Решение задач с различными величинами (длина, масса, время, площадь)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Закомерная Наталья Владимировна

           Конспект урока по математике с элементами НФТМ ТРИЗ 

(непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательских задач)

                                                         в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_nftm_triz_2.docx115.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Конвергенция и ТРИЗ-технологии

на уроках в начальной школе

           Конспект урока по математике с элементами НФТМ ТРИЗ  

(непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательских задач)

                                                         в 4 классе

урок разработала

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 12

Закомерная Н. В.

Тема урока: «Решение задач с различными величинами (длина, масса, время, площадь)

Цели и задачи

Образовательные:

- формирование у учащихся способности к систематизации знаний о величинах и их единицах измерения;

- совершенствовать умения учащихся решать задачи с величинами (длина, площадь, масса, время)

Развивающие:

- развивать внимание, память, вычислительные навыки, речь;

- непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению истории родного города и края, к предмету;

- воспитывать качество толерантности, ответственности, инициативности в процессе работы в паре.

Задачи урока:

- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- формировать умения обобщать знания и делать выводы.

Формирование УУД

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность.

Регулятивные:

- учить определять и формулировать цель деятельности;

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- развивать любознательность и познавательную инициативу;

- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- формировать умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы;

- формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Межпредметные связи: окружающий мир, краеведение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, планшеты, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики, я хотела бы начать словами французского математика Паскаля:

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая делать его

немного занимательным»

    II. Мотивация (блок 1)

(этот блок обеспечивает мотивацию учащихся к занятию и развивает его любознательность)

  1. Создание эмоционального настроя.

  1. Основополагающий вопрос.

- Как вы думаете могут ли краеведческие данные о городе помочь нам в обучении математики?

п/о – Да!

- Хотите в этом убедиться?

п/о – Да!

- Составьте из цифр год образования г. Пятигорска.

п/о 1780

- Принято считать, что г. Пятигорск начинает отсчёт своего существования с 1780 г., когда по указанию Екатерины Второй началось строительство Константиногорской крепости —— на территории нынешнего района Новопятигорск.

- Переверните карточки и назовите тему урока.

Карточки с цифрами

1

7

8

0

Ве

ли

чи

на

- Какие цели мы перед собой поставим?

п/о

  1. Повторить все известные нам величины.
  2. Тренироваться решать задачи с разными величинами.
  3. Убедиться в том, что краеведческие данные о городе помогут нам в обучении математики.

   

  1. Содержательна часть. (блок 2)

(содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей)

  1. Составление кластера на доске и на листах (цв. карандашами)

- Что такое величина?

п/о Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом.

- Какие величины вы знаете?

п/о – Массы, длины, времени, площади.

- Назовите единицы длины? (массы, времени, площади)

Кластер

- Продолжаем путешествие по нашему любимому городу. Величины будут хорошими помощниками нам.

  1. «Зарядка для ума»

- Для путешествия нужно много сил. Давайте сначала сделаем «зарядку для ума».

- Сколько лет г. Пятигорску мы будем отмечать в 2020 году?

п/о – 240 лет.

- В каком году г. Пятигорск будет отмечать своё 250 - летие?

п/о – в 2030 году.

  1. Лжезагадка

- Подъезжая к г. Пятигорску, издалека можно увидеть г. Машук. Она как бы встречает гостей и жителей г. Пятигорска своим величественным гордым видом. Высота горы Машук – 993 м.

На склонах горы обустроены терренкуры

Терренкур (от французского

terrain – местность

 и cours – курс лечения) –

метод санаторно-курортного лечения,

предусматривающий дозированные

 физические нагрузки в виде пешеходных

прогулок, восхождений в гористой

местности по определённым,

размеченным маршрутам.

протяжённостью 10 км. Место отдыха и экстремального туризма.

- Километр – это единица массы или времени?

п/о – Единица измерения длины.

- Выразите 10 км в других единицах длины.

п/о   10 км = 10 000 м

        10 км = 100 000 дм

        10 км = 1 000 000 см

  1. Тайна имени. Работа в парах

-    Первые найденные древние записи о Пятигорске относятся к 1334 году, когда в этих местах побывал арабский путешественник Ибн Батута. Позже, эту территорию облюбовали черкесы. Посетивший эти места в XVI веке немецкий посол отзывался о них, как о «смелых пиратах», хоть и живущих по христианским обычаям.      

    Из-за таких беспокойных соседей было решено построить защитные бастионы. И в районе … в 1780 году выросла Константиногорская крепость, воздвигнутая по инициативе великого полководца А. В. Суворова.

- Узнать название этого района нам поможет математика.

Расположите величины в порядке убывания.

Карточки с величинами

1 год

6 сут

120 ч

15 ч

3 ч 5 мин

183 мин

3 600 с

Б

И

Ш

-

Д

А

Г

- Если вы правильно расположили величины, то перевернув карточки должно получиться слово.

    Район Биш -Даг – старинное название местности, на которой располагается современный Пятигорск известен с очень давних времён.

       С целебными водами и благоприятным климатом, поэтому эти земли были заселены гораздо раньше, чем остальные северо-кавказские   территории.

- Мы с вами привыкли считать, что название нашего города происходит от сине-лиловой громады Бештау («беш» - пять, «тау» - гора).

- Интересно, что каждая из этих версий может оказаться правдой.

  1. Психологическая разгрузка (блок 3)

(этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга». Игровое упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение)

- Давайте сделаем паузу в нашем путешествии и проведём физкультминутку.

Учащиеся встают

из-за парты и руками

показывают заданные

направления

  1. У нас в городе все улицы – прямые линии.

(Руки разводят в стороны)

  1. Улицы от центра города ведут в курортную зону.

(Руки переводят в положение перед собой)

  1. Улицы пересекаются под прямым углом.

(Показывают руками прямой угол)

  1. Парк Цветник (Нагорный парк) представляет развёрнутый угол с круговыми площадями.

(Руки на ширине плеч и круговые вращения кистями)

  1. Улица Кирова похожа на «гантелю»

(Сгибания и подъём рук с «гантелями)

  1. Интеллектуальная разминка (блок 5)

        (Представляет с собой усложняющееся задание, направленное на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся)

  1. Решение задач с различными величинами.

- Посмотрите на карту старого Пятигорска и на современную карту. Изменилась ли площадь города?

- Давайте посчитаем и узнаем какая была площадь Пятигорска. Решим задачу.

Задача 1. (Предметный смысл дроби)

 

  Площадь современного Пятигорска 98 км2 . Найдите площадь старого города Пятигорска, если известно, что она составляет 5 площади      

                                                                                                       14

современного города.

Один учащийся

записывает решение

 на доске

                                                                                        98 : 14 · 5 = 35 (км2)

Ответ: 35 км2 площадь

старого г. Пятигорска.

  1. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Самостоятельное выполнение теста «Преобразование величин с опорой на систему знаний  (через телефон или планшет).

Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти.

Тест

  1. В каких единицах ты выразишь площадь комнаты?

а)    в см

б)    в  м

в)    в   м2

          2. Выбери знак, пропущенный в записи: 500 дм2 … 9 м2

                а)    >

б)    <

                в)    =

        3. Миша пробежал дистанцию за 1 мин 45 сек, Серёжа – за 145 сек., а Толя – за 115 сек. Кто из них занял 1 место?

                а) Толя

                б) Серёжа

                в)  Миша

        4.  Выбери пару величин, которую можно сравнить.

                 а) 63 км и 63 000 м

                 б) 43 м и 34 м2

                 в) 85 кг и 82 км

        5. Длина гвоздя 1 дм 2 см. Какова длина гвоздя  в миллиметрах?

                 а) 102 мм

                 б) 120 мм

                 в) 1 200 мм

Результат ребята

Получают сразу.

  1. Резюме (релаксация) (блок 6)

(Подведение кратких итогов, выявление мнений об уроке. Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока).

- Какой вопрос мы ставили вначале урока?

- Как  теперь вы на него ответите?

Интерес: - Что интересного было на уроке?

Творчество: - Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение: - Чему вы научились?

Главное: - Что сегодняшний урок принёс мне?

Оценивание работы, выставление отметок на уроке.

Индивидуальный маршрутный лист

Индивидуальный маршрутный лист Ф.И.___________________________________________

Оцени свою работу. Поставь себе оценку за урок.

Задание

Кто оценивает

Критерии оценки

Баллы

  1. Работа в парах

(расположение величин

в порядке убывания)

Оценивает

напарник

Активно помогал – 3 б.

Работал, но

допускал ошибки – 2 б.

Не работал – 0 б.

  1. Решение задачи

Оцени себя сам

0 ошибок – 3 б.

1 ошибка – 2 б.

2  ошибки  - 0 б.

  1. Тест «Преобразование величин»

Оцени себя сам

Решил без ошибок

с первой попытки – 3 б.

Решил, но допустил 1, 2 ошибки – 2 б.

Допустил 3 и более ошибок – 0 б.

Итоговое количество баллов:

9 б. – «5»                                      7 – 8 б. – «4»                                     5 – 6 б. – «3»

  1. Домашнее задание (творческого характера)

Я предлагаю вам самостоятельно составить задачу на основе краеведческих данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по нахождению величин по сумме и разности.

Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Решение задач по нахождению величин по сумме и разности"....

Урок-путешествие «Полёт в космос» по теме: «Решение задач с различными величинами.»

4 класс , программа "Гармония" , автор учебника Истомина Н.Б. Урок-путешествие "Полёт в космос" был разработан и проведен в канун дня рождения Ю.А. Гагарина и был дан в классе мальчиков(гендерное...

Конспект урока математики 1 класс. Величины. Длина. Масса. Объём.

Урок математики. Закрепление материала по теме "Величины. Длина. Масса. Объём"....

Урок математики в 4 классе "Решение задач с разными величин

На уроке решаются практические задачи с разными величинами с использованием различных форм записи: чертёж, таблица, график....

Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами.

Выступление на ШМО.  .Методика  обучения  решению задач с пропорциональными величинами....