Решение задач на движение
план-конспект урока по математике (4 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Решение задач на движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_dvizh.docx849.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач на движение

Цель: формирование представлений о задачах на движение и их компонентах

Задачи:

Дидактические: учить использовать единицы величин при решении задач, использовать при решении задач единицы длины, времени, скорости; использовать при решении задач соотношения между скоростью, временем и пройденным путем , формировать знание о решении  практических задач в 1-3 действия,  выбирать при решении подходящие способы вычисления, составлять  модель текстовой задачи, распознавать верные и неверные утверждения, выполнять прикидку результата вычисления, строить логические рассуждения и формулировать выводы

Развивающие: развивать планирование действий по решению учебной задачи для получения результата; развивать умение представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;, в процессе диалога задавать вопросы, высказывать суждения, комментировать процесс вычисления,  устанавливать причинно-следственные связи, объяснять полученные ответ с использованием изученной терминологии, устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности

Воспитательные: воспитывать осознание необходимости изучения математики для развития способности мыслить, рассуждать; осознания познания, познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в расширении своих знаний, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы

И приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации

Создавать  условия для возникновения внутренней потребности,актуализировать требования  к ученику , установить тематические  рамки учебной деятельности

Словесный (беседа)

Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Анатольевна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

Прочитаем хором фразу на доске:

Вместе возьмемся - всего добъемся!

Ребята, как вы понимаете эту фразу?

Какими мы должны быть на уроке? (активными, инициативными, дружными, внимательными)

Как будем работать на уроке? ( вместе, дружно, сообща)

Давайте сделаем эту фразу девизом нашего урока!

Приветствуют учителя, формулируют собственнную мысль

фронтальная

Карточка с выражением на доске

Контроль учителя

Формулируют  собственную мысль

Р: оценивать свой вклад в общий результат

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации и фиксирование затруднения

Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности

Словесный ( беседа)

Практический( упражнение)

Словесный( беседа)

Ребята, посмотрите на слайд, что вы можете сказать о объектах?

Они движутся.

В каком направлении ( навстречу друг другу)

Какое движение вы знаете еще ?( противоположное,  в одном направлении)

Ребята, как вы думаете, а что обозначает красный флажок на картинке ( место встречи)

С какими величинами связанно движение машин?

( скорость, время, расстояние)

Предлагаю вам выполнить задание, чтобы увидеть взаимосвязь данных величин. Для этого я раздам вам карточки, на которых вы должны будете найти скорость, время и расстояние. Задание выполняется индивидуально

Время

(ч)

Скорость ( км/ч)

Расстояние

(км)

3

6

?

?

15

60

7

?

63

Итак, ребята, проверим, что у вас получилось. Как вы находили расстояние( скорость умножали на время) Какой ответ у вас получился ( 18 км)

Молодцы

Как находили время ( расстояние делили на скорость)

Какой ответ получили? ( 4 ч)

Как находили скорость( расстояние делили на время)

Что получилось ( 9 км/ч)

Устанавливают причинно- следственные связи

Осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности

Объясняют полученный ответ с использованием изученной терминологии

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Презентация Power Point

Карточки

Презентация Power Point

Контроль учителя

Самоконтроль

Контроль учителя

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем,

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем,

строить логические рассуждения

П: устанавливать причинно-следственные связи

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств,осознавать необходимость изучения математики для  способности мыслить, рассуждать

Выявление места и причины затруднения.

проанализировать шаг за шагом; зафиксировать шаг, на котором возникло затруднение;соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами

Словесный( беседа)

Каким задачам будет посвящен наш урок? ( задачам на движение)

Какую цель поставим на уроке? (закрепить решение задач на движение)

Тема   урока - Решение задач на движение

Ребята, а что нам поможет в достижении цели( план)

В процессе диалога высказывают суждения и формулируют выводы

Фронтальная

Презентация Power Point

Контроль учителя

Делать выводы

К:в процессе диалога  задавать вопросы, высказывать суждения

Осознание необходимости познания

Этап построение проекта выхода из затруднения

сформулировать конкретную цель,предложить и согласовать тему урока, выбрать способ  построения нового знания,выбрать средства

Практический(составление плана)

( план составляют в паре у  доски, остальные  в парах на местах)

План:

  1. Повторить величины, взаимосвязанные с движением.
  2. Сделать вывод
  3. Выполнить практическую работу

Давайте проверим, что у вас получилось

Ребята, на партах у вас лежат листы самооценки,  при помощи них  мы будем оценивать свою деятельность на уроке

Справился самостоятельно

Справился при помощи учителя

Было сложно/ непонятно

Повторить величины , взаимосвязанные с движением

Сделать вывод

Применить полученные знания

Планируют свою деятельность, устанавливая причинно- следственные связи в диалоге с одноклассниками

Парная

Карточки, Интерактивное оборудование, Learning Apps

взаимоконтроль

Формулировать выводы

Р:планировать свою деятельность на уроке

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: договариваться и приходить  к общему решению

Стремление прислушиваться к мнению одноклассников

Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом

Практический( решение задач)

Практический( разбор задачи)

Практический( решение задач)

Практический( решение задач)

Ребята, какой первый пункт плана?(Повторить величины, взаимосвязанные с движением )

Решим  задачу

                               Скорость  Время  Расстояние

6 м/с

4 с

?

?

5 м/с

4 с

?

Мальчик  

Девочка

       

 С какой скоростью двигалась девочка? (5 м/с).

С какой скоростью двигался мальчик? (6 м/с)

 Сколько времени они были в пути? ( 4 секунды) Ребята, 4 секунды двигался мальчик и 4 секунды двигалась девочка, значит время  у них одинаковое

Какой вопрос задачи? ( найти длину ледяной дорожки)

Итак, зная скорость мальчика ( 6 м/с) и зная сколько он был в пути ( 4 с) , что мы можем узнать? ( какое расстояние преодолел мальчик)

Зная скорость девочки( 5м/с) и зная сколько она была в пути( 4с), что мы можем найти? ( какое расстояние преодолела девочка)

Зная, какое расстояние преодолели мальчик и девочка( что мы можем найти) ( длину ледяной дорожки)

Сколько у нас появилось вопросов ? ( 3)

Какой первое действие ? (умножение)

Что мы найдем? (расстояние, которое преодолел мальчик)

Какое второе действие?( умножение)

Что мы найдем( расстояние, которое преодолела девочка)

Какое третье действие? (сложение)

Что мы найдем? ( длину ледяной дорожки)

Выйдите и запишите решение задачи

  1. 6*4=24 (м) - пробежал мальчик
  2. 5*4=20( м) - пробежала девочка
  3. 24+20= 44 (м) - длина беговой дорожки

               Ответ: 44 метра длина беговой дорожки

       

Итак, ребята,  какой пункт плана мы выполнили? ( повторили величины, взаимосвязанные с движением)

Оцените свою деятельность в листах самооценки

Какой следующий пункт плана? ( Сделать вывод)

Ребята, как связаны между собой величины в задачах на движение( они зависят друг от друга)

Ребята, какую взаимосвязь вы увидели  находя расстояние, скорость нужно умножить на время)

А как найти время, зная скорость и расстояние( расстояние поделить на скорость)

А как узнать скорость, зная расстояние и время ( расстояние разделить на время)

Молодцы, ребята, оцените свою деятельность в листах самооценки

Какой следующий пункт плана?

Выполнить практическую работу

Открываем учебник на странице 16, упражнение 61.

Ребята, прочитайте первую задачу

задача 1

В каком направлении двигались лыжники( навстречу друг другу)

С какой скоростью шел первый лыжник? ( 12 км/ч)

С какой скоростью шел второй лыжник? ( 14 км/ч)

Через сколько встретились лыжники( через 3 часа)

Какой вопрос задачи? ( Какое расстояние между поселками)

скорость

время

расстояние

1 лыжник

12 км/ч

3

?

?

2 лыжник

14 км/ч

?

Зная, с какой скоростью шел первый лыжник и его время в пути( что мы можем узнать)  ( расстояние, которое прошел первый лыжник)

Зная с какой скоростью шел второй лыжник и его время в пути, что мы можем узнать( расстояние, которое прошел второй лыжник)

Зная, расстояние которое прошел первый лыжник и расстояние, которое прошел второй лыжник( что мы можем найти) расстояние между поселками

Сколько вопросов у нас получилось? ( 3)

Какое первое действие? ( умножение)

Что мы найдем? ( расстояние, которое прошел первый лыжник)

Какое второе действие( умножение)

Что мы найдем? ( расстояние которое прошел второй лыжник)

Какое третье действие? ( сложение)

Что мы найдем? ( расстояние между поселками)

Выйдите и запишите решение задачи

  1. 12*3= 36( км) - прошел первый лыжник
  2. 14*3=42( км) - прошел второй лыжник
  3. 36+42= 78( км) - расстояние между поселками

                     Ответ: 78 км расстояние между поселками

Рассмотрим следующую задачу

задача 2

Ребята, прочитайте задачу

Какое расстояние между поселками?(78 км)

С какой скоростью шел первый лыжник( 12 км/ч)

А второй лыжник - 14 км/ч

Какой вопрос задачи? ( Через сколько часов лыжники встретились)

Скорость

время

расстояние

1 лыжник

12 км/ч

?

78 км

2 лыжник

14 км /ч

?

 

 Зная, скорость первого лыжника и скорость второго лыжника? ( что мы можем найти? ) общую их скорость

Зная общую скорость лыжников и расстояние межу поселками( что мы можем найти?) ( время, через сколько они встретились)

Сколько вопросов у нас получилось( 2)

Какой действие первое ( сложение)

Что узнаем( общую скорость)

Какое действие второе ( деление)

Что узнаем? ( время, через сколько лыжники встретились)

Запишем решение задачи

  1. 12+14= 26 км( /ч)
  2. 78/26=3 (ч) - время, через которое лыжники встретились

                Ответ: 3 часа

Давайте с вами немного отдохнем

Встаньте и выйдите из-за своих парт и повторяем за мной

физминутка:

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая

вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши

над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Присаживайтесь, ребята

Используют  при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем.

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата ; представляют текстовую задачу ее решение в виде схемы, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной задачи

Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, понимают и используют математическую терминологию при решении практических задач

Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Характеризовать свои успехи в изучении математики

Формулировать утверждение ( вывод)

Используют  текст задания для объяснения способа и хода решения математической  задачи, комментируют процесс вычисления, построения, решения

Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, понимают и используют математическую терминологию при решении практических задач

Используют  текст задания для объяснения способа и хода решения математической  задачи, комментируют процесс вычисления, построения, решения

Решают текстовую в 3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, комментируют процесс вычисления, построения, решения

Выполняют физминутку

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

фронтальная

Фронтальная

фронтальная

Фронтальная

фронтальная

Презентация Power Point

Презентация Power Point

Листы самооценки

Презентация Power Point

учебник

Учебник

Учебник

учебник

Контроль учителя

Контроль учителя

самоконтроль

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем

решать текстовые задачи в 1–3 действия,  выбирать при решении подходящие способы вычисления

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления

формулировать утверждение (вывод)

формулировать утверждение (вывод)

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

осознавать необходимость изучения математики для  способности мыслить, рассуждать

Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств

характеризовать свои успехи в изучении математики

осознавать необходимость изучения математики для  способности мыслить, рассуждать

Проявление познавательного интереса, активности, интереса, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использование м различных информационных средств

осознавать необходимость изучения математики для  способности мыслить, рассуждать

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

,

Первичное закрепление с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Практический(решение задачи)

Итак, ребята, решаем третью задачу

Прочитайте задачу

Какое расстояние между поселками? ( 78км)

Что сказано про время( лыжники встретились через 3 часа)

С какой скоростью двигался 1 лыжник? ( 12 км/ч)

Какой вопрос задачи? ( узнать , с какой скоростью двигался второй лыжник)

Скорость

Время

Расстояние ( 78)

 1 лыжник

12 км/ч

 3ч

?

 2 лыжник

?

?

                                                                                         

Зная, с какой скоростью двигался первый лыжник и его время в пути? ( что мы можем найти)  ( какое расстояние прошел)

Зная, расстояние между поселками и расстояние, которое прошел первый лыжник? ( что мы можем найти)  ( какое расстояние прошел второй лыжник)

Зная какое расстояние прошел второй лыжник и время его в пути( что мы можем найти)  скорость второго лыжника

Сколько вопросов у нас получилось ( 3)

Какое действие первое ? ( умножение)  что мы найдем? ( расстояние, которое прошел первый лыжник)

Какое действие второе ( вычитание)

Что мы найдем?

( расстояние, которое прошел второй лыжник)

Каким действие третье ( деление)

Что мы найдем? ( скорость второго лыжника)

Выйдите и запишите решение задачи

  1. 12*3=36( км) - прошел первый лыжник
  2. 78-36=42(км) - прошел второй лыжник
  3. 42/3=14( км/ч) - скорость второго лыжника

 Ответ: скорость второго лыжника 14 км в час

Ребята, мы с вами решали задачи про лыжников. Скажите, как вы думаете для чего лыжники катались на лыжах? ( чтобы укрепить здоровье, заниматься спортом)

Скажите, а почему важно укреплять здоровье/заниматься спортом ( так как это основа жизнедеятельности человека)

Решают текстовые задачи в 3 действия, выбирая при решении подходящие способы вычисления, комментируют процесс вычисления, постороения, решения.

Объясняют полученный ответ с использованием изученной терминологии, используют при решении текстовых задач соотношение между скоростью, временем, пройденным путем

Высказывают суждения

Фронтальная

фронтальная

Учебник

Презентация  Power Point

Контроль учителя

Контроль учителя

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем

строить логические рассуждения

К:комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

П:представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой

высказывать суждения

осознавать необходимость изучения математики для способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их

понимающий ценность жизни, здоровья

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический( решение задачи)

Сейчас я вам предлагаю самостоятельно решать задание на карточке, которые раздам

Итак, проверим, что у вас получилосьIMG_256

Какой был вопрос задачи?

Какое действие было первым?

Что находили? ( скорость сближения)

Какое действие было вторым ? ( умножение)

Что находили?( расстояние между городами)

Давайте проверим ваши схемы и решение!

Какой пункт плана мы выполнили? ( выполнили практическую работу)

Оцените свою деятельность в листах самооценки

  1. 110+70=180 ( км) - скорость сближения
  2. 180*4= 320( км) - расстояние между городами

Решают текстовые задачи в 3 действия, выбирают при решении подходящие способы вычисления, осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности

Индивидуальная

Раздаточный материал

самоконтроль

решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять выбирать при решении подходящие способы вычисления

Р:осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

первоначальные представления о научной картине мира

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Этап проговаривания и включения в систему знаний

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке

Словесный( беседа)

Чтобы закрепить  наши знания,  предлагаю вам поучаствовать в математическом диктанте,   буду зачитывать вам утверждение,если вы согласны то вы хлопаете, если не согласны - топаете

 1) Если лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч, то он прошёл за это время 16 км? (-)

2) Если турист из города в горы прошёл 90км со скоростью 5 км/ч, то времени он затратил на этот путь 18ч? (+)

3) Если велосипедист за 10 часов проехал 180 км, то его скорость равна 18 км/ч?(+)

4) Если метро движется со скоростью 75 км/ч, то оно за 2ч проходит 25 м?(-)

5) Если поезд за полчаса проходит 18 км, то за 1 час проходит 9км? (-)

6)Все эти утверждения объединяют задачи на движение (+)

Ребята,  какой вывод мы можем сделать? Как взаимосвязаны величины, связанные с движением

Где нам пригодятся знания о решении задач о движении в жизни(Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)

Вернемся к девизу нашего урока.

Открыли ли вы для себя что-то новое? Как вы это делали

Отвечают на вопросы по изученному материалу

Формулируют собственное мнение

Распознают верные и неверные утверждения

фронтальная

Презентация Power Point

Контроль учителя

Выражать собственное мнение, аргументировать его

Распознавать верные и неверные утверждения

К.: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

П.: формулировать выводы

Р.: удерживать учебную задачу

Осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Рефлексия

Организовывать самооценку учениками, собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результатов своей учебной деятельности

Словесный( беседа)

Ребята, давайте проанализируем ваши листы самооценки

посмотрите на слайд и продолжите фразы

Сегодня у меня получилось ...

На уроке было трудным...

Эти знания мне пригодятся...

Осуществляют самоконтроль

Индивидуальная

Слайд

самоконтроль

Выражать собственное мнение, аргументировать его;

Р:устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...