Решение задач на движение
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач на движение
Цель: формирование представлений о задачах на движение и их компонентах
Задачи:
Дидактические: учить использовать единицы величин при решении задач, использовать при решении задач единицы длины, времени, скорости; использовать при решении задач соотношения между скоростью, временем и пройденным путем , формировать знание о решении практических задач в 1-3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, составлять модель текстовой задачи, распознавать верные и неверные утверждения, выполнять прикидку результата вычисления, строить логические рассуждения и формулировать выводы
Развивающие: развивать планирование действий по решению учебной задачи для получения результата; развивать умение представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;, в процессе диалога задавать вопросы, высказывать суждения, комментировать процесс вычисления, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять полученные ответ с использованием изученной терминологии, устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности
Воспитательные: воспитывать осознание необходимости изучения математики для развития способности мыслить, рассуждать; осознания познания, познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в расширении своих знаний, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия
Этап урока | Образовательная Задача этапа урока | Методы И приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации | Создавать условия для возникновения внутренней потребности,актуализировать требования к ученику , установить тематические рамки учебной деятельности | Словесный (беседа) | Этот урок у нас сейчас Прочитаем хором фразу на доске: Вместе возьмемся - всего добъемся! Ребята, как вы понимаете эту фразу? Какими мы должны быть на уроке? (активными, инициативными, дружными, внимательными) Как будем работать на уроке? ( вместе, дружно, сообща) Давайте сделаем эту фразу девизом нашего урока! | Приветствуют учителя, формулируют собственнную мысль | фронтальная | Карточка с выражением на доске | Контроль учителя | Формулируют собственную мысль | Р: оценивать свой вклад в общий результат | Устойчивая положительная мотивация к деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации и фиксирование затруднения | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный ( беседа) Практический( упражнение) Словесный( беседа) | Ребята, посмотрите на слайд, что вы можете сказать о объектах? Они движутся. В каком направлении ( навстречу друг другу) Какое движение вы знаете еще ?( противоположное, в одном направлении) Ребята, как вы думаете, а что обозначает красный флажок на картинке ( место встречи) С какими величинами связанно движение машин? ( скорость, время, расстояние) Предлагаю вам выполнить задание, чтобы увидеть взаимосвязь данных величин. Для этого я раздам вам карточки, на которых вы должны будете найти скорость, время и расстояние. Задание выполняется индивидуально
Итак, ребята, проверим, что у вас получилось. Как вы находили расстояние( скорость умножали на время) Какой ответ у вас получился ( 18 км) Молодцы Как находили время ( расстояние делили на скорость) Какой ответ получили? ( 4 ч) Как находили скорость( расстояние делили на время) Что получилось ( 9 км/ч) | Устанавливают причинно- следственные связи Осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности Объясняют полученный ответ с использованием изученной терминологии | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Презентация Power Point Карточки Презентация Power Point | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, строить логические рассуждения | П: устанавливать причинно-следственные связи осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; | Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств,осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать | |||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения. | проанализировать шаг за шагом; зафиксировать шаг, на котором возникло затруднение;соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами | Словесный( беседа) | Каким задачам будет посвящен наш урок? ( задачам на движение) Какую цель поставим на уроке? (закрепить решение задач на движение) Тема урока - Решение задач на движение Ребята, а что нам поможет в достижении цели( план) | В процессе диалога высказывают суждения и формулируют выводы | Фронтальная | Презентация Power Point | Контроль учителя | Делать выводы | К:в процессе диалога задавать вопросы, высказывать суждения | Осознание необходимости познания | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап построение проекта выхода из затруднения | сформулировать конкретную цель,предложить и согласовать тему урока, выбрать способ построения нового знания,выбрать средства | Практический(составление плана) | ( план составляют в паре у доски, остальные в парах на местах) План:
Давайте проверим, что у вас получилось Ребята, на партах у вас лежат листы самооценки, при помощи них мы будем оценивать свою деятельность на уроке
| Планируют свою деятельность, устанавливая причинно- следственные связи в диалоге с одноклассниками | Парная | Карточки, Интерактивное оборудование, Learning Apps | взаимоконтроль | Формулировать выводы | Р:планировать свою деятельность на уроке П: устанавливать причинно-следственные связи К: договариваться и приходить к общему решению | Стремление прислушиваться к мнению одноклассников | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом | Практический( решение задач) Практический( разбор задачи) Практический( решение задач) Практический( решение задач) | Ребята, какой первый пункт плана?(Повторить величины, взаимосвязанные с движением ) Решим задачу Скорость Время Расстояние
Мальчик Девочка
С какой скоростью двигалась девочка? (5 м/с). С какой скоростью двигался мальчик? (6 м/с) Сколько времени они были в пути? ( 4 секунды) Ребята, 4 секунды двигался мальчик и 4 секунды двигалась девочка, значит время у них одинаковое Какой вопрос задачи? ( найти длину ледяной дорожки) Итак, зная скорость мальчика ( 6 м/с) и зная сколько он был в пути ( 4 с) , что мы можем узнать? ( какое расстояние преодолел мальчик) Зная скорость девочки( 5м/с) и зная сколько она была в пути( 4с), что мы можем найти? ( какое расстояние преодолела девочка) Зная, какое расстояние преодолели мальчик и девочка( что мы можем найти) ( длину ледяной дорожки) Сколько у нас появилось вопросов ? ( 3) Какой первое действие ? (умножение) Что мы найдем? (расстояние, которое преодолел мальчик) Какое второе действие?( умножение) Что мы найдем( расстояние, которое преодолела девочка) Какое третье действие? (сложение) Что мы найдем? ( длину ледяной дорожки) Выйдите и запишите решение задачи
Ответ: 44 метра длина беговой дорожки
Итак, ребята, какой пункт плана мы выполнили? ( повторили величины, взаимосвязанные с движением) Оцените свою деятельность в листах самооценки Какой следующий пункт плана? ( Сделать вывод) Ребята, как связаны между собой величины в задачах на движение( они зависят друг от друга) Ребята, какую взаимосвязь вы увидели находя расстояние, скорость нужно умножить на время) А как найти время, зная скорость и расстояние( расстояние поделить на скорость) А как узнать скорость, зная расстояние и время ( расстояние разделить на время) Молодцы, ребята, оцените свою деятельность в листах самооценки Какой следующий пункт плана? Выполнить практическую работу Открываем учебник на странице 16, упражнение 61. Ребята, прочитайте первую задачу В каком направлении двигались лыжники( навстречу друг другу) С какой скоростью шел первый лыжник? ( 12 км/ч) С какой скоростью шел второй лыжник? ( 14 км/ч) Через сколько встретились лыжники( через 3 часа) Какой вопрос задачи? ( Какое расстояние между поселками)
Зная, с какой скоростью шел первый лыжник и его время в пути( что мы можем узнать) ( расстояние, которое прошел первый лыжник) Зная с какой скоростью шел второй лыжник и его время в пути, что мы можем узнать( расстояние, которое прошел второй лыжник) Зная, расстояние которое прошел первый лыжник и расстояние, которое прошел второй лыжник( что мы можем найти) расстояние между поселками Сколько вопросов у нас получилось? ( 3) Какое первое действие? ( умножение) Что мы найдем? ( расстояние, которое прошел первый лыжник) Какое второе действие( умножение) Что мы найдем? ( расстояние которое прошел второй лыжник) Какое третье действие? ( сложение) Что мы найдем? ( расстояние между поселками) Выйдите и запишите решение задачи
Ответ: 78 км расстояние между поселками Рассмотрим следующую задачу Ребята, прочитайте задачу Какое расстояние между поселками?(78 км) С какой скоростью шел первый лыжник( 12 км/ч) А второй лыжник - 14 км/ч Какой вопрос задачи? ( Через сколько часов лыжники встретились)
Зная, скорость первого лыжника и скорость второго лыжника? ( что мы можем найти? ) общую их скорость Зная общую скорость лыжников и расстояние межу поселками( что мы можем найти?) ( время, через сколько они встретились) Сколько вопросов у нас получилось( 2) Какой действие первое ( сложение) Что узнаем( общую скорость) Какое действие второе ( деление) Что узнаем? ( время, через сколько лыжники встретились) Запишем решение задачи
Ответ: 3 часа Давайте с вами немного отдохнем Встаньте и выйдите из-за своих парт и повторяем за мной физминутка: Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) Присаживайтесь, ребята | Используют при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем. Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата ; представляют текстовую задачу ее решение в виде схемы, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной задачи Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, понимают и используют математическую терминологию при решении практических задач Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Характеризовать свои успехи в изучении математики Формулировать утверждение ( вывод) Используют текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи, комментируют процесс вычисления, построения, решения Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, понимают и используют математическую терминологию при решении практических задач Используют текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи, комментируют процесс вычисления, построения, решения Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, комментируют процесс вычисления, построения, решения Выполняют физминутку | Фронтальная Фронтальная индивидуальная фронтальная Фронтальная фронтальная Фронтальная фронтальная | Презентация Power Point Презентация Power Point Листы самооценки Презентация Power Point учебник Учебник Учебник учебник | Контроль учителя Контроль учителя самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем решать текстовые задачи в 1–3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления формулировать утверждение (вывод) формулировать утверждение (вывод) использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления | планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; | осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств характеризовать свои успехи в изучении математики осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании , | |||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Практический(решение задачи) | Итак, ребята, решаем третью задачу Прочитайте задачу Какое расстояние между поселками? ( 78км) Что сказано про время( лыжники встретились через 3 часа) С какой скоростью двигался 1 лыжник? ( 12 км/ч) Какой вопрос задачи? ( узнать , с какой скоростью двигался второй лыжник)
Зная, с какой скоростью двигался первый лыжник и его время в пути? ( что мы можем найти) ( какое расстояние прошел) Зная, расстояние между поселками и расстояние, которое прошел первый лыжник? ( что мы можем найти) ( какое расстояние прошел второй лыжник) Зная какое расстояние прошел второй лыжник и время его в пути( что мы можем найти) скорость второго лыжника Сколько вопросов у нас получилось ( 3) Какое действие первое ? ( умножение) что мы найдем? ( расстояние, которое прошел первый лыжник) Какое действие второе ( вычитание) Что мы найдем? ( расстояние, которое прошел второй лыжник) Каким действие третье ( деление) Что мы найдем? ( скорость второго лыжника) Выйдите и запишите решение задачи
Ответ: скорость второго лыжника 14 км в час Ребята, мы с вами решали задачи про лыжников. Скажите, как вы думаете для чего лыжники катались на лыжах? ( чтобы укрепить здоровье, заниматься спортом) Скажите, а почему важно укреплять здоровье/заниматься спортом ( так как это основа жизнедеятельности человека) | Решают текстовые задачи в 3 действия, выбирая при решении подходящие способы вычисления, комментируют процесс вычисления, постороения, решения. Объясняют полученный ответ с использованием изученной терминологии, используют при решении текстовых задач соотношение между скоростью, временем, пройденным путем Высказывают суждения | Фронтальная фронтальная | Учебник Презентация Power Point | Контроль учителя Контроль учителя | решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем строить логические рассуждения | К:комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; П:представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой высказывать суждения | осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их понимающий ценность жизни, здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала | Практический( решение задачи) | Сейчас я вам предлагаю самостоятельно решать задание на карточке, которые раздам Итак, проверим, что у вас получилось Какой был вопрос задачи? Какое действие было первым? Что находили? ( скорость сближения) Какое действие было вторым ? ( умножение) Что находили?( расстояние между городами) Давайте проверим ваши схемы и решение! Какой пункт плана мы выполнили? ( выполнили практическую работу) Оцените свою деятельность в листах самооценки
| Решают текстовые задачи в 3 действия, выбирают при решении подходящие способы вычисления, осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности | Индивидуальная | Раздаточный материал | самоконтроль | решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления | Р:осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | первоначальные представления о научной картине мира познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап проговаривания и включения в систему знаний | Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке | Словесный( беседа) | Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам поучаствовать в математическом диктанте, буду зачитывать вам утверждение,если вы согласны то вы хлопаете, если не согласны - топаете 1) Если лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч, то он прошёл за это время 16 км? (-) 2) Если турист из города в горы прошёл 90км со скоростью 5 км/ч, то времени он затратил на этот путь 18ч? (+) 3) Если велосипедист за 10 часов проехал 180 км, то его скорость равна 18 км/ч?(+) 4) Если метро движется со скоростью 75 км/ч, то оно за 2ч проходит 25 м?(-) 5) Если поезд за полчаса проходит 18 км, то за 1 час проходит 9км? (-) 6)Все эти утверждения объединяют задачи на движение (+) Ребята, какой вывод мы можем сделать? Как взаимосвязаны величины, связанные с движением Где нам пригодятся знания о решении задач о движении в жизни(Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.) Вернемся к девизу нашего урока. Открыли ли вы для себя что-то новое? Как вы это делали | Отвечают на вопросы по изученному материалу Формулируют собственное мнение Распознают верные и неверные утверждения | фронтальная | Презентация Power Point | Контроль учителя | Выражать собственное мнение, аргументировать его Распознавать верные и неверные утверждения | К.: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу П.: формулировать выводы Р.: удерживать учебную задачу | Осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат | |||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Организовывать самооценку учениками, собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результатов своей учебной деятельности | Словесный( беседа) | Ребята, давайте проанализируем ваши листы самооценки посмотрите на слайд и продолжите фразы Сегодня у меня получилось ... На уроке было трудным... Эти знания мне пригодятся... | Осуществляют самоконтроль | Индивидуальная | Слайд | самоконтроль | Выражать собственное мнение, аргументировать его; | Р:устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия | |||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по математике 4 класс "Устный счёт по теме:Решение задач на движение"
Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007...
Решение задач на движение
Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"
Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.
1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии;формировать вычислительные навыки, навыки решения прос...

Решение задач на движение.
Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"
Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...








