Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.

Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального»

Тип: Урок открытия нового знания.

Класс: 3                                   УМК: «Школа России»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Формулировка темы и цели урока
  5. Открытие нового знания
  6. Физкультминутка

Цель: создать условия для знакомства учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального; научить решать задачи данного вида 2 способами: прямого приведения к единице и обратного приведения к единице; научить составлять краткие записи к данным задачам в виде таблицы.

Развивающие: развивать мышление, память, умение слушать.

Воспитывающие: повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.

Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального»

Тип: Урок открытия нового знания.

Класс: 3                                   УМК: «Школа России»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Формулировка темы и цели урока
  5. Открытие нового знания
  6. Физкультминутка

Цель: создать условия для знакомства учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального; научить решать задачи данного вида 2 способами: прямого приведения к единице и обратного приведения к единице; научить составлять краткие записи к данным задачам в виде таблицы.

Развивающие: развивать мышление, память, умение слушать.

Воспитывающие: повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.

Предметные результаты:

  • Знать оформление краткой записи в виде таблицы данного вида задач;
  • Уметь решать задачи на нахождение четвертого пропорционального;
  • Уметь составлять краткую запись в виде таблицы к данному виду задач;
  • Уметь решать задачи способом прямого приведения к единице;
  • Уметь решать задачи способом обратного приведения к единице.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

  • принимать и сохранять заданную учебную цель;
  • планировать необходимые действия;
  • учиться высказывать свое предложение (версию);
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД: 

  • Читать и слушать, извлекая информацию;
  • Структурирование знаний;
  • Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: 

  • Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации/

Личностные УУД: 

  • смыслообразование;
  • уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и учебные материалы:

  • учебник для 3 класса «Математика».

Ход урока

  1. Организационный момент

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Давайте улыбнёмся друг другу!

  1. Актуализация знаний

Устный счёт

Учитель: Запишите в своих тетрадях число и классная работа. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

1) Увеличьте в 3 раза числа 5; 10.

2) Уменьшите в 6 раз числа 24; 6.

3) Решите задачу устно. Маша купила ручку за 5 рублей. Сколько стоят 3 такие ручки?

4) Заполните таблицу устно.

а

8

12

24

36

10+а

Дети: 1) 15; 30. 2) 4; 1. 3) 15 рублей. 4) 10+8=18; 10+12=22; 10+24=34; 10+36=46.

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: Прочитайте внимательно задачу. Составьте краткую запись к задаче и решите её.

Ластик стоит 2 рубля. Сколько стоят 5 таких ластиков?

-Что известно в условии задачи? (Ластик стоит 2 рублей)

-Что нужно найти? (Сколько стоят 5 таких ластиков?)

- Ластики одинаковые? (Да) Цена будет одинаковой? (Да)

-Какие главные слова запишем в краткой записи? 2 рубля-это что? (Цена) 1 ластик, 5 ластиков-это что? (Количество) Что мы должны найти? (Стоимость 5 ластиков) Запишем краткую запись.

-Что запишем в цене? (2 р.) Что запишем в количестве? (5 л.) Что запишем в стоимости и почему? (Знак «?», т. к. нам необходимо найти стоимость 5 ластиков)

Цена

Количество

Стоимость

2 р.

5 л.

?

-Зная, сколько стоит 1 ластик, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать сколько стоят 5 таки ластиков. Действием умножения) 2·5=10 (р.) – стоимость.

-Мы ответили на вопрос задачи? (Да, 10 рублей стоят 5 ластиков)

Ответ: 10 рублей.

Учитель: -Сколько будет стоить 6 таких ластиков? (12 рублей)

-Сколько будет стоить 2 ластика? (4 рубля) Сколько будет стоить 10 ластиков? (20 рублей)

Учитель записывает данные в таблицу для наглядности.

Цена

Количество

Стоимость

2 р.

5 л.

10 р.

2 р.

6 л.

12 р.

2 р.

2 л.

4 р.

2 р.

10 л.

20 р.

-Что Вы могли заметить? Цена меняется? (Нет, т. к. цена всегда одинаковая- 2 рубля) Количество меняется? (Да) Как меняется стоимость? (Если количество ластиков увеличить в 2 раза, то и стоимость увеличится в 2 раза, если в 5 раз, то и стоимость увеличивается в 5 раз)

  1. Формулировка темы и цели урока

Учитель: Прочитайте задачу и решите её самостоятельно.

За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну?

Дети: Затрудняются в решении данной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи нового вида, выполнять вычисления, составлять краткие записи.

  1. Открытие нового знания

Учитель: Откройте учебники на стр. 46 № 1. Посмотрите, как она оформлена в учебнике? (Краткая запись оформлена в виде таблицы)

Расход овощей за 1 день

Количество дней

Общий расход овощей

Одинаковая

5 д.

10 кг

3 д.

?

- Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитайте. (Расход овощей за 1 день, количество дней и общий расход овощей)

- Что обозначает число 5? (Число 5 означает количество дней)

- Что обозначает число 3? Число 10? (Число 3 тоже обозначает количество дней. Число 10 обозначает количество кг, которые израсходовали за 5 дней)

- Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос?  (Нам нужно найти общий расход овощей, которое израсходовали за 3 дня)

- Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии? (Каждый день расходовали поровну, поэтому расход овощей одинаковый)

Учитель: А теперь попробуем решить данную задачу.

-Что известно в условии задачи? (За 5 дней израсходовали 10 кг овощей.)

-Что нужно найти? (Сколько кг овощей израсходовали за 3 дня.)

-Зная, сколько кг овощей израсходовали за 5 дней, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать сколько кг овощей израсходовали за 1 день. Действием деления) Запишем первое действие.

1) 10:5=2 (кг)-расход овощей за один день.

-Зная, что в один день израсходовали 2 кг овощей, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать, сколько кг овощей израсходовали за 3 дня. Действием умножения.) Запишем 2 действие.

2) 2∙3=6 (кг)-общий расход овощей за 3 дня.

-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Да, за 3 дня было израсходовано 6 кг овощей) Запишем ответ.

Ответ: 6 кг

Учитель: Прочитайте задачу под № 2.

За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько рублей стоит 9 м такой ленты?

Давайте составим краткую запись в виде таблицы к задаче.

- О чем говорится в условии задачи? (6 м ленты купили за 18 рублей)

- У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины используются в магазине? (Основные величины: цена, количество, стоимость) Сколько получится столбиков? (3 столбика)

 Будем читать и заполнять таблицу. За 6 м ленты заплатили 18 р. В какой столбик запишем 6 м? Какого его название? (Количество)

-В какой столбик запишем 18 р.? (Стоимость)

- В какой столбик запишем 9 м?

-А что нам известно про цену? (Она одинаковая, так как просят найти стоимость 9 м такой же ленты)

- Что необходимо найти? В каком столбике и какой строке будем ставить знак «?»? (Нужно найти стоимость 9 м ленты. В стоимости, 2 строка)

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 м

18 р.

9 м

?

- Решите данную задачу самостоятельно.

Дети:                                                    Задача.

Краткая запись.

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 м

18 р.

9 м

?

1) 18:6=3 (р.)-цена за 1 м ленты

2) 3·9=27 (р.)-стоит 9 м ленты

Ответ: 27 рублей.

Учитель: Составьте самостоятельно задачу по таблице. (1 учащийся выходит к доске, учитель помогает, если возникли затруднения)

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 м

18 р.

?

27 р.

Дети: За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько метров такой ленты купили на 27 рублей?

Задача.

Краткая запись.

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 м

18 р.

?

27 р.

1) 18:6=3 (р.)-цена за 1 метр.

2) 27:3=9 (м)-количество ленты.

Ответ: 9 метров купили на 27 рублей.

  1. Физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК  "Школа России",  учебник  2часть стр 10...

Конспект урока "ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, равенства и неравенства, применять способы устных ...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"...

Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и на...

«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений»

Мною был разработан конспект урока математики на тему «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений», в котором подробно расписаны цель, задачи урока, УУД, а...

Конспект урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение четвертого пропорционального" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели урока: формирование умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Планируемые результаты:Предметные:- уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;- знат...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Конспект урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального" 3 класс...