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение письменного деления многозначных чисел на однозначное число;

2. Совершенствовать вычислительные навыки.

Предметные:

1. Знать алгоритм письменного деления столбиком трёхзначных чисел на однозначное.

2. Уметь проверять письменное деление столбиком.

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, память, познавательный интерес.

2. Развивать самостоятельность, предприимчивость.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 02.04.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 3-8

Урок: 5

Время: 11:50 – 12:30   Кабинет: 206

Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна

Группа: 33

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

                         

        Тема урока: «Деление в столбик. Закрепление изученного»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: закрепление умения делить в столбик.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение письменного деления многозначных чисел на однозначное число;

2. Совершенствовать вычислительные навыки.

Предметные:

1. Знать алгоритм письменного деления столбиком трёхзначных чисел на однозначное.

2. Уметь проверять письменное деление столбиком.

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, память, познавательный интерес.

2. Развивать самостоятельность, предприимчивость.

Личностные:

  • 1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
  • 2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. 

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Математика. 3 класс 2 часть. / С. С. Минаева, Л. О. Рослова. –

М.: Вентана-Граф, 2019.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную

деятельность на личностно

значимом уровне

Формы:

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Приемы: эмоциональный настрой

Внешний контроль

Приветствует обучающихся, осуществляет эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

- Доброе утро, ребята!

- Меня зовут Юлиана Эдуардовна и сегодня я проведу у вас урок математики. Сядьте, пожалуйста те, кто сегодня на уроке готов хорошо поработать, проявить трудолюбие, находчивость и внимательность.  

- Посмотрите, кто же это к нам пришёл в гости?

- Как вы думаете, а почему Незнайка пришёл к нам?

- Он не умеет решать примеры на деление столбиком. Поможем Незнайке?

- Отлично, а для того, чтобы помочь ему, нам нужно выполнить логическую разминку.

Приветствие учителя.

Настрой на работу на уроке.

Садятся.

- Незнайка.

- Да!

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности.

Учебная презентация: слайд 1.

Тетради.

 Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы:

Фронтальная, индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (упражнение)

Приемы: устный счет, вычисления

Внешний контроль

Группа словесных методов (беседа)

Приемы: проблемная ситуация

1. Проверка знаний по пройденным темам.

- Откройте тетради, отступите 4 клетки от прошлой работы, запишите число (2 апреля). Затем, отступив одну клеточку, запишите классная работа. Решите данную числовую цепочку и запишите ответы через запятую к себе в тетрадь.

Математика. Расставь знаки действий, чтобы получилось верное равенство -  презентация онлайн

- Какие ответы у вас получились?

- Молодцы!

- Как вы выполняли деление в этой цепочке?

- А каким способом мы будем делить, если не получится устно?

- Давайте вспомним алгоритм деления столбиком двузначного числа на однозначное и решим пример у доски.

56:4 =

- А теперь решим примеры, пользуясь алгоритмом. Запишите деление столбиком к себе в тетрадь.

90:6 =

28:2 =

63:3=

74:2=

- Проверьте себя.

- Молодцы, ребята! Незнайка убедился в том, какие вы сообразительные.

1) 486:2 =

2) 966:3=

3) 674:2=

- Кто запишет решение этих примеров на доске, комментируя свои действия?

- Отлично! Трудно ли вам было решать примеры?

Вспоминают и обобщают учебный материал.

- 8, 24, 4, 50

- Устно, в уме.

- Столбиком.

Делим сначала десятки, а потом единицы.

1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.

2.Определяем количество цифр в частном.

3. Делим десятки.

4.Делим единицы.

5.Читаем ответ.

56:4 = 14

Решают примеры.

90:6 =15

28:2=14

63:3=21

74:2=37

1) 486:2 = 243

2) 966:3= 322

3) 674:2= 337

Делим сначала сотни, затем десятки, а потом единицы.

1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.

2.Определяем количество цифр в частном.

3.Делим сотни.

4. Делим десятки.

5.Делим единицы.

6.Читаем ответ.

- Нет.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

Принимать цель совместной коммуникативной деятельности, строить действия по её достижению.

УУРД:

Уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Учебная презентация: слайд 2.

Учебная презентация: слайд 3, 4, 5.

Учебная презентация: слайд 6.

Постановка учебной задачи  (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы:

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Приемы: план

Внешний контроль

Подведение к формулировке темы и целей у

рока.

- Ребята, подумайте, какая будет тема нашего урока, исходя из того, какие примеры мы сегодня решали?

- Вы правы, тема нашего урока: «Деление столбиком. Закрепление изученного».

- Какую цель мы поставим на урок? Какое умение мы с вами закрепим?

- Отлично! А ещё я попросила Незнайку написать пункты нашего плана, но он всё перепутал. Помогите собрать план правильно! Посмотрите на слайд и расставьте пункты плана в верном порядке. Обсудите в паре.

1. Выполним самостоятельную работу.

2. Решим задания по пройденному материалу.

3. Подведем итоги.

- Кто хочет ответить?

- Верно, спасибо!

Формулируют тему и цель урока.

- Деление столбиком.

- Закрепить умение делить столбиком.

Собирают план. Работают в парах.

1.  Решим задания по пройденному материалу.

2.  Выполним самостоятельную работу.

3.  Подведем итоги.

УУПД:

выдвигать свой план.

УУКД:

воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

УУРД:

Составлять план действий.

Учебная презентация: слайд 7, 8.

Обобщение и систематизация знаний и умений
 (20 мин)

Обобщение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы:

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Приемы: ответы на вопросы,

работа с книгой

Группа

практических методов (упражнение)

Приемы: выражения

Внешний контроль

Формы:

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Приемы:

работа с книгой

Группа

практических методов (упражнение)

Приемы: выражения

 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Приемы:

работа с книгой

Группа

практических методов (упражнение)

Приемы: выражения

Внешний контроль

1.Организует деятельность обучающихся.

- Ребята, скажите, чем деление 2-х значных чисел отличается от деления 3-х значных чисел?

- Верно, давайте составим алгоритм деления трёхзначных чисел на однозначные и решим пример у доски.

486:2 =

- Проверьте себя. Кто допустил ошибки при решении?

- А теперь давайте развивать наши умения делить столбиком для того, чтобы помочь Незнайке!

Ребята, откройте учебники на странице 77.

- Прочитаем задание №205.

- Разделите 564 на 4 столбиком у себя в тетради, проговаривая свои действия.  Пропустите одну клеточку от предыдущих записей и запишите номер задания, ниже решение. Далее в парах найдите ошибки, которые допустили ребята при решении примера.

- Какие ошибки вы заметили?

Организует проведение динамической паузы

- Выполним задание №204. Прочитайте задание.

- Какое действие мы должны сделать, чтобы узнать, во сколько раз 468г. больше, чем 3г.?

- Что на что мы будем делить?

- Запишите деление в столбик к себе в тетрадь. Пропустите одну клеточку от предыдущих записей и запишите номер задания, ниже решение.

- Какой ответ получился?

- Как будет звучать ответ полностью?

- Решите самостоятельно под буквой (б).

- Какой ответ у вас получился?

- Молодцы!

- Прочитайте задание №202. Что нам известно?

- Кто хочет выйти к доске и решать задачу вместе с нами?

- Что нужно найти?

- Мы можем сказать сразу, какой фрукт самый тяжёлый?

- Если яблоко тяжелее сливы в 6 раз, то какова

слива?

- Как тогда мы сможем найти вес сливы?

- Что нам известно про массу апельсина?

- Как мы найдём массу апельсина, если он тяжелее яблока?

- Запишите решение задачи к себе в тетрадь, отступите 1 клетку от прошлого задания. Деление и умножение записываем столбиком. Не забываем про ответ.

- Ребята, Незнайка хочет узнать, а умеете ли вы проверять деление? Как это можно сделать?

- Верно, вы абсолютно правы!

- Посмотрите на 1 пункт плана. Поднимите руки те, кто считает, что мы его выполнили

Дополнительное задание.

- А сейчас задумайте любое двузначное число. У себя в тетради умножьте его на 3. Прибавьте к результату своё задуманное число. Разделите сумму на 4. У вас получилось ваше задуманное число?

- Если нет, то это значит, что вы где-то допустили ошибку, будьте внимательны.

- Как вы думаете, почему получилось задуманное число?

- Верно, ребята, вы очень сообразительные!

.

Слушают и отвечают на вопросы. Работают в учебнике.

- Добавляется новый разряд – сотни.

1. Определяем первое неполное делимое.

2.Определяем количество цифр в частном.

3.Делим сотни.

4. Делим десятки.

5.Делим единицы.

6.Читаем ответ.

486:2 = 243

Решают пример.

- При делении 5 сот. на 4, Рита забыла написать 1 в ответе.

- Гена забыл разделить 4 ед. на 4.

-  При делении 5 сот. на 4, Соня забыла написать 1 в ответе, неправильно разделила сотни на 4, из-за этого получился неправильный ответ.

Выполняют динамическую паузу.

- Деление.

- 468г. на 3г.

Решают в тетради.

- 156.

- 468г. больше, чем 3г. в 156 раз.

- 7г. меньше 854г. в 122 раза.

- Масса яблока – 90г., яблоко тяжелее сливы в 6 раз., яблоко легче апельсина в 3 раза.

- Массу сливы и апельсина.

- Да, апельсин.

- Легче яблока в 6 раз.

- Делением.

- 90:6=15 (г.) – вес сливы.

- Яблоко легче апельсина в 3 раза, значит апельсин тяжелее яблока в 3 раза.

- Умножением.

- 90*3= 270 (г.) – вес апельсина.

- Ответ: 15 грамм и 270 грамм.

- Частное умножить на делитель.

Поднимают руки.

- Если умножим задуманное число на 3 и прибавим к нему задуманное число, то это будет равно тому, что мы число умножим на 4, в конце мы число разделим на 4 и получим исходное число.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость).

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные.

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные.

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Учебник: страница 77.

Учебная презентация: слайд 9, 10, 11, 12, 13.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(7 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

Формы:

Фронтальная

Индивидуальная

Группа практических методов (упражнение)

Приемы: инструктаж, выражения

Внешний контроль

Взаимоконтроль

Проведение самостоятельной работы.

- Какой пункт плана нам надо выполнить?

- Переверните рабочие листы. Выполните эти задания самостоятельно. У вас есть 5 минут.

1. Решите примеры в столбик и проверьте решение умножением.

1) 472:2=

2) 296:4=

3) 100:4=

4) 57:3=

5) 90:2=

6) 72:4=

2. Расставь в правильной последовательности пункты алгоритма деления в столбик:

1. Делим десятки.

2.Читаем ответ.

3.Определяем количество цифр в частном.

4.Определяю первое неполное делимое. Начинаем деление с большего разряда.

5.Делим единицы.

6.Делим сотни.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте работы.

Выполняют самостоятельную работу.

1) 472:2= 236

2) 296:4=74

3) 100:4= 25

4) 57:3= 19

5) 90:2= 45

6) 72:4= 18

1.Определяю первое неполное делимое. Начинаем деление с большего разряда.

2.Определяем количество цифр в частном.

3.Делим сотни.

4. Делим десятки.

5.Делим единицы.

6.Читаем ответ.

Выполняют взаимопроверку и оценивание.

УУПД:

Применять новые знания на практике.

УУРД:

владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля.

Учебная презентация: слайд 14, 15.

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы:

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Внешний контроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, а какой пункт плана нам остался?

- Посмотрите, Незнайка верно решил пример?

- Незнайка научился решать примеры на деление в столбик вместе с вами, он очень рад, что вы помогли ему!

- А какую цель мы ставили на наш урок?

- Кто считает, что мы их достигли поднимите руку.

- Замечательно! Покажите мне зелёный карандаш, ели вам понравился наш урок, и вы закрепили своё умение решать в столбик примеры на деление.

Покажите желтый карандаш, если вам всё ещё что-то непонятно. Покажите красный карандаш, если вам было трудно решать задания.

- Спасибо вам за работу! До свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- 3.

- Да!

- Закрепить умение решать примеры на деление в столбик.

Поднимают руку.

Оценивают свою работу на уроке.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.

Раздаточный материал: рабочий лист.

Учебная презентация: слайд 16, 17, 18, 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала». УМК "Школа России".

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».Цели деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделите...

Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение на 1, на 2" УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс

Цель урока: создание условий по формированию навыка «увеличить», «уменьшить» на 1,2Задачи урокаДидактические:Обеспечить осознание и усвоение правила увеличения, уменьшения на 1...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление на 4 и 5" (УМК Начальная школа XXI века"); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений умножать и делить числа на 4 и 5Задачи урока:Дидактические:Совершенствовать вычислительные навыкиФормировать умение...

Технологическая карта урока математики «Повторение. Сравнение чисел, величин, обоснование результата сравнения» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс).

Цель урока: Повторение действий умножения, деления, вычитания, сложения, повторение компонентов, решение задач. Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о решение задач.2....

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение многозначного числа на однозначное" (УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения умножать трехзначные числа на однозначные.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами умн...

Технологическая карта урока математики «Умножение и деление на 2, на 3» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о решении «обратных» задач, используя умножение и деление чисел на 2, на 3.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с «обратным&r...