Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Любко Светлана Владимировна

Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков (урок закрепление). 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального Автор : Любко С ветлана Владимировна , учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г.Вязьмы

Слайд 3

Устный счёт 1. Чему равен периметр квадрата, если его сторона 4 см. 2. В каком порядке нужно выполнять действия в этом выражении: 27 : 3 • 5 + ( 35 : 5)= 3. Какие цифры пропущены? __× 3 = __8 __4 : 3 = __

Слайд 4

Тема урока 15, 2, 16, 27, 4, 6, 18, 12, 10, 24

Слайд 5

Физминутка Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш) В бензобак нальем бензин (имитация движения) И поедем в магазин («поездить» по комнате)

Слайд 6

К ак сегодня урок математики связан с уроком окружающего мира? За 5 дней из­рас­хо­до­ва­ли 10 кг риса. Сколь­ко кг риса из­рас­хо­до­ва­ли за 3 дня, если каж­дый день рас­хо­до­ва­ли риса по­ров­ну?

Слайд 7

К ак сегодня урок математики связан с уроком окружающего мира? В магазине купили по одинаковой цене 3 кг пшеничной муки и 5 кг ржаной муки. За пшеничную муку заплатили 27руб. Сколько заплатили за ржаную муку?

Слайд 8

К ак сегодня урок математики связан с уроком окружающего мира? Составить задачу про картофель по следующему выражению: 8 : 2 x 6.

Слайд 9

К ак сегодня урок математики связан с уроком окружающего мира?

Слайд 10

Интернет-ресурсы: Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925122.png Линейки http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356205.png Лист в клеточку http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356208.png Скрепка http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/134091466.1c/0_8f975_cc74afe5_S Циркуль http:// img-fotki.yandex.ru/get/6521/108950446.113/0_cd1e6_7c1b8dea_S https://yandex.ru/images/search?text= картинки



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

УМК «Школа России»

Учитель: С.В. Любко

Тема урока: «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального».

Класс: 3 («Школа России», М.И. Моро)

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока (для учителя): закреплять умения учащихся решать задачи  на  нахождение четвёртого пропорционального и способе их моделирования; закреплять знание табличных случаев умножения и деления.

Планируемые результаты (для обучающихся):

Предметные: 

-уметь узнавать особенности данного вида задач;

-определять их среди других задач, моделировать эти задачи с помощью таблицы;

-закреплять знание табличных случаев умножения и деления.

Метапредметные: 

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем, способность принимать учебную задачу и стремиться её выполнить, оценивать результаты своих действий;

-строить понятные речевые высказывания, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с партнёром;

– уметь   определять границы собственного знания и незнания,  добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт.

         Личностные:

 - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- добиваться результатов при работе в группе;

- учиться адекватно себя оценивать.

Межпредметные связи:  Окружающий мир (тема «Разнообразие веществ»)

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для учащихся, учебник «Математика» 3 класс, А.М. Моро, листы самооценки, слова-помощники для формулирования целей урока и рефлексии

Мультимедийное обеспечение: презентация  к уроку.

Этапы урока:

1) Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой)

2) Актуализация знаний.    

-индивидуальная работа;

-устный счёт;

-самостоятельная работа.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4. Физминутка

5) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Оценка и самооценка.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Способ реализации поставленных целей:

  • Беседа;
  • Работа с учебным пособием;
  • Учебный диалог;
  • Самостоятельная работа индивидуально и в группе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний учащихся

-Работа в тетради.

-Знакомство с планом урока.

-Индивидуальная работа, устный счёт

(фронтальный опрос)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5,6

-

Самостоятельная работа

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

3. Раскрытие темы и постановка цели

Работа в группе

Слайд 10

Слайд 10

Слайд 11

4. Физминутка.

5. Первичное закрепление

Работа в группах

Проверка работы групп

Самостоятельная работа

Самоконтроль

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7. Рефлексия учебной деятельности. Оценка и самооценка.

8. Домашнее задание

9. Итог урока

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

У нас в гостях  смайлики.

http://www.it-web.se/wp-content/uploads/sites/611/2015/01/803309-thumbs-up-down.jpg

Какое настроение они означают?

В течение  урока они будут наблюдать, переживать и радоваться вашим успехам.

А в конце урока мы с вами выберем того смайлика, который будет соответствовать вашему настроению.

За активную работу на уроке вы тоже будите получать смайлики.

-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа

- Опишите записанное  число.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать по следующему плану:

1. Устный счёт    

2. Самостоятельная работа

3.Работа в группе

4.Итог.

-Посмотрите, всё ли вам понятно в плане?

-Как будем работать в течение урока?

-Что важно проводить на каждом этапе урока?

-Самооценку своей деятельности будем отмечать в листах, где отмечены все этапы (Приложение 1)

-Начнём работу:

Учитель показывает слайды с заданиями:

1. Чему равен периметр квадрата, если его сторона 4 см.

2. В каком порядке нужно выполнять действия в этом выражении:

27 : 3 • 5 + ( 35 : 5)=

3. Какие цифры пропущены?

   __× 3 = __8

__4 : 3 = __

-А теперь проверим выполнение заданий ребятами у доске.

- Дополни правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______________

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо _________

-Что повторили, выполняя задания устного счёта?

-Оцените правильность своих ответов в листах самооценки.

-Чтобы определить с чем будем работать на уроке, выполним самостоятельную работу  решим примеры, записывая ответы в строчку.

-Что сейчас проверяли?

Оцените выполнение своей работы.

-Выпишите те числа, которые делятся на 3 без остатка, расположите их в порядке возрастания, а теперь расшифруйте слово.

-Сформулируйте тему урока

-А теперь попробуем сформулировать цель нашей работы.

-Что значит решать задачи?

-Сегодня будем учиться такие сложные задачи, где надо найти 4 неизвестное число или 4 пропорциональное.

-Предлагаю в группе отгадать загадку. Это и будет тема для наших сегодняшних задач.

Постоянно то да се

Из него домой несем,

Но уходим налегке,

Если пусто в кошельке

-Оцените свою работу в группе (дружно ли работали  и  правильность выполнения)

-Сегодня мы с вами отправляемся в магазин, но к концу урока вы должны будете догадаться,  почему в сегодняшних задачах использованы именно эти товары. Для этого нужно вспомнить последние уроки окружающего мира.

-Итак, в ваших группах вы определяете кто из вас будет продавец – он будет давать (читать) вам задания, один финансовый директор, который будет контролировать весь процесс, а остальные покупатели, выполняющие все задания.

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

-Продавцы возьмите первое задание: «За 5 дней израсходовали 10 кг риса. Сколько кг риса  израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали риса поровну?»

-Какая модель подойдёт к данной задаче?

- Заполните её

-Проверьте правильность выполнения модели по учебнику на с. 46

-Составим план решения этой задачи:

Учитель задаёт вопросы, ответы на которые помогают определить последовательность действий.

-Запишите решение самостоятельно.

-Проверьте, верно ли  вы записали решение.

-Поработаем в группах дальше и решим аналогичную задачу:  «В магазине купили по одинаковой цене 3 кг пшеничной муки и 5 кг ржаной муки. За пшеничную муку заплатили 27руб. Сколько заплатили за ржаную муку?»

Проверьте свою работу. Кому удалось выполнить правильно?

-Что повторили решая эту задачу?

-Ещё задание получают продавцы: «Составить задачу про картофель по следующему выражению: 8 : 2 x 6».

-Зачитайте, какие задачи у вас получились.

-Задачи получились разные, а решение будет тоже разное? Давайте устно решим эти задачи.

-Что надо знать, чтобы решать такие задачи?

- Можем утверждать, что научились решать такие задачи?

- Оцените свою работу в группе на листах (правильность и дружность)

- Чему  я учился сегодня на уроке математики?

 -Что узнал?

-Что повторил?

-Поделитесь впечатлениями о своей работе на уроке

-А теперь отметь смайликом свою работу на уроке.

-На каких этапах были затруднения?

-Какое д.з. можно предложить по сегодняшней теме?

-Выберите одно из предложенных заданий и выполните его дома.

-Кто же догадался,  как сегодня урок математики был связан с уроком окружающего мира? 

-  Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.

Вы хорошо потрудились, многое узнали, старались Спасибо! Молодцы!

Дети проверяют готовность к уроку.

Садятся. Слушают учителя.

Дети записывают число в рабочих тетрадях.

- Это число двузначное.

-В нём 1 десятка 2 единицы.

-Это число чётное.

-В числовом ряду находится между 11 и 13.

-Это число делится на 1,2,3,4, 6  и на 12 без остатка.

Дети знакомятся с планом урока, который зафиксирован на доске с помощью слов и знаков.

-Всё понятно.

-Самостоятельно (индивидуально), в группе.

-Контроль, проверку и самооценку, чтобы определить уровень своих знаний и умений.

(У каждого ребенка лист самооценки)

2 ученика у доски выполняют задания по карточке (Приложение 2)

Дети читают задания, отвечают и правильность ответа сигнализируют + или -, затем сравнивают свои ответы с ответом на слайдах.

Дети класса проверяют и сигнализируют правильность выполнения ( +,-)

Отвечают дети, работавшие индивидуально.

-Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы вычесть известное слагаемое.

-Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

-Как найти периметр квадрата, таблицу умножения и деления, порядок выполнения действий, как решать уравнения и зависимость компонентов при вычитании.

Дети отмечают смайликом в соответствующей колонке.

Дети в тетрадях записывают только полученные  ответы:

15, 2, 16, 27, 4, 6, 18, 12, 10, 24

Обмениваются тетрадями и карандашом исправляют неправильные ответы.

-Знание табличных случаев умножения.

Дети в листах отмечают.

Ученики индивидуально в соответствии с шифром определяют слово: задача

-Решение задач.

-Учусь решать задачи.

- Выбор удобной модели и её запись.

-Правильно записать решение (ход рассуждений)

Ученики, работая в группе, находят отгадку: магазин.

Дети заполняют лист самооценки.

Дети распределяют «роли».

Дети читают задачу и выделяют слова-величины

-расход за 1 день

-количество дней

-общий расход

-Таблица, так как в задаче зависимые величины.

Дети сверяют записи и убеждаются, что выполнили верно.

-Сначала надо узнать сколько расходовали в день. ( выполнить :)

-Потом сколько израсходуют за 3 дня

 ( выполнить ×)

Дети самостоятельно записывают действия.

(1 ребенок на доске для проверки)

10 :5 = 2 (кг) – в 1 день

2 × 3 = 6 ( кг) – за 3 дня

Группы получают карточку с задачей. Каждый выполняет свою «роль» в группе.

Дети в группах проверяют правильность выполнения задания.

- Таблицу умножения

- как найти цену, стоимость

Дети оценивают работу в группе

Группы получают карточку с задачей. Каждый выполняет свою «роль» в группе.

«Финансовый директор» каждой команды зачитывает составленную задачу.

-Таблицу умножения.

- Да.

.

- Я училась решать сложные задачи – моделировать с помощью таблицы

-Я знаю, какие задачи относятся к задачам на нахождение 4 пропорционального.

-Я повторила таблицу умножения, как найти периметр квадрата ….

Дети заканчивают фразы:

Сегодня на уроке

было интересно …

было трудно…

я выполнял задания…

я научился …

у меня получилось…

я понял, что теперь я могу…

Дети отмечают в листах.

Каждый ребенок анализирует свои результаты с помощью листа самооценки.

- Составить свою задачу нового вида  и решить её.

-Решить задачу  нового вида по учебнику.

Все товары-тела содержат вещество крахмал.

Создание благоприятной обстановки.

Развитие познавательного интереса, формирование учебных мотивов, положительного отношения к учебному предмету и адекватного представления о школе.

Формирование умения

проговаривать последовательность действий на уроке, определять способы достижения целей урока, осознание детьми значимости этапа самоконтроля и самооценивания

Умение определять границы собственного знания и незнания, умение выражать собственные мысли.

Развитие учебно-познавательной мотивации, контролировать и оценивать.

Этот этап направлен на осознание необходимости проверять, на формирование умения слушать и слышать, контролировать и оценивать правильность выполнения работы.

Эта работа направлена на мотивацию деятельности и определение каждым ребёнком  темы, а затем цели урока.

Формируется умение высказывать свои мысли, уважать мнение другого,

Проявление интереса к учебному материалу.

Формируется умение высказывать свои мысли, уважать мнение другого,

Анализируют, выделяют главное, обобщают.

 Преобразовать практическую задачу в познавательную, адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности.

Сравнивая с учебником, дети отрабатывают навык самоконтроля.

Этот метод формирует умение проверять и оценивать работу друг друга; лучше понимать осваиваемые знания; мотивирует на установление взаимоотношений и исправление выявленных ошибок.

Эта работа позволяет детям определить уровень собственных достижений, а учителю - качество полученных знаний.

Этот метод формирует умение проверять и оценивать работу друг друга; лучше понимать осваиваемые знания; мотивирует на установление взаимоотношений и исправление выявленных ошибок.

На этом этапе происходит выявление осознанности детьми способа достижения  цели, уровня усвоения и качества полученных знаний.

Эти вопросы направлены на осмысление детьми своей деятельности на уроке, формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью

Домашнее задание позволяет развивать у детей творчество, способствует применению полученных знаний в новых условиях, развитию познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК  "Школа России",  учебник  2часть стр 10...

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Урок по математике 1 класс "Решение задач на нахождение целого и части"

Урок математики  в 1 классеТема: «Решение задач на нахождение части и целого»Форма урока: урок – сказкаТип урока: комбинированный. В теме «Решение задач на нахождение...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Конспект урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального" 3 класс...