Решение задач с различными величинами (длина, масса, время, площадь)
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока по математике с элементами НФТМ ТРИЗ
(непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательских задач)
в 4 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Конвергенция и ТРИЗ-технологии
на уроках в начальной школе
Конспект урока по математике с элементами НФТМ ТРИЗ
(непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательских задач)
в 4 классе
урок разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12
Закомерная Н. В.
Тема урока: «Решение задач с различными величинами (длина, масса, время, площадь)
Цели и задачи
Образовательные:
- формирование у учащихся способности к систематизации знаний о величинах и их единицах измерения;
- совершенствовать умения учащихся решать задачи с величинами (длина, площадь, масса, время)
Развивающие:
- развивать внимание, память, вычислительные навыки, речь;
- непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению истории родного города и края, к предмету;
- воспитывать качество толерантности, ответственности, инициативности в процессе работы в паре.
Задачи урока:
- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- формировать умения обобщать знания и делать выводы.
Формирование УУД
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность.
Регулятивные:
- учить определять и формулировать цель деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- развивать любознательность и познавательную инициативу;
- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- формировать умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы;
- формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Межпредметные связи: окружающий мир, краеведение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, планшеты, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики, я хотела бы начать словами французского математика Паскаля:
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая делать его
немного занимательным»
II. Мотивация (блок 1)
(этот блок обеспечивает мотивацию учащихся к занятию и развивает его любознательность)
- Создание эмоционального настроя.
- Основополагающий вопрос.
- Как вы думаете могут ли краеведческие данные о городе помочь нам в обучении математики?
п/о – Да!
- Хотите в этом убедиться?
п/о – Да!
- Составьте из цифр год образования г. Пятигорска.
п/о 1780
- Принято считать, что г. Пятигорск начинает отсчёт своего существования с 1780 г., когда по указанию Екатерины Второй началось строительство Константиногорской крепости —— на территории нынешнего района Новопятигорск.
- Переверните карточки и назовите тему урока.
Карточки с цифрами
1 | 7 | 8 | 0 |
Ве | ли | чи | на |
- Какие цели мы перед собой поставим?
п/о
- Повторить все известные нам величины.
- Тренироваться решать задачи с разными величинами.
- Убедиться в том, что краеведческие данные о городе помогут нам в обучении математики.
- Содержательна часть. (блок 2)
(содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей)
- Составление кластера на доске и на листах (цв. карандашами)
- Что такое величина?
п/о Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом.
- Какие величины вы знаете?
п/о – Массы, длины, времени, площади.
- Назовите единицы длины? (массы, времени, площади)
Кластер
- Продолжаем путешествие по нашему любимому городу. Величины будут хорошими помощниками нам.
- «Зарядка для ума»
- Для путешествия нужно много сил. Давайте сначала сделаем «зарядку для ума».
- Сколько лет г. Пятигорску мы будем отмечать в 2020 году?
п/о – 240 лет.
- В каком году г. Пятигорск будет отмечать своё 250 - летие?
п/о – в 2030 году.
- Лжезагадка
- Подъезжая к г. Пятигорску, издалека можно увидеть г. Машук. Она как бы встречает гостей и жителей г. Пятигорска своим величественным гордым видом. Высота горы Машук – 993 м.
На склонах горы обустроены терренкуры
Терренкур (от французского
terrain – местность
и cours – курс лечения) –
метод санаторно-курортного лечения,
предусматривающий дозированные
физические нагрузки в виде пешеходных
прогулок, восхождений в гористой
местности по определённым,
размеченным маршрутам.
протяжённостью 10 км. Место отдыха и экстремального туризма.
- Километр – это единица массы или времени?
п/о – Единица измерения длины.
- Выразите 10 км в других единицах длины.
п/о 10 км = 10 000 м
10 км = 100 000 дм
10 км = 1 000 000 см
- Тайна имени. Работа в парах
- Первые найденные древние записи о Пятигорске относятся к 1334 году, когда в этих местах побывал арабский путешественник Ибн Батута. Позже, эту территорию облюбовали черкесы. Посетивший эти места в XVI веке немецкий посол отзывался о них, как о «смелых пиратах», хоть и живущих по христианским обычаям.
Из-за таких беспокойных соседей было решено построить защитные бастионы. И в районе … в 1780 году выросла Константиногорская крепость, воздвигнутая по инициативе великого полководца А. В. Суворова.
- Узнать название этого района нам поможет математика.
Расположите величины в порядке убывания.
Карточки с величинами
1 год | 6 сут | 120 ч | 15 ч | 3 ч 5 мин | 183 мин | 3 600 с |
Б | И | Ш | - | Д | А | Г |
- Если вы правильно расположили величины, то перевернув карточки должно получиться слово.
Район Биш -Даг – старинное название местности, на которой располагается современный Пятигорск известен с очень давних времён.
С целебными водами и благоприятным климатом, поэтому эти земли были заселены гораздо раньше, чем остальные северо-кавказские территории.
- Мы с вами привыкли считать, что название нашего города происходит от сине-лиловой громады Бештау («беш» - пять, «тау» - гора).
- Интересно, что каждая из этих версий может оказаться правдой.
- Психологическая разгрузка (блок 3)
(этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга». Игровое упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение)
- Давайте сделаем паузу в нашем путешествии и проведём физкультминутку.
Учащиеся встают
из-за парты и руками
показывают заданные
направления
- У нас в городе все улицы – прямые линии.
(Руки разводят в стороны)
- Улицы от центра города ведут в курортную зону.
(Руки переводят в положение перед собой)
- Улицы пересекаются под прямым углом.
(Показывают руками прямой угол)
- Парк Цветник (Нагорный парк) представляет развёрнутый угол с круговыми площадями.
(Руки на ширине плеч и круговые вращения кистями)
- Улица Кирова похожа на «гантелю»
(Сгибания и подъём рук с «гантелями)
- Интеллектуальная разминка (блок 5)
(Представляет с собой усложняющееся задание, направленное на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся)
- Решение задач с различными величинами.
- Посмотрите на карту старого Пятигорска и на современную карту. Изменилась ли площадь города?
- Давайте посчитаем и узнаем какая была площадь Пятигорска. Решим задачу.
Задача 1. (Предметный смысл дроби)
Площадь современного Пятигорска 98 км2 . Найдите площадь старого города Пятигорска, если известно, что она составляет 5 площади
14
современного города.
Один учащийся
записывает решение
на доске
98 : 14 · 5 = 35 (км2)
Ответ: 35 км2 площадь
старого г. Пятигорска.
- Компьютерная интеллектуальная поддержка. Самостоятельное выполнение теста «Преобразование величин с опорой на систему знаний (через телефон или планшет).
Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти.
Тест
- В каких единицах ты выразишь площадь комнаты?
а) в см
б) в м
в) в м2
2. Выбери знак, пропущенный в записи: 500 дм2 … 9 м2
а) >
б) <
в) =
3. Миша пробежал дистанцию за 1 мин 45 сек, Серёжа – за 145 сек., а Толя – за 115 сек. Кто из них занял 1 место?
а) Толя
б) Серёжа
в) Миша
4. Выбери пару величин, которую можно сравнить.
а) 63 км и 63 000 м
б) 43 м и 34 м2
в) 85 кг и 82 км
5. Длина гвоздя 1 дм 2 см. Какова длина гвоздя в миллиметрах?
а) 102 мм
б) 120 мм
в) 1 200 мм
Результат ребята
Получают сразу.
- Резюме (релаксация) (блок 6)
(Подведение кратких итогов, выявление мнений об уроке. Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока).
- Какой вопрос мы ставили вначале урока?
- Как теперь вы на него ответите?
Интерес: - Что интересного было на уроке?
Творчество: - Какие творческие работы вы выполняли?
Обучение: - Чему вы научились?
Главное: - Что сегодняшний урок принёс мне?
Оценивание работы, выставление отметок на уроке.
Индивидуальный маршрутный лист
Индивидуальный маршрутный лист Ф.И.___________________________________________ Оцени свою работу. Поставь себе оценку за урок. | |||
Задание | Кто оценивает | Критерии оценки | Баллы |
(расположение величин в порядке убывания) | Оценивает напарник | Активно помогал – 3 б. Работал, но допускал ошибки – 2 б. Не работал – 0 б. | |
| Оцени себя сам | 0 ошибок – 3 б. 1 ошибка – 2 б. 2 ошибки - 0 б. | |
| Оцени себя сам | Решил без ошибок с первой попытки – 3 б. Решил, но допустил 1, 2 ошибки – 2 б. Допустил 3 и более ошибок – 0 б. | |
Итоговое количество баллов: 9 б. – «5» 7 – 8 б. – «4» 5 – 6 б. – «3» | |||
- Домашнее задание (творческого характера)
Я предлагаю вам самостоятельно составить задачу на основе краеведческих данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по нахождению величин по сумме и разности.
Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Решение задач по нахождению величин по сумме и разности"....

Урок-путешествие «Полёт в космос» по теме: «Решение задач с различными величинами.»
4 класс , программа "Гармония" , автор учебника Истомина Н.Б. Урок-путешествие "Полёт в космос" был разработан и проведен в канун дня рождения Ю.А. Гагарина и был дан в классе мальчиков(гендерное...

Конспект урока математики 1 класс. Величины. Длина. Масса. Объём.
Урок математики. Закрепление материала по теме "Величины. Длина. Масса. Объём"....

Урок математики в 4 классе "Решение задач с разными величин
На уроке решаются практические задачи с разными величинами с использованием различных форм записи: чертёж, таблица, график....

Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами.
Выступление на ШМО. .Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами....

























































