Задачи на нахождение скорости, времени, пройденного пути
план-конспект урока по математике (4 класс)

Материал предназначен для обучающихся 4 класса. Направлен на закрепление решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_16.05_4zh.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Марова Дарья Петровна

Тема: Задачи на нахождение скорости, времени, пройденного пути

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: закрепить решение задач на нахождение скорости, времени, пройденного пути

Основные термины, понятия: задачи на движение, скорость, время, пройденный путь

Методы и приемы оценивания:

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Используемые приемы оценивания: лист самооценки, сигнальные карточки

Технологии: здоровьесберегающая, частично-игровая, информационно-коммуникативная,

Ресурсы урока: учебник, интерактивная доска, карточки с заданиями, лист оценивания

Планируемые результаты

Предметные резултаты:

использовать единицы величин при решении задач (время, расстояние, скорость);

использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), скорости (километр в час);

использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путём.

Регулятивные УУД:

Объективно оценивать результаты своей деятельности

Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

Планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя свои действия по решению учебной задачи

Познавательные УУД:

представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу)

Формулировать с помощью учителя цель, делать выводы

Коммуникативные УУД:

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

комментировать процесс вычисления, построения, решения;

уважать мнение собеседника;

корректно высказывать свою позицию

Личностные:

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения   

применять математику для решения практических задач в повседневной жизни

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Организует, читает, создает, помогает, способствует ….

Содержание деятельности обучающихся

Читают, размышляют, анализируют, обобщают, высказывают предположения, обсуждают, договариваются …

Проводят самооценку…

  1. Организационный момент

Учитель просит проверить готовность к уроку, подравняться, поздороваться с гостями. Записать дату в тетрадь.

Ученики проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями

  1. Актуализация необходимых знаний

Устный счет. (выражения на электронной доске)

4928 – 3111=

Интересный факт: именно в этом году был изобретен велосипед.

930+720=

Интересный факт: в Московском университете изобразительных искусств им. А.С. Пушкина находится папирус, относящийся к 1650 году до н.э., в котором содержится 84 задачи (слово задача в качестве опорного учитель вывешивает на доску)

340:2 =

Интересный факт: именно такую максимальную скорость может развить при движении спортивный трековый велосипед (скорость и пройденный путь вывешиваются в качестве опорных слов на доску)

- Согласно нашему критериальному оцениванию просигнальте мне, кто справился с устным счетом зеленый, у кого не все получилось красный.

- На ваших партах лежат Листы оценивания, подпишите их. В строке «устный счет» выберете и отметьте галочкой круг соответсвующего цвета. Приложение 1

  • Ребята, вы хорошо справились с устным счетом. За это я выдам вам часть пазла. Для чего он нужен объясню чуть позже.

Учащиеся озвучивают результаты устных вычислений

  1. Мотивационная познавательная деятельность

Учитель включает для просмотра фрагмент из серии Ералаша «Задачка».

- Почему велосипедист так долго катался из пункта А в пункт В?

- Просмотрев этот сюжет, попробуйте предположить, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Давайте попробуем назвать тему урока с помощью опорных слов.

Смотрят видеофрагмент.

Предполагаемый ответ: потому что мальчики не знали, как решить задачу (ленились, не хотели учиться).

Предполагаемый ответ: решать задачи на движение.

Пробуют назвать тему урока (если испытывают сложности, учитель помогает)

  1. Организация познавательной деятельности

- Сегодня на уроке мы будем закреплять решение задач на движение.

- Перед вами на доске слово. Прочитайте его задом наперед. Что получилось?

 - Верно, “путь”. Первая задача на нахождение пройденного пути. Открываем учебники на с. 121 №13. Учитель просит одного ученика прочитать задачу.

- Вспомним формулу нахождения расстояния. (в заготовленную таблицу на доске учитель вносит формулу).

- В каких величинах измеряется путь? (учитель вешает в заготовленную табличку единицы измерения пути)

- Пишем в тетрадях Задача №13 и составляем схему к ней. Учитель совместно с учениками выполняет схему на доске, которую дети фиксируют в тетради.

Затем один ученик вызывается к доске, выполняет решение к задаче, так, чтобы остальные не видели. Остальные учащиеся выполняют решение самостоятельно. Учитель проверяет решение, выполненное на доске, а затем класс сверяет свое решение с выполненным на доске.

- Поднимите сигнальные карточки, согласно нашим критериям оценивания, оцените свою работу. (учитель указывает на доску, где размещено напоминание, как оценить свою работу). В листе оценивания напротив задачи пометьте галочкой, какого цвета ваш сигнал.  

- Пока вы это делаете, я раздам вам часть пазла, который соберется к концу урока.

- Посмотрите на экран. Соберите из всех предложенных букв слово.

- Какое слово получилось?

- Прежде чем переходить к решению задачи на скорость, давайте вспомним формулу нахождения скорости. (после ответа учитель вывешивает ответ в заранее подготовленную таблицу)

- В чем измеряется скорость?

- На вашей парте, посередине, лежит карточка. Возьмите ее. Перед вами таблица. Составьте в паре по ней условие задачи на скорость. Приложение 2

- Какое условие задачи получилось?

- Выполните ниже решение к задаче.

- Сверяем решение с электронной доской. (после каждого действия задачи учитель просит просигналить, верно ли в паре выполнено решение).

- Оцените работу своего напарника, согласно нашему критериальному оцениванию.

- А теперь обменяйтесь оценочными листами и отметьте круг соответствующего цвета. Пока вы это делаете выдаю вам еще один элемент пазла.

 - Задача на скорость решена, давайте немного разомнемся. Встаем на физминутку.

Учащиеся разгадывают и дают ответ.

Открывают учебники и следят за текстом при чтении одним учеником задачи.

Учащиеся дают ответ S=V • t

Предполагаемые ответы (мм, см, м, км)

Делают совместно с учителем схему.

Оценивают себя.

Отмечают

Получают часть пазла.

Выполняют задание.

Предполагаемый ответ: скорость

Вспоминают и озвучивают формулу. V=S:t

 

Ответы учащихся: м/мин, км/ч, м/с

Учащиеся выполняют задание в паре.

Несколько пар рассказывают условие задачи, которое составили.

Выполняют решение.

Сверяют решение.

Оценивают сигнальными карточками.

Выполняют оценку напарника.

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три».

(Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо встать —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке!

  1. Подведение итогов
  • Ребята, когда мы решали задачи, что мы находили?
  • А какие формулы мы вспомнили?
  • Когда в жизни, в каких ситуациях вам могут пригодиться знания нахождения скорости, времени и пройденного пути?
  • Посчитайте, в вашем оценочном листе кружков какого цвета больше, подведите итог внизу таблицы. Листы я у вас заберу позже.
  • У кого три зеленых круга? У кого два и один красный?

Предполагаемый ответ: скорость, время, расстояние

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Рефлексия
  • Ребята, по результатам выполнения заданий вы получали части пазла. Составьте его. Кто изображен на картинке?
  • Да, это тот самый велосипедист из Ералаша. На обратной стороне текст задачи, которую не могли решить мальчики. А вы с уже закрепленными знаниями помогите им, решите задачу на отдельном листе самостоятельно. Приложение 3
  • Оставьте листочки подписанными на парте, я соберу, проверю самостоятельную работу.
  • Что вы находили в этой задаче?
  • В чем измеряется время?
  • Какая формула вам пригодилась?
  • Верно. (учитель вывешивает в заготовленную табличку формулу)
  • К концу урока у нас получилась вот такая памятка. (раздает памятку) Приложение 4
  • Как вы думаете пригодится вам эта памятка?
  • Да, ребята в 5 классе вы продолжите решать задачи на движение, а эти памятки помогут вам вспомнить знания, полученные в начальной школе.
  • А если бы у ребят из Ералаша была такая памятка, они бы справились быстро с задачей на движение?

Учитель показывает фрагмент, где велосипедист благодарит ребят.

  • И я благодарю вас за урок!

Учащиеся дают ответ.

Выполняют самостоятельно решение.

Предполагаемый ответ: время.

Отвечают: секунды, минуты, часы.

Формула: t = S : V

Отвечают на вопросы учителя

Приложение 1

Лист оценивания

   Отметь нужный круг

Устный счет

Задача №2

Задача №3

Итого

Зелёных:        красных:

Приложение 2

S

t

V

грузовик

70 км

одинаковое

35 км/ч

легковая машина

140 км

одинаковое

? км/ч

Приложение 3

   

Текст задачи на обратной стороне пазла:

Велосипедист проезжает за 4 часа 120 км. Сколько времени понадобиться велосипедисту, чтобы проехать это же расстояние, если его скорость будет в 2 раза больше?    

   

Приложение 4  

формула

единицы измерения

скорость V

V = S : t

км/ч,   м/мин,   м/с,   км/с

время   t

t = S : V

ч,  мин,  с

расстояние (пройденный путь)   S

S = V . t

км,  м,  дм,  см,  мм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку математики на тему "Решение задач на нахождение время, скорости и расстояния"

Презентация содержит основные понятия времени, скорости и расстояния; закрепительную часть - задачи на нахождение данных понятий....

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Технологическая карта урока математики "Задачи на нахождение работы, времени и производительности"

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса. Урок отработки умений и рефлексия. Программа Петерсон. В технологической карте представлены различные виды задач для повторения пройденного материла...