Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
план-конспект урока по математике (3 класс)
Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального»
Тип: Урок открытия нового знания.
Класс: 3 УМК: «Школа России»
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Формулировка темы и цели урока
- Открытие нового знания
- Физкультминутка
Цель: создать условия для знакомства учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального; научить решать задачи данного вида 2 способами: прямого приведения к единице и обратного приведения к единице; научить составлять краткие записи к данным задачам в виде таблицы.
Развивающие: развивать мышление, память, умение слушать.
Воспитывающие: повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока ознакомления учеников с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального»
Тип: Урок открытия нового знания.
Класс: 3 УМК: «Школа России»
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Формулировка темы и цели урока
- Открытие нового знания
- Физкультминутка
Цель: создать условия для знакомства учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с решением задач на нахождение четвертого пропорционального; научить решать задачи данного вида 2 способами: прямого приведения к единице и обратного приведения к единице; научить составлять краткие записи к данным задачам в виде таблицы.
Развивающие: развивать мышление, память, умение слушать.
Воспитывающие: повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.
Предметные результаты:
- Знать оформление краткой записи в виде таблицы данного вида задач;
- Уметь решать задачи на нахождение четвертого пропорционального;
- Уметь составлять краткую запись в виде таблицы к данному виду задач;
- Уметь решать задачи способом прямого приведения к единице;
- Уметь решать задачи способом обратного приведения к единице.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- планировать необходимые действия;
- учиться высказывать свое предложение (версию);
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Читать и слушать, извлекая информацию;
- Структурирование знаний;
- Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации/
Личностные УУД:
- смыслообразование;
- уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и учебные материалы:
- учебник для 3 класса «Математика».
Ход урока
- Организационный момент
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Давайте улыбнёмся друг другу!
- Актуализация знаний
Устный счёт
Учитель: Запишите в своих тетрадях число и классная работа. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
1) Увеличьте в 3 раза числа 5; 10.
2) Уменьшите в 6 раз числа 24; 6.
3) Решите задачу устно. Маша купила ручку за 5 рублей. Сколько стоят 3 такие ручки?
4) Заполните таблицу устно.
а | 8 | 12 | 24 | 36 |
10+а |
Дети: 1) 15; 30. 2) 4; 1. 3) 15 рублей. 4) 10+8=18; 10+12=22; 10+24=34; 10+36=46.
- Постановка учебной задачи
Учитель: Прочитайте внимательно задачу. Составьте краткую запись к задаче и решите её.
Ластик стоит 2 рубля. Сколько стоят 5 таких ластиков?
-Что известно в условии задачи? (Ластик стоит 2 рублей)
-Что нужно найти? (Сколько стоят 5 таких ластиков?)
- Ластики одинаковые? (Да) Цена будет одинаковой? (Да)
-Какие главные слова запишем в краткой записи? 2 рубля-это что? (Цена) 1 ластик, 5 ластиков-это что? (Количество) Что мы должны найти? (Стоимость 5 ластиков) Запишем краткую запись.
-Что запишем в цене? (2 р.) Что запишем в количестве? (5 л.) Что запишем в стоимости и почему? (Знак «?», т. к. нам необходимо найти стоимость 5 ластиков)
Цена | Количество | Стоимость |
2 р. | 5 л. | ? |
-Зная, сколько стоит 1 ластик, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать сколько стоят 5 таки ластиков. Действием умножения) 2·5=10 (р.) – стоимость.
-Мы ответили на вопрос задачи? (Да, 10 рублей стоят 5 ластиков)
Ответ: 10 рублей.
Учитель: -Сколько будет стоить 6 таких ластиков? (12 рублей)
-Сколько будет стоить 2 ластика? (4 рубля) Сколько будет стоить 10 ластиков? (20 рублей)
Учитель записывает данные в таблицу для наглядности.
Цена | Количество | Стоимость |
2 р. | 5 л. | 10 р. |
2 р. | 6 л. | 12 р. |
2 р. | 2 л. | 4 р. |
2 р. | 10 л. | 20 р. |
-Что Вы могли заметить? Цена меняется? (Нет, т. к. цена всегда одинаковая- 2 рубля) Количество меняется? (Да) Как меняется стоимость? (Если количество ластиков увеличить в 2 раза, то и стоимость увеличится в 2 раза, если в 5 раз, то и стоимость увеличивается в 5 раз)
- Формулировка темы и цели урока
Учитель: Прочитайте задачу и решите её самостоятельно.
За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну?
Дети: Затрудняются в решении данной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи нового вида, выполнять вычисления, составлять краткие записи.
- Открытие нового знания
Учитель: Откройте учебники на стр. 46 № 1. Посмотрите, как она оформлена в учебнике? (Краткая запись оформлена в виде таблицы)
Расход овощей за 1 день | Количество дней | Общий расход овощей |
Одинаковая | 5 д. | 10 кг |
3 д. | ? |
- Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитайте. (Расход овощей за 1 день, количество дней и общий расход овощей)
- Что обозначает число 5? (Число 5 означает количество дней)
- Что обозначает число 3? Число 10? (Число 3 тоже обозначает количество дней. Число 10 обозначает количество кг, которые израсходовали за 5 дней)
- Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос? (Нам нужно найти общий расход овощей, которое израсходовали за 3 дня)
- Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии? (Каждый день расходовали поровну, поэтому расход овощей одинаковый)
Учитель: А теперь попробуем решить данную задачу.
-Что известно в условии задачи? (За 5 дней израсходовали 10 кг овощей.)
-Что нужно найти? (Сколько кг овощей израсходовали за 3 дня.)
-Зная, сколько кг овощей израсходовали за 5 дней, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать сколько кг овощей израсходовали за 1 день. Действием деления) Запишем первое действие.
1) 10:5=2 (кг)-расход овощей за один день.
-Зная, что в один день израсходовали 2 кг овощей, что можно узнать и каким действием? (Можно узнать, сколько кг овощей израсходовали за 3 дня. Действием умножения.) Запишем 2 действие.
2) 2∙3=6 (кг)-общий расход овощей за 3 дня.
-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Да, за 3 дня было израсходовано 6 кг овощей) Запишем ответ.
Ответ: 6 кг
Учитель: Прочитайте задачу под № 2.
За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько рублей стоит 9 м такой ленты?
Давайте составим краткую запись в виде таблицы к задаче.
- О чем говорится в условии задачи? (6 м ленты купили за 18 рублей)
- У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины используются в магазине? (Основные величины: цена, количество, стоимость) Сколько получится столбиков? (3 столбика)
Будем читать и заполнять таблицу. За 6 м ленты заплатили 18 р. В какой столбик запишем 6 м? Какого его название? (Количество)
-В какой столбик запишем 18 р.? (Стоимость)
- В какой столбик запишем 9 м?
-А что нам известно про цену? (Она одинаковая, так как просят найти стоимость 9 м такой же ленты)
- Что необходимо найти? В каком столбике и какой строке будем ставить знак «?»? (Нужно найти стоимость 9 м ленты. В стоимости, 2 строка)
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 м | 18 р. |
9 м | ? |
- Решите данную задачу самостоятельно.
Дети: Задача.
Краткая запись.
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 м | 18 р. |
9 м | ? |
1) 18:6=3 (р.)-цена за 1 м ленты
2) 3·9=27 (р.)-стоит 9 м ленты
Ответ: 27 рублей.
Учитель: Составьте самостоятельно задачу по таблице. (1 учащийся выходит к доске, учитель помогает, если возникли затруднения)
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 м | 18 р. |
? | 27 р. |
Дети: За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько метров такой ленты купили на 27 рублей?
Задача.
Краткая запись.
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 м | 18 р. |
? | 27 р. |
1) 18:6=3 (р.)-цена за 1 метр.
2) 27:3=9 (м)-количество ленты.
Ответ: 9 метров купили на 27 рублей.
- Физкультминутка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК "Школа России", учебник 2часть стр 10...
Конспект урока "ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО" Школа России 4 класс
Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, равенства и неравенства, применять способы устных ...
Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"
Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"...

Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и на...

«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений»
Мною был разработан конспект урока математики на тему «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений», в котором подробно расписаны цель, задачи урока, УУД, а...

Конспект урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение четвертого пропорционального" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели урока: формирование умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Планируемые результаты:Предметные:- уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;- знат...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
Конспект урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального" 3 класс...