Технологическая карта открытого урока математики в 1 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Цель: познакомить учащихся с компонентами вычитания, читать выражения, используя эти термины.

Задачи: 1) образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; 2) развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания; 3) воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, прививать интерес к урокам математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

 В 1 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель: Салимжанова Алсу Салеховна

Школа: МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Программа: Школа России

Дата проведения:

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Предмет: Математика  (Моро М.И., Волкова С.И., С.В. Степанова)            (Учебник №2, стр.29)      

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • мультимедийное приложение к уроку (презентация),
  • карточки с надписями: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»
  • карточки с цифрами.
  • карточки для рефлексии ( смайлики, яблоки, листочки и цветочки)
  • учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика»,
  • 1 класс, часть 2;
  • рабочая тетрадь к  учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика»,  1 класс, часть 2

Тема

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цель

познакомить учащихся с компонентами вычитания, читать выражения    используя эти термины.

Задачи  урока

образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, прививать интерес к урокам математики.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Название этапа урока

Ход урока

Формируемые УУД

1 этап.

 

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

2 этап

Каллиграфии-ческая минутка.

2 мин

3 этап

Устный счет

Работа в паре

Фронтальная форма работы

Работа в паре

Здравствуйте, ребята!

Урок математики

Мы начинаем
Ещё одну тайну
Сегодня узнаем
Не отвлекайся,
Внимателен будь!
За новыми знаниями

Отправимся в путь.

-Ребята, покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям.

-А девизом нашего урока станут слова: 

«Мыслим – быстро!

Отвечаем – точно!

Считаем – правильно».

- Желаю вам удачи.

Мы тетради свои откроем

И с наклоном их положим

Сядем ровно, не согнёмся

За работу мы возьмёмся!

( прописываем цифру 7 по образцу)

Работа в паре

- Ребята, Сосчитайте до 20  через одно число, начиная с 2. Работаем в паре

(Дети вслух произносят кратные числа и касаются ладоней друг друга)

- А теперь, сосчитайте в обратном порядке, начиная с 20 через одно число)

(Дети вслух произносят кратные числа и касаются ладоней друг друга)

- Молодцы, ребята. Очень хорошо справились.

- А теперь, внимательно рассмотрите запись на слайде.

- Что можете сказать?

(Это числовой ряд)

- Ещё кто дополнит?

(Это натуральный ряд чисел, потому что все числа идут по порядку)

(Каждое число увеличивается на 1)

- А точки показывают, что этот ряд можно продолжить бесконечно.

- Молодцы, ребята. Продолжим работу.

   Игра «Молчанка»

- Ребята, ответы показываем только с помощью карточек с цифрами

- Итак, начинаем.

- Покажите число, которое больше 5 и меньше 7. (6)

- Покажите число, которое обозначает число ног у паука. (8)

- Покажите число, предшествующее числу 4. (3)

- Покажите число на 1 меньше трёх. (2)

 Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

 (Все угаданные числа записываются на доске)

 - Какое задание вы можете предложить с этими числами.

    8,6,3,2.

Можем поиграть в игру «Я больше тебя», или «Я меньше тебя»

Итак, начинаем игру ….

8 больше 6…- А на сколько 8 больше 6?  т. д..

2 меньше 3     - А на сколько 2 меньше 3?  т. д..

- Молодцы, ребята.

- А теперь, ребята, работа в паре.

Используя числа 8 и 2 первая пара составит одну задачу, в вопросе которой есть слово больше;

А вторая пара работает с числами 6 и3, в условии которой есть слово меньше.

- Я вижу, что пары готовы, Один ученик из вашей пары расскажет составленную задачу, другая пара оценит.

- А теперь, вторая пара – первая пара оценивает. (Взаимооценивание)

Физминутка для глаз. Игра «Найди меня» (Игра проводится в быстром темпе. Дети, стоя, глазами ищут в рисунке очертания цифр и вытянутыми руками показывают на карточку. На стене  в разных местах прикреплены рисунки, в которых нужно найти очертания цифр)

- Я цифра 4, найди меня в правом верхнем углу.

- Я цифра 8, найди меня в нижнем левом углу.

- Я цифра 5, найди меня левом верхнем углу.

- Я цифра 3, найди меня в нижнем правом углу.

- Молодцы, ребята. Садитесь, продолжаем работу.

ЛичностныеУУД

1)Принятие образа «хорошего ученика»,

2)развитие интереса к математике.

Высказывания  предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта

Актуализация знаний и пробное учебное действие . (5 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Н а    слайде   п р и м е р ы:

Ребята обратимся на слайд.

8 – 2           6 + 3        1 + 7             8 – 4

9 – 3           5 + 4        2 + 6                  7 – 3

– На какие группы можно разделить данные выражения?

(Выражения со сложением, выражения с вычитанием)

Прочитайте по- разному выражения со сложением.

(Шесть плюс три, К одному прибавили семь, )

- Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма».

слаг.+слаг. = сумма, сумма 6 и 3 это 9

слаг.+слаг. = сумма, сумма 5 и 2 это 7

слаг.+слаг. = сумма, сумма 1 и 7 это 8

слаг.+слаг. = сумма, сумма 2 и 6 это 8

- А теперь, прочитайте по- разному выражения с вычитанием

(Восемь минус два, девять без трёх, Из восьми вычли четыре)

- Можно ли его прочитать выражения, используя названия чисел?

-Нет.

Регулятивные УУД

1)Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2)Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3)Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

4)учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

5)учиться высказывать свое предположение

6)Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

5 этап

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель: обсуждение затруднений

- Почему ?

(Выявить причину затруднения)

Потому что мы не знаем, как называются числа при вычитании

- Значит, что мы должны узнать на уроке?

 (как называются  числа при  вычитании) 

А также

6  этап

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Включение в систему знаний

Работа с учебником

Работа с карточками цифр

(один человек работает у доски)

(-Будем учиться составлять, читать и записывать разности.)

2. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

- Итак, Начнём своё исследование.

 Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7)

 Из этого целого торта сколько частей  убрали? (1)

 Что произошло с тортом?

 Он уменьшился, а значит, и число 7 уменьшилось.

 Если оно уменьшается, как его можно назвать? («УМЕНЬШАЕМОЕ»)

А что мы сделали с одной частью? (отрезали, убрали, вычли)

 Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ»

 Сколько частей осталось? (6)

- Число 6 показывает разницу между первым и вторым числом.

Как бы вы назвали это число? («РАЗНОСТЬ»)

( По ходу работы на доске появляется запись: Уменьшаемое, Вычитаемое, Разность)

- Молодцы, ребята, вот вы и сами смогли «открыть» новые знания.

- Значит, как называются числа при вычитании?

- Давайте еще раз назовем (Уменьшаемое, Вычитаемое, Разность)

Физкультминутка (КИРЭК)

Давайте ребята откроем учебник на странице 29.

Посмотрите  на иллюстрацию.

- Кого мы видим на рисунке?

(Снегирей)

- Ребята, скажите пожалуйста, они перелетные или зимующие птицы?

- Они – перелетные, но только прилетают зимовать к нам из севера.

- Ребята, а как мы должны им помочь?

( построить кормушки для них, ….)

- Правильно, ребята, зимующим птицам очень трудно приходиться зимой, поэтому мы должны помогать им.

- Ребята, по данному рисунку и схеме составьте выражение.

5-2= 3

- А теперь, прочитаем эту запись, используя названия чисел?

5- уменьшаемое

2- вычитаемое

3- разность, или результат вычитания.

- Ребята, эту запись можно прочитать и по- другому

 (Разность чисел 5 и 2 равна 3)

 

Давайте еще раз проговорим

Коммуникативные УУД

1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2)Слушать и понимать речь других.

3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4) формировать умение аргументировать свое мнение

5)уважительно относиться к позиции другого

6) формировать умение работать в паре

Познавательные УУД

1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

3)Использовать математическую терминологию.

4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5) ориентироваться на странице в учебнике

6)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

7 этап

Первичное закрепление ( 5 мин)

 Первичное закрепление.

-Выполним коллективно №1, на с.29.

(Один  ученик с комментированием пишет выражение на  доске, а остальные в тетрадях).

9 – 4 = 5

(9 – уменьшаемое, 4 вычитаемое, 5  разность )

(Молодец садись!)

-Проверьте, свои записи. У всех так получилось?

-Молодцы!

- А ещё как можно прочитать это выражение ?

-Молодцы!

8 этап

Включение в систему знаний и закрепление.

(один ученик работает у доски)

(Дифференцированный подход по степени помощи)

(Самопроверка)

9 этап

работа в тетради на  печатной тетради

Взаимопроверка

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Работа по учебнику

Решение задач  задача №3  с.29.-коллективный разбор задачи.

(Учитель читает задачу)

- О чем эта задача?

-Что известно в задаче?

-Какой  вопрос задачи?

-Каким действием решаем задачу?

Выполните схематический  рисунок и решите задачу

    6 -2 =4 (ф.)

    Ответ. 4 фломастера.

- Кто решил задачу правильно, поднимите сигнальные карточки.

- А теперь, прочитайте хором решение задачи, используя название компонентов при вычитании.

Ребята откройте печатную тетрадь  на странице 16, находим первое задание

Проверка по образцу. Обмениваемся тетрадями и проверяем, т. е. взаимопроверка.

У кого без ошибок, рядом нарисуйте веселый смайлик, у кого одна или две ошибка- серьезный смайлик, у кого 3 и более ошибок – грустный смайлик.

- Ребята, у кого веселые смайлики?

- У кого – серьезные?

- У кого- грустные?

  1. Решение выражений  на сравнение.

Определи, по какому правилу составлены эти выражения?

 Ребята   внимательно рассмотреть выражения в карточках.

  Какая закономерность вашего столбика и каким  еще одним примером можно добавить столбик.

           3 + 4 – 2          9 – 3 + 1                

        4 + 3 – 3          8 – 2 + 2        

        5 + 2 – 4          7 – 1 + 3        

        6 + 1 – 5          6 – 0  + 4          

Решите  самостоятельно

Проверка на слайде

-Кто решил без ошибок поднимите веселые смайлики

-У кого 1 -2 ошибки   поднимите серьёзные смайлики

-У кого 3 и более ошибок  поднимите грустные смайлики

- -Молодцы!

 Математический диктант

- Ребята, перед вами листочки, возьмите их, проведем математический диктант.

Уменьшаемое 5, вычитаемое 4, находим разность.

Чему равна разность чисел 7 и 6?

Чему равна 8-6?

Умеьшаемое 6, вычитаемое 2, находим разность

Самопроверка по  образцу на слайде

Кто решил без ошибок поднимите веселые смайлики.

У кого 1,2 ошибки поднимаем серьёзные смайлики.

У кого 3 ошибки поднимите грустные смайлики.

-Молодцы. Ребята. Вот и наш урок подходит к концу.

- Какое открытие для себя вы сделали?

Узнали как называются числа при вычитании

- Как же называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Назовите хором числа при вычитании

– Уменьшаемое  5;

 вычитаемое 2;

 разность равна трем.

разность чисел 5 и 2 равна 3.

- Ребята, а где мы можем применить наши знания?

( При решении равенств на вычитание)

Рефлексия на слайде

- Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Спасибо за урок!

Познавательные УУД

1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2)Использовать математическую терминологию.

3)Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4) ориентироваться на странице в учебнике

Коммуникативные УУД

1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение аргументировать свое мнение

4)уважительно относиться к позиции другого

Коммуникативные УУД

1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение аргументировать свое мнение

4)уважительно относиться к позиции другого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 1 класс.УМК: «Школа России»Тема: Плюс 2, минус 2.

Педагог способен обеспечить прогресс своей профессиональной деятельности лишь при условии овладения им современными образовательными технологиями. Одна из задач стоящих передо мной, как перед учителем...

Технологическая карта открытого урока математики 1 класс

Технологическая карта открытого урока математики в начальной школе  (1 класс)...

Технологическая карта к уроку математике 4 класс программа "Школа 2100"

Урок - игра сВЯЗАН С ЗИМНИМИ ОЛИМПИЙСКИМИ ИГРАМИ....

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»Программа«Школа России»Класс2Тип урокаОткрытие новых знанийТема урокаПриёмы сло...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс

Технологическая карта открытого урока математики на тему "Повторение приёмов письменного сложения и вычитания", 2 класс, Школа России...