Урок математики. Тема: "Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5". Тип урока: урок открытия нового знания
план-конспект урока по математике (2 класс)
На уроке была применена технология деятельностного метода, которая позволила эффективно включить детей в самостоятельную учебную деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5
Тип урока: Урок открытия нового знания
Структура урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
3. Постановка учебной задачи
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта и выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Физминутка
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
9. Рефлексия учебной деятельности
Цель: построение алгоритма сложения и вычитания вида 30+5, 35-5, 35-30, основанного на знании десятичного состава числа; формирование первичного умения в применении алгоритма. Задачи:
Образовательная: повторить десятичный состав двузначных чисел; построить алгоритм сложения и вычитания, основанного на знании десятичного состава числа; формировать первичное умение в его применении;
Развивающая: развитие наглядно-образного мышления, математической речи, сравнения, классификации, обобщения, анализа, синтеза;
Воспитательная: воспитание настойчивости, упорства, стремления к саморазвитию.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить десятичный состав числа в пределах 100, построить алгоритм сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава числа; научиться его применять.
Личностные: формировать учебно-познавательную мотивацию школьника на уровне положительного отношения к новому математическому содержанию, умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: проявлять волевую саморегуляцию, формулировать цель учебной деятельности, осуществлять прогнозировать последовательность действий на уроке, выполнять пошаговый контроль и оценку;
Познавательные УУД: выполнять сравнение, классификацию, обобщение, анализ, синтез, использовать знаково-символические средства, извлекать информацию из текста, подводить под понятие;
Коммуникативные УУД: формулировать и аргументировать своё мнение; учитывать разные мнения, осознавать ответственность за общее дело.
Технология: в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного подхода в обучении.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2023, с.14; презентация, «Памятка выполнения самостоятельной работы», модели числовых выражений, карточки «Хочу» + «Могу»+ «Надо», «Мы знаем», «Мы узнаем», с заданиями базового и повышенного уровней.
Электронные образовательные ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5667/main/162374/
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Перечень УУД Личностные результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | -Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок. Урок математики. (Слайд 1, 2) Но прежде чем определить тему и цель урока, возьмите карточки и попробуйте отметить, лично для себя: «ХОЧУ» ли я работать на данном уроке, быть исследователем, добывать новые знания? «МОГУ» ли я преодолеть трудности, выполнить задания, которые будут предложены мне на уроке? «НАДО» - считаю ли я, что учиться важно, необходимо? -Отложите карточки на край стола. Мы обязательно к ним ещё вернёмся в конце урока | Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочую обстановку. Работают с индивидуальными карточками, оценивают уровень мотивации к учебной деятельности, отмечают +, - | (Р) волевая саморегуляция (Л) учебно-познавательная мотивация |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | -Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю выполнить задание в паре. (Слайд 4) Распределите слова на три группы. -Поделитесь своими идеями. (Слайд 5) -Что общего? -В чём отличие? - Какой вывод можно сделать? (1 группа: 10+8, 18-10, 18-8 - сложение и вычитание в пределах 20, решали в 1 классе) (Слайд 6) -Решите числовые выражения 1 группы. -Давайте вспомним алгоритм решения подобных выражений. (В числе 10 - 1 дес. 0 свободных ед., в числе 8 – 8 свободных ед., число 8 занимает место 0, получится 18) (В числе 18 -1дес. 8 ед., разложу 18 на сумму разрядных слагаемых: 1 дес. и 8 ед., вычту 1 дес., получится 8 ед., или число 8) (В числе 18-1дес. 8 ед., разложу 18 на сумму разрядных слагаемых: 1 дес. и 8 ед., в числе 8 – 8 ед., вычту из 8 ед. 8 ед., останется 1 дес., или число 10) | Работают самостоятельно в паре. Сравнивают выражения. Высказывают свои предположения. Делают вывод: одни числовые выражения решали «МЫ ЗНАЕМ» - сложение и вычитание в пределах 20. Решают числовые выражения 1 группы с подробным объяснением | (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (П) формирование мыслительных операций: сравнение, классификацию, обобщение, анализ, синтез, аналогия |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения, постановка цели учебной деятельности. | - Что вы можете сказать о выражениях 2 группы? (Слайд 7) -В чём возникла трудность? (Выражения 2 группы: 30+5, 35-30, 35-5 не решали, сложение и вычитание больше 20, в пределах 100 - «МЫ УЗНАЕМ») -Что надо сделать, чтобы затруднения не было? (Нужно разобраться, составить алгоритм решения…) (Слайд 8) - Сформулируйте тему урока? -Какую цель поставим? - Ребята, послушайте, как об этом сказано в учебнике. Сравните свои предположения. (Слайд 9) -Ребята, вы разделили числовые выражения на две группы: 1 группа «МЫ ЗНАЕМ», вторая группа «МЫ УЗНАЕМ»). -Но есть ли между числовыми выражениями этих групп связь? -Проведите аналогию. (Да, в первом числовом выражении к круглому двузначному числу 30 нужно прибавить однозначное число 5—10+8) (Из двузначного числа 35 вычесть круглое число 30 — 18-10) (Из двузначного числа 35 вычесть однозначное число 5 — 18-8). Вывод: Мы учились с вами решать подобные выражения, только с числами в пределах 20 | Сравнивают числовые выражения второй группы. Делают вывод. Выявляют место и причину затруднения. Определяют тему, цель урока. Сравнивают предположения с выводом в учебнике. Проводят аналогию, устанавливают соответствие | (П) анализ, синтез, сравнение, аналогия, использование знаково-символических средств (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель: построение детьми нового способа действий, формирование способности к выполнению | -Какое знание мы будем строить, чему учиться? (Слайд 10) -Что значит составить число из десятков и единиц? -Что значит назвать состав двузначных чисел? -Выполняли мы подобные задания? (Да, только с числами от 1-20) -Ребята, прежде чем приступить к решению числовых выражений второй группы, давайте проведём проверочную работу по пройденному материалу, т.е. с числами в пределах 20, результат которой покажет, насколько прочно вы усвоили изученный материал, который так важен сегодня на уроке, и является основой для изучения нового. 1. Индивидуальная работа. (Слайд 11) 1)Разложить числа 11-19 на сумму разрядных слагаемых. Проверьте свои ответы. (Слайд 12) 2. Групповая работа. (Слайд 13) 1)Подобрать модели для числовых выражений. 30+5 35-30 35-5 3 дес.+5 ед. 35-3 дес. 35-5 дес. 3ед.+ 5 дес. 35-3 ед. 35-5 ед. -Какую модель вы взяли, почему? -Проверьте свои ответы. (Слайд 14) | Уточняют учебную задачу. Отвечают на вопрсы. Делают вывод. Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону. Оценивают результат. Работают в группе. Составляют модели числовых выражениий. Объясняют выбор модели | (П)подведение под понятие (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело |
5. Реализация построенного проекта | Цель: построение и фиксация нового знания. | -Молодцы, ребята, а теперь самое время, попробовать решить данные числовые выражения. (Слайд 15) План 1. Сам найду способ! Практики? Теоретики? Мыслители? 2. Ковёр идей. 3. Алгоритм решения. 4. Учимся решать! 5. Самопроверка. 6. Самооценка. (Слайд 16) 1-я группа «Практики», решение числовых выражений при помощи счётного материала. 2-я группа «Теоретики», решение числовых выражений при помощи учебника, стр. 14. 3-я группа «Мыслители», ваша задача составить абсолютно новые числовые выражения, но аналогичные данным. Самостоятельная работа Цель: решение задачи, вызвавшей затруднение. (Слайд 17) -Объясните, как вы решали новые числовые выражения? («Практики», «Теоретики», «Мыслители» объясняют свои решения) -Какие были трудности? -Молодцы, каждый из вас старался, попробовал себя в роли исследователя. (Слайд 18) -А теперь, я предлагаю прослушать объяснение в электронном приложении, чтобы составить полный и чёткий алгоритм решения. -Какие ключевые слова уже звучали в ваших ответах? | Планируют работу. Выбирают способ решения новой учебной задачи. Решают числовые выражения выбранным способом. Составляют аналогичные числовые выражения. Объясняют способ решения и подбора Отмечают +, -. Прослушивают объяснение, составляют алгоритм | (Р) проговаривание последовательность действий на уроке (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их |
6. Физминутка | Цель: предупреждение нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения | Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение по кругу по часовой и против часовой стрелки) Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) | Выполняют упражнения | |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | (Слайд 19) - Ребята, откройте учебники на стр. 14, решаем № 1 с подробным объяснением. Алгоритм решения: 1.Вспомню состав любого двузначного числа. Оно состоит из десятков и единиц. На первом месте справа стоят единицы. В двузначном числе на первом месте слева стоят десятки. 2.Определю сколько в числе __ десятков и сколько единиц. В нем _десятка _ единиц. __ = _ дес. _ ед. 3._ десятка это число _0. Значит, число __ мы можем записать в виде суммы десятков и единиц _0 + _. Такое представление в виде суммы десятков и единиц в математике называется представление в виде суммы разрядных слагаемых. 4.Мы представили число __ в виде суммы разрядных слагаемых _0 и _. _0 и _ – это сумма разрядных слагаемых числа __. 5.Зная разрядные слагаемые числа __, легко решить числовое выражение __ - _. __ это _0 и _, значит __ - _ равно _0. В этом случае мы вычитали единицы, а в ответе получили десятки. 6.Так же легко можно решить числовое выражение __ - _0. __ – _0 = _ В этом случае я вычитал(а) десятки, а в ответе получил(а) единицы. Я решал(а) числовые выражения с опорой на сумму разрядных слагаемых. Вывод: Любое двузначное число можно заменить суммой разрядных слагаемых. Зная это, можно решать примеры вида _0 + _, __ – _, __ – _0 и др. подобные числовые выражения. | Решают типовые задания на новое знание. Проговаривают во внешней речи
| (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений. (П) анализ, синтез, сравнение, аналогия |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | -А сейчас, каждый сможет себя проверить, какого результата вы достигли. (Слайд 20) - Выполните самостоятельную работу по карточкам с самопроверкой по эталону. (Слайд 21, 22) | Выбирают уровень трудности выполнения задания. Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону. Оценивают результат | (Р) оценка, контроль |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | (Слайд 23) -Какую учебную задачу мы планировали на урок? -Что получилось? -Над чем ещё предстоит поработать? -Какие полезные упражнения нужно выполнить, чтобы не делать подобных ошибок? -Ребята, вам понравился наш урок? -Почему? (Мы –исследователи, пробовали свои силы, действовали самостоятельно…) (Слайд 24) - Ребята, возьмите свои карточки, которые вы заполняли в начале урока, и сравните свои выводы. - «Хочу», если бы вы знали, что в такой форме пройдёт наш урок, изменилось ли ваше мнение? - «Могу», смогли ли вы, действительно, справиться с заданиями, быть активными исследователями? - «Надо», как вы думаете, пригодятся ли нам в жизни те знания, которые вы получили на уроке? -Отметьте в своих карточках. - Выставление отметок. - Домашнее задание по выбоу: выполнить 2-3 задания из рубрики «Тренировочные задания» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5667/main/162374/ (Слайд 25) -Спасибо за сотрудничество! (Слайд 26) | Формулируют конечный результат своей работы. Называют основные позиции нового материала. Озвучивают, что получилось, что нет. Осуществляют самооценку. Планируют коррекционную работу. Записывают домашнее задание | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности (К) формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сложение и вычитание вида: 87+13, 40-8, 50-24. Решение задач".
Урок путешествие, проводимый в игровой форме по закреплению....
Технологическая карта урока математики Тема: «Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1» (1 класс)
Цель деятельности учителя: Формирование умения выполнять сложение вида +1+1, вычитание вида -1-1; оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры на основе знания нум...

Технологическая карта урока По математике Тема: Сложение и вычитание вида □ ±4. Решение задач
Технологическая карта урока.Предмет: Математика...

Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"
Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...

Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"
Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Математика (УМК «Школа России»). Тема урока: «Число 10». Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с числом 10...