Открытый урок в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства -2025 (Тема урока: «Решение текстовых задач», 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Попова Мария Александровна

Открытый урок «Решение текстовых задач» для второго класса, проведенный в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства в 2025 году, продемонстрировал методику эффективного обучения решению простых арифметических задач с использованием игровых приёмов и наглядных материалов. Педагог представил приёмы поэтапного разбора условия задачи, формирования алгоритма действий и контроля полученных решений учениками самостоятельно. Урок акцентирует внимание на формировании базовых вычислительных навыков, развивает логическое мышление и коммуникативные способности учащихся младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, меня зовут Мария Александровна сегодня я проведу у вас урок математики. А на урок я пришла с помощницей.

-Алиса поздоровайся с ребами.

- Ребята, я хочу вас познакомить с историей про одного мальчика. Посмотрите на портрет.

- Когда-то давно, жил мальчик, он отличался от всех своим внешним видом. Он часто болел и был слабым, все его сверстники обходили его стороной. Над ним все смеялись, и никто не хотел с ним дружить. Но у него была мечта, к которой он шел на протяжении всей жизни.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым и крепким?

- Ребята, мы с вами тренируем наше тело, а как вы думаете, нужно ли тренировать нашу смекалку?

- Как мы можем тренировать смекалку? Что мы для этого делаем?

- Действительно, загадки, примеры, кроссворды помогают тренировать смекалку. Ребята, у нас урок математики. Математика – это царица наук. И она больше всего помогает нам тренировать и развивать наш ум.

- Изучение математики, подобно достижению героических высот, требует упорства, терпения и усилий. Давайте вместе откроем новые математические горизонты.

Тема нашего урока «Решение текстовых задач».

- Запишите тему на рабочем листе.

- Как вы думаете, к чему мы будем стремиться на уроке?

- Предлагаю начать наш урок с гимнастики

 гимнастика у нас сегодня не простая. Помимо того, что это гимнастика для ума, она называется «Нейрогимнастика».

- А вы когда-нибудь писали сразу двумя руками?

- Сейчас потренируемся. Возьмите ручки в правую и левую руку. Нас ждет с вами необычное задание. Посмотрите на доску вам нужно одновременно двумя руками обвести правильные ответы геометрической фигурой.

- Посмотрите на доску. Например, число 2, нужно обвести на обеих частях в геометрическую фигуру квадрат. Показать, как обвести.

Из числа 20 вычесть число 5. – 15. Обведите полученный ответ в круг.

К полученному числу прибавить число 3. – 18. Обведите ответ в треугольник.

Из данного числа вычесть число 10. – 8. Обведите полученный ответ в квадрат.

К полученному числу прибавьте 2. – 10. Обведите ответ в овал.

- Проверим, кто же у нас самый смекалистый. Сравните, что у вас получилось.

- Вы отлично справились с гимнастикой.

- Ребята, посмотрите у меня в руках прутик. Посмотрите, он легко может сломаться. Посмотрите, теперь у меня в руках пучок, и он не ломается. Попробуйте, может у вас получится. Подхожу к не активным детям.

- Как легко можно сломать один прутик, и как сложно, когда их много. Давайте подумаем, нам будет лучше справляться с царицей математикой, когда будем работать по одиночке или все вместе?

- Сейчас, мы все вместе поможем нашему мальчику справиться с заданием, поработаем в парах. На уроке у меня тоже есть помощница Алиса, она хранительница времени.

- На ваших столах лежит белая карточка. В паре необходимо выбрать из данных текстов задачи. Если это задача, напротив ставим «+», если это не задача, напротив ставим «-«

- Проверить карточку. Прочитайте, что относится к задаче. Прочитайте, что не относится к задаче.

- Ребята, прочитайте последний текст. Это задача?

- Это задача с подвохом. Я хотела вас обмануть, а вы справились с моим заданием, я вижу, нейрогимнастика нам помогла.

- Теперь мы с вами заполним кластер. Кластер – это схема, мы будем заполнять пропуски.

- Задача – это текст с числовыми данными. Запишите в рабочие листы, что такое задача.

- Вспомните, из чего состоит задача? (По очередности на экране. Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа)

- Прочитайте, что у вас получилось, опирайтесь на кластер.

- Замечательно, движемся дальше.

- Посмотрите на экран. Прочитайте задачу.

На выставке военной техники представлены танки и самолеты. Танков было 5, а самолетов на 3 больше. Сколько самолетов было на выставке?  

- О чем говорится в задаче? (В задаче говорится о технике)

- Какая техника представлена? (Танки и самолеты)

- Что нам известно про танки? (Их было 5)

- А что известно про самолеты? (Неизвестно)

- Что нам сказано про самолеты? (Что их было на 3 больше, чем танков)

- Что нам нужно найти в задаче? (Сколько было самолетов)

- Посмотрите на экран, вам представлены краткие записи. Выберите цвет карточки, на которой краткая запись подходит к задаче.

- Назовите решение, ответ.

- Посмотрите на экран, что вы видите?

- Придумайте задание, что мы будем делать? (Составим задачу по краткой записи и опорным словам)

На выставке военной техники были представлены ______ и ________.  ____ было ____,  а ______ на 3 _____. Сколько _____ было представлено на выставке?

Танки - ?, на 3 м.

Самолеты – 8

- Вставьте подходящие слова по смыслу, чтобы у вас получилась задача.

- Прочитайте задачу.

На выставке военной техники были представлены танки и самолеты. Самолетов было 8, а танков на 3 меньше. Сколько танков было представлено на выставке?

- О чем говорится в задаче? (О технике)

- Какая была техника? (Самолеты и танки)

- Что нам известно про самолеты? (Что их было 8)

- Что нам известно про танки? (Нам неизвестно сколько было танков)

- Что нам нужно найти в задаче? (Сколько было танков)

- Найдите решение, скажите ответ.

- Всё верно, на ваших рабочих листах задание со звездочкой. Вам необходимо прочитать задачу, выбрать верную краткую запись, найти решение и записать ответ.  Время на выполнение задания 3 минуты, за временем будем следить моя помощница. Алиса таймер 3 минуты.

- Проверьте решение, краткую запись, решение, ответ.

- В кабинете определены обозначающие знаки, посмотрите на них. Ваша задача объединиться в группы. Каждый из вас получит карточку, в которой написано условие, вопрос, краткая запись, решение и ответ. Вам нужно объединиться в группу, чтобы у вас получилась – задача. Изображение – морошки, задача получится про морошку. Изображение – чума, задача получится про чум. Изображение – оленей, задача получится про оленей.

- Время выполнения на данное задание 3 минуты. Алиса таймер.

- Объяснить задачу, проверить.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Урок подходит к концу. Встаньте все в круг. Помните мы на протяжении урока тренировали с вами смекалку, но нужно тренировать ещё и ловкость. У меня есть необычный кубик, на котором подписаны грани и даны подсказки. Я буду кидать кубик, ваша задача, опираясь на опорные слова ответить на вопросы.

- Отлично. Ребята подойдите к экрану. Вспомните про мальчика, о котором мы говорили в начале урока. Посмотрите на портрет.

- Кто может сказать, кто это?

- А.В. Суворов – самый знаменитый в русской истории полководец. За свою жизнь он не проиграл ни одного сражения, он является героем нашей страны.

- 2025 год губернатор Ямала Дмитрий Андреевич Артюхов объявил годом героя на Ямале.

- Вы для меня настоящие герои, как много мы выполнили заданий на уроке. Когда-то и Суворов, добился своей мечты и покорил Альпы. Альпы – это одни из самых высоких гор на земле. Ведь вы сегодня были как те прутики, которые весь урок держались вместе, и достигли новых математических высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» - муниципальный этап

Стартовал конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015-2016 учебном годуПрием работ для участия в Конкурсе будет проводиться в этом году только по 3 направлениям1.  Гум...

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...

Конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Международный конкурс педагогического мастерства...