Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах .
учебно-методический материал по математике

Варфоломеева Наталья Алексеевна

 Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей начальных классов коррекционной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах .

 Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей начальных классов коррекционной школы .

Игры, применяемые на этапе объяснения нового  материала

1. Математический бег по числовому ряду.

Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

                      4 + 2 =     8 + 2 =     6 + 2 =

                      4 – 2 =     8 – 2 =     6 – 2 =         и т. п.

Содержание игры. Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.

- С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

- Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

- Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

Таким же образом отрабатывается приём вычитания числа 2. Далее задание усложняется: открываю записанные заранее на доске пары примеров, дети, выполняя «математический бег», называют результаты.

2. Было – стало.

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

3. Карусель. 

Цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.

Оснащение. Картонный круг, в отверстие в центре которого вставлен карандаш. Фигурки разных зверюшек, вылепленные детьми из пластилина.

Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки, например, 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем. покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг против часовой стрелки и останавливает его так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям), снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют два примера на сложение: 3 + 2 = 5  и   2 + 3 = 5.

        Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составлять пары примеров на сложение. В итоге дети подводятся к  выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

4. Числа, бегущие навстречу друг другу.

Цель. Ознакомление с составом числа 8. Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.

Оснащение. Ряд чисел от 0 до 8.

Содержание игры. Учитель предлагает детям соединить парами числа, бегущие навстречу друг другу и составить соответствующие примеры.

  1. 1  2  3  4  5  6  7  8

 0 + 8 = 8      1 + 7 = 8     2 + 6 = 8     3 + 5 = 8    

Делается вывод о том, что в числовом ряду от 0 до 8 числа, бегущие навстречу друг другу, в сумме составляют число 8. После этой работы  составляется число 8 из чисел, бегущих навстречу друг другу.

5. Диспетчер и контролёры.

Цель. Ознакомление  с составом числа 10.

Оснащение.  На доске схематически изображается аэропорт и на некотором расстоянии – стоянка такси и рисунки автомашин. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к аэропорту (перемещает по 1 машине из 1 прямоугольника в другой). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько машин отправили к аэропорту и сколько их остаётся после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:

  1.  1   2   3   4   5    6   7   8   9   10

                   10    9   8   7   6   5   4    3    2   1    0

В результате делается вывод о составе числа 10.

 Игры, применяемые на этапе закрепления.

1. Угадай место игрушки.

Цель. Закрепление приёма образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путём прибавления (вычитания) единицы, формирование и закрепление умения читать простейшие математические выражения вида: 1 + 2,  3 + 2.

Оснащение. Рисунки игрушек с записанными на обратной стороне примерами указанного вида. На магнитной доске нарисована лесенка. Игрушка - Чебурашка.

Содержание игры. Учитель говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание – расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке». Дети поочерёдно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.

        В этой игре полезны задания на определение положения игрушек относительно друг друга, на сравнение  их по цвету и размеру.

2. Украсим елку игрушками.

Цель. Закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

Оснащение. Изображение ёлки с номерами игрушек, Деда Мороза со Снегурочкой на доске, изображения ёлочных игрушек  у детей на партах.

Содержание игры. Учитель вводит детей в игровую ситуацию следующими словами: «Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание. Они развесили номера игрушек на ёлке, а на доске записали их в виде примеров. Вы сможете сами украсить ёлку, если решите примеры, записанные на доске». Учитель показывает на пример, ученик, решив пример, вешает свою игрушку на соответствующий номер.

4. Войди в ворота.

Цель. Закрепление знания о составе числа 10.

Оснащение. карточки чисел от 0 до 10.

Содержание игры. Дети берут карточки с числами от 0до 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их сумма составляла число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару. Игра продолжается аналогично.

5. Украсим ёлочку шарами.

Цель. Закрепление приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Оснащение. Рисунки домиков и ёлочек.

Содержание игры. Детям предлагается нарисовать на верхнем ярусе ёлочки число шаров, равное первому слагаемому. На втором и третьем ярусах их нужно нарисовать такое число, которое равно второму слагаемому. При этом число шаров на втором ярусе должно дополнить число шаров на первом ярусе до 10. На третьем ярусе нужно нарисовать остальные шары.

         Ученикам выдаются 4 варианта карточек, каждый из них решает свой пример, потом способы решения примеров анализируются всеми учениками.

6. Лучший космонавт.

Цель. Закрепление навыков прибавления числа 8 к однозначному числу с переходом через разряд.

Оснащение. Рисунки ракет с номерами по количеству учащихся в классе, но не более 7. Карточки с примерами изучаемого вида.

Содержание игры. Ракеты с номерами  от 1 до 7 вывешиваются на доске. 7 учеников выходят к доске. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты

  Для прогулок по планетам.

  На какую захотим, на такую полетим!

  Но в игре один секрет:

  Опоздавшим места нет».

        Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

        7. Цирк.

Цель. Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Оснащение. Таблица с изображением арены цирка с весёлым Петрушкой посередине. Рисунки животных, выступающих в цирке.

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправляются в необыкновенное путешествие – в цирк. Он выясняет у учащихся, кто был в цирке, каких артистов видел. Затем идёт работа по таблице, на которой изображена арена цирка. Петрушка разделил арену цирка на 10 частей – площадок, каждую из них обозначил своим номером, а место каждого артиста зашифровал примером. Решив примеры правильно, артисты узнают свои места на арене цирка. Но артисты не знакомы с приёмами устного счёта. «Помогите им», - обращается учитель к детям. Каждый ученик, решив примеры, записанные под изображениями артистов, «расставляет» их по своим местам.

8. Волшебная яблоня.

Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок.  Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.    

Содержание. На доске висит  изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.

2 + □ = 5        4 + 2 = □       □ – 3 = 6   и т. п.

Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.

Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...

Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах

Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...

Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах

Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...

Дидактические игры и занимательные задания на уроках математики.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания....

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный матери...

игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах

Одним  из эффективных  средств активизации позновательной  деятельности смладших школьников  на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения  позновательной...