. Методическая разработка проведенного интегрированного урока по развитию функциональной грамотности обучающихся.
методическая разработка по математике (4 класс)

Гусева Светлана Дмитриевна

Формирование функциональной грамотности:

На уроке формируется математическая грамотность, ученики проводят математические рассуждения, формулируют ответы на заданные вопросы, применяют математические знания по теме «Величины» для решения заданий, направленных на решение проблемных ситуаций по сюжету сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx72.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

"Карлукская средняя общеобразовательная школа"

Гусева Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов.

Номинация 1. Методическая разработка проведенного интегрированного урока по развитию функциональной грамотности обучающихся.

Тема: Развитие функциональной грамотности на уроке математики и литературного чтения при обобщении и закрепление материала по теме: «Величины» на основе сюжета сказки А. Волкова

«Волшебник Изумрудного города».

Класс: 4 А.

Дата проведения урока: 4 декабря 2024 – 2025 уч год.

Предмет: Интегрированный урок математики и литературного чтения.

Место урока по тематическому планированию. Урок 47

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: создание условий для формирования вычислительных навыков выполнять действия и решать задачи с величинами средствами предмета литературного чтения, формирование функциональной грамотности через учебные задания.

Задачи урока: Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания детей об единицах измерения величин: длины, площади, массы, времени, применять эти знания и умения при решении задач;

- познакомить с историей создания сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Развивающие:

- развивать психические познавательные процессы (мышление, внимание, память, восприятие, речь), развивать устную, письменную математическую речь, развивать коммуникативные навыки, умение обобщать, сравнивать и делать выводы.

- развивать умение давать характеристику героев произведения; умение выделять главное; делать выводы; развивать речь, навык чтения;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности на примере литературных героев.

- воспитывать любовь к книге, к таким наукам, как математика и литературное чтение.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы, используемые на уроке: в сочетании фронтальной, парной, индивидуальной, групповой, анализ работы обучающихся.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, иллюстрации: таблицы: величины, единицы измерения величин, листы достижений.

Формирование функциональной грамотности:

На уроке формируется математическая грамотность, ученики проводят математические рассуждения, формулируют ответы на заданные вопросы, применяют математические знания по теме «Величины» для решения заданий, направленных на решение проблемных ситуаций по сюжету сказки.

Ребята оценивают учебные ситуации, которые требуют математических знаний, учатся работать с математической информацией о величинах, применяют при решении задач. Также на уроке формируется читательская грамотность — умение понимать задачу, для этого её нужно прочитать, взять нужные данные, чтобы провести математические действия. На данном уроке формируется умение свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизненными ситуациями в сказке, которые актуальны в настоящее время: помощь другу, попавшему в беду, доброта, взаимовыручка.

Через практические ситуации на уроке формируется умение анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, созданы такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

Этап урока

Технологическая карта интегрированного урока

(литературное чтение и математика)

Планируемые результаты

Типы оценочн (методы контроля)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Вызов.

Актуализация знаний

Цель:

Включить детей в деятельность, создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотруднич-ва.

Настрой учащихся на работу. Создаёт условия для положительной мотивации учащихся. Активизирует внимание.

- Здравствуйте, ребята!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Математика сурова, её просто так не взять,

Попытаемся мы снова получить оценку пять.

Приветствуют учителя, проверяют уровень готовности к уроку.

Читают.

Девиз нашего урока - Дорогу осилит идущий, математику – мыслящий»

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться

Готов-

ность к уроку.

Постановка темы и цели урока.

Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

- Посмотрите на слайд. Какие предметы изображены на нём?

- Для чего эти предметы использует человек?

- Назовите одним словом, что такое площадь, масса, длина, время?

- Что, вы, узнали о величинах на предыдущих уроках?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

- Какие задачи поставите перед собой на данный урок?

- В конце урока мы должны сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Какие знания величин помогли героям сказки исполнить заветные желания?

-Сегодня у нас будет не простой, а интегрированный урок литературного чтения и математики.

-И мы с вами отправимся в сказку.

А в какую сейчас узнаете!

Отвечают

- Палетка, весы, линейка, часы.

- Для измерения площади, массы, длины, времени.

- Величины.

- Мы узнали название величин, единицы измерения данных величин, учились сравнивать и преобразовывать величины, решать с ними задачи.

- Тема урока: Закрепление по теме «Величины».

-Повторим изученные величины, их единицы измерения,

-будем решать задачи с величинами,

-преобразовывать и сравнивать величины.

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-формулировать тему.

Устный опрс.

Проверка остаточных знаний.

Цель:

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

- Ребята, откройте тетради, запишите число 4 декабря, Классная работа. Задания выполняйте в тетради. Индивидуальная работа.

Устный счет

- Расшифруйте фамилию учёного - математика.

- Кто первый решит все примеры, поднимите руку. Ответы записывайте в тетради.

95 : 19 = 5 (В) 91 : 7 = 13 (К)

78 : 13 = 6 (О) 25 * 3 = 75 (О)

57 : 3 = 19 (Л) 19 * 4 = 76 (В)

-Молодцы, ребята.

-А теперь составьте фамилию математика

- а вам, эта фамилия ничего не напоминает?

Появляется книга

«Волшебник Изумрудного города»

-А кто написал эту сказку?

-Как вы думаете, как связаны между собой эти две фамилии?

-Действительно Волков- математик и Волков – писатель- это один человек.

Сообщение о писателе.

-И сейчас послушаем небольшую информацию об Александре Волкове и его произведении «Волшебник Изумрудного города».

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отвечают на вопросы.

Решают самостоятельно в тетрадь записывают ответы.

После решения примеров, ученики меняются тетрадями и проверяют ответы по готовому эталону на слайде.

Оценивают работу.

5 б – все задания выполнены правильно.

4 б – одно задание выполнено с ошибкой

3б – два задания выполнено с ошибками

2 б – три ошибки.

Поставьте себе балы на листе оценивания.

Составляют фамилию математика.

Ученики отвечают.

- Волков.

- сказку «Волшебник изумрудного города» написал А. Волков.

- Это один и тот же человек.

Ученик читает информацию о Александре Волкове.

(Приложение 1)

После рассказа ученик задает ребятам вопросы на осмысление и запоминание информации.

Познавательные УУД:

-предполагают, какая информация будет необходима для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в обсуждении, слушать и понимать других.

Личностные УУД:

-интерес к изучению темы.

Самостоятельное выполне-ние задания.

Взаимо-проверка

ответов по готовому эталону.

Крите-риальное оценива-ние.

II. Этап

Процессуальный (этап осмысления)

Физминутка

- Итак, ребята, мы на внеклассном чтение познакомились с произведением А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

- Давайте, вспомним героев из сказки и их заветные желания!

Я вам загадываю загадку, вы отгадываете. (Не шумим, поднимаем руку.)

Загадка 1

Ветер сильный, ураган
Превратил вокруг всё в хлам.
Домик он унёс с собой
К ведьме страшной, очень злой.
Двое в домике летели –
Пёс... вместе с

- Учебная задача 1. Парная работа.

На слайде.

Решить задачу и записать ответ.

- решение задачи записываем в тетрадях.

Ураган начался в , фургон с героями летел 5 ч 30 мин. В какое время фургон упал на домик злой волшебницы Гингемы? (В 17 ч 30 мин)

Вопросы ребятам:

- Ребята, кто наколдовал сильный ураган?

- она была добрая или злая колдунья?

-А какой вывод можно сделать?

- Запомните это на всю жизнь.
Загадка 2
- Он умел пугать ворон,
В нём соломы был – вагон.
Пугало был неуклюж
И умом своим не дюж.
Тот соломенный верзила,
Называл себя...

Мы СТРАШИЛЕ все поможем и решим мы все, что сможем.
- Учебная задача 2.

- Преобразовать величины. (2б)

5 кг 80 г= г

9805 ц = т ц

643 коп= р коп

3 ч 25 ми = мин

5 км 8 м = м

- Ребята, вы МОЛОДЦЫ, какие умные!

- Если все решили правильно, поставьте 1 бал в лист оценивания.

- Какое желание было у Страшилы?

- Какой по характеру был Страшила?

- А можно было сказать, что у него нет ума?

– Как называют глупого человека?

- Какой случай, который произошел с героями доказывает нам то, что страшила умный, сообразительный?

Загадка 3
Собран был он из металла,
Сердца в нём не доставало.
Но любил вокруг всех-всех
Тот...

- Поможем ДРОВОСЕКУ решить задачу.
-
Учебная задача 3

Дровосек распиливает бревно на метровые обрубки. Длина бревна 5 метров. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. За сколько минут распилил бревно Дровосек?

- Какое желание было у Дровосека?

- Зачем ему сердце?

- Что утверждал СТРАШИЛА?

- Дровосек возражал Страшиле.

-Как можно назвать человека с добрым сердцем?

- Дровосек заржавел, давайте потанцуем о поможем стать подвижным.

- Молодцы, ребята!

Загадка 4

Царь зверей труслив был очень,
Всех боялся. Между прочим,
Он мечтал стать зверем храбрым,
Помогать несчастным, слабым.
А пока боится всех
Крупный зверь...

Учебная задача 3

Друзья подошли к маковому полю, площадь которого составляла 2100 квадратных метров. Поле прямоугольной формы. Каков периметр поля?

- Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы), поставьте баллы в листы оценивания.

5б – все задания выполнены правильно.

4б – одно задание выполнено с ошибкой

3б – два задания выполнено с ошибками

1б – три задания выполнено с ошибками.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.

Формулируют выводы.

- ТОТОШКА

- (ЭЛЛИ).

Ученики решают в тетради.

12 ч +5ч 30 мин = 17 ч 30 мин.

Задача решена правильно (1б)

- Гингема.

-Все, что ты делаешь плохое для окружающих - все вернется бумерангом.

СТРАШИЛА).

5 кг 80 г= 5080г 9805 ц = 980 т 5 ц

643 коп= 6 р 43 коп 3 ч 25 ми = 205 мин

5 км 8 м = 5008 м

-Ученики ставят 1 б за работу у доски.

- Попросить у Гудвина мозги (Ума)

-добрый, заботливый, сообразительный

- безмозглый.

- Страшила при встрече с Людоедом бросился ему под ноги и уронил злодея, таким образом, спас друзей.

- ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК.

Решение:

Полторы минуты =90 сек.

90 *4 = 360 сек.

(За 6 минут.

Задача решена правильно (1б)

- Попросить сердце у Гудвина.

- Дровосеку было нужно сердце, чтобы вернуться в страну Жевунов и жениться на девушке.

- Страшила утверждал: «Предпочтительно иметь мозги: когда нет мозгов, тогда и сердце ни к чему!!!»

- Дровосек возражал: «Мозги не делают человека счастливым, а счастье – лучшее, что есть на земле!»

«ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ.

Выполняют физминутку под музыку.

-ТРУСЛИВЫЙ ЛЕВ.

Решение: S= 2100, мы знаем, что площадь это произведение длины и ширины. Из условия известно, поле прямоугольной формы поэтому мы можем утверждать, что 2100 – это произведение 70 х 30. Значит Р= (70+30) х 2= 200 м.

Задача решена правильно (1б)

Ученики проверяют ответы ребят другой пары в тетради по эталону на слайде и выставляют баллы на поля в тетради, согласно критериям.

Регулятивные УУД:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-применять знания, полученные на других предметах;

-корректировать работу по ходу её выполнения.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать и понимать речь других.

Предметные: Знать, как преобразовывать одни единицы данной величины в другие, выделять существенную информацию из текста, формулировать собственное мнение.

Дети повторяют и выполняют движения за одноклассником.

Взаимопроверка (по готовому эталону на слайде)

Зрительная гимнастика

Итак, ребята мы с вами вспомнили героев из известной сказки, которая называется «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА».

-А сейчас отправляемся в волшебную страну. Как вы думаете, что нам поможет в дальнейшем путешествии?

Иллюстрации на доске

Как вы думаете, что это?

- Итак, мы подходим к владениям Бастинды, чтобы освободить Мигунов от злой волшебницы.

Ребята, чтобы лучше видеть, давайте сделаем зарядку для глаз.

А помогут нам в этом знания по математике по пройденным темам и литературе.

- на иллюстрации мы видим карту Фиолетовой страны, в которой правит Бастинда.

Выполняют зарядку для глаз.

Регулятивные УУД:

-применять знания, полученные на других предметах;

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать и понимать речь других.

Групповая работа (учитель раздает карточки с заданием по группам)

Задание каждой группе решить задачу и справиться с препятствием.

-Кто вспомнит, какое первое препятствие встретилось друзьям?

-Кто из друзей вступил в битву с волками?

-Какое следующее препятствие встретилось друзьям?

- третье препятствие

- Дровосеку помогает 1 ряд.

Страшиле помогает 2 ряд,

Льву помогает 3 ряд.

-Группы работают 5 – 7 минут.

Проверка. Объясняют у доски решение задачи один участник от группы.

Задача 1.

-Давайте посчитаем, сколько времени понадобилось Дровосеку, чтобы справиться с волками.

Расстояние от Изумрудного города до замка Бастинды 60 км. Друзья прошли четвертую часть пути. На них напали волки. Сколько километров осталось пройти до замка после битвы с волками?

-Кто помнит, как поступила Бастинда, узнав, что волки разбиты.

-Какое чувство её охватило?

-Какое следующее препятствие встретилось друзьям?

-Кто из друзей вступил в битву с воронами?

Задача 2.

На друзей напала сотня ворон Бастинды. Страшила сражаясь с ними, сначала уничтожил одну вторую часть стаи, а потом еще 40 оставшихся ворон. Сколько ворон улетели к хозяйке?

-Какое чувство охватило Бастинду, когда она узнала, что опять проиграла?

-Как она себя повела при этом?

-Кто так может себя вести?

-Кто слетелся на её свисток?

-Они и являются третьим препятствием на пути у друзей.

Задача 3.

Пчелы во время полета выполняют 200 взмахов в секунду. Сколько взмахов сделает пчела за 1 минуту.

Вопросы ребятам

-Кто из друзей сообразил, как нужно спасти от друзей от пчел?

-Перескажите эту ситуацию.

-Но ведь у Страшилы нет мозгов? Что выходит?

- Как называется качество характера, когда человек готов пожертвовать собой?

-Найдите в тексте слова, которые показывают нам состояние Бастинды, когда она увидела, что друзья приближаются ко дворцу.

Индивидуальная работа

Два ученика решают примеры у доски.

Приложение 4

- первое препятствие это -волки.

- Дровосек.

- второе препятствие это – Вороны.

- третье препятствие – это пчелы.

Ученики выполняют задание на карточках в группе.

Объясняют у доски решение задачи один участник от группы.

Ребята с 1 ряда объясняют решение задачи 1.

Условие:

Расстояние 60 км.

Прошли 1 часть пути

4

Сколько осталось пройти до замка?

Решение:

60 :4= 15 км (четвертая часть)

60 - 15 = 45 км

Ответ: 45 км осталось пройти до замка.

- Бастинда разозлилась.

- ее охватил гнев.

Вороны.

-Страшила.

Справиться с воронами помогали ребята со 2 ряда.

Условие:

Всего 100 ворон.

Уничтожил 1 часть и

2

Уничтожил еще 40 вор.

Сколько вернулось?

Решение:

100: 2 – 40 = 10 (в)

Ответ: 10 ворон улетели.

- Бастинду охватила злоба и страх.

- затопала ногами. --

- невоспитанные, избалованные дети.

- пчёлы.

Справиться с пчелами помогали ребята с 3 ряда.

Условие:

Количество взмахов – 200 в сек.

Сколько взмахов сделает за 1 минуту? 1мин=60сек.

Решение:

200х60 = 12000 взмахов в минуту.

-Страшила.

Страшила предложил распотрошить себя и укрыть соломой Элли, льва и Тотошку.

- Страшила сообразительный, заботливый, готов пожертвовать собой ради друзей.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

- Бастинда позеленела. (зачитывают из текста)

Ребята объясняют порядок действий и находят значение выражений.

Оценивают работу в группе, записывают в лист оценивания.

«5 б – работал активно;

4б – работал не очень активно;

2 б - не проявлял активности»

Сочетание письменного и устного ответа.

(Выполнение заданий по карточкам)

Письмен-ный вид контроля.

Ребята оценивают работу ученика в группе по крите-риальному оценива-

нию.

Учитель предлагает

Самостоятельную работу с проверкой по эталону.

Поможем друзьям освободиться и уничтожить Бастинду. Поработаем с тестом.

Преобразование величин (тест) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) (выполняют самостоятельно на листочках)

в листы оценивания.

-Мы прекрасно справились со всеми заданиями. Бастинда растаяла, друзья свободны. Новые приключения ждут ребят.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону. Оценивают выполнение теста и записывают в лист оценивания.

Ученики проверяют свои ответы по эталону (на слайдах) и самостоятельно оцените выполнение теста в баллах.

8 заданий- «5 б»

7-6 заданий- «4 б»

5-4 заданий- «3 б»

Регулятивные УУД: -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-корректировать работу по ходу её выполнения.

Позн-е УУД:

-уметь

Ориентиро-ваться системе знаний:

Самопро-верка по эталону

III. Этап. Рефлексия.

Цель:

Оценить результаты своей деятельности и всего класса. Соотнести цель урока и сделать выводы. Оценить свою работу на уроке ёлочными шариками.

Учитель подводит итог деятельности по математике.

– Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

– Что осталось непонятным?

Подведение итога по литературному чтению:

- Ребята, как вы думаете, какая проблема поднимается в сказке «Волшебник Изумрудного города»?

- Ребята, а как вы думаете сказка написана в 19 веке, переведена на русский язык в 20 в, а в нашем современном веке несет какую -нибудь значимость для наших ребят?

Что олицетворяет Железный Дровосек?

Страшила?

- Ребята, я надеюсь, что наш урок прошел с пользой для нас.

Ученики отвечают:

-Повторили изученные величины, их единицы измерения,

- решали задачи с величинами,

-преобразовывали и сравнивали величины.

- в сказке поднимается проблема дружбы, храбрости и уверенности в собственных силах, чести, мудрости, дружба и взаимопонимание.

-Как современники автора, так и наши с вами современники ставят дружбу и отношение между людьми превыше всего, даже при том, что героям на пути встречаются трудности.

- Дровосек олицетворяет проблему любви к окружающим и к себе.

Страшила - представляет собой проблему разума, мудрости

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Домашнее задание.

- Итак, подведем итог нашему уроку. Домашнее задание дифференцированное.

- Ребята, кому было все понятно и не было затруднений при решении заданий по теме «Величины», выбирают картинку Страшилы и конверт с домашним заданием на дом, Страшилы - самого умного героя.

- Ребята, кому было немного непонятно, но очень понравился урок?

Выбирают картинку Дровосека и домашнее задание Дровосека, самого добросердечного героя.

- И кому было страшно, не все получалось, но вы поверили в себя, перебороли свой страх? И у вас все получилось, выбираете картинку со Львом и выполняете задания Льва, самого смелого и бесстрашного героя.

Раздать задания на карточках, выбранных ребятами.

-Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какую цель на урок ставили?

Достигли ли мы цели? Все ли пункты плана реализованы?
-На партах у вас лежат
листы самооценки, оцените свою работу на уроке.
В конце учитель отмечает тех, кто был активным на уроке и класс в целом, подводит итоги урока.

- Ребята, благодарю вас за работу на уроке.

- Вы все МОЛОДЦЫ!

Ребята выбирают карточку с изображением героев и дифференцированным домашним заданием.

Какие знания величин помогли героям сказки исполнить заветные желания? (ученики перечисляют)

Ученики подсчитывают баллы за каждый этап урока и оценивают свою работу, согласно критериям

20 балов и более –«5»

19 – 16 балов - «4»

12 – 15 балов – «3»

Познавательные УУД:

-умение структурировать знания;

-оценивание процессов и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять самостоятельность.

Ребята оценивают свою работу по критериальному оцениванию.переводят балы в оценку и сообщают учителю.

Перечень источников, используемых при подготовке к уроку.

  1. А. Волков. «Волшебник изумрудного города». (ООО «Издательство АСТ). 2020 г
  2. Учебник Математика. Школа России. (Москва 2Просвещение» 2020 г.
  3. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Москва 2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...

Эффективные стратегии и инструменты для развития функциональной грамотности обучающихся

В статье описываются приемы и математико-методический инструментарий по формированию математической функциональной грамотности...

"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в с...