Открытый урок "Решение задач на нахождение периметра прямоугольника" 2 класс
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Урок был проведен в рамках методической недели учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematika.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.

Цель урока: научить детей находить периметр прямоугольника, используя новое действие – умножение.

Задачи:      

   Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствовать мыслительные операции;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • развивать навык самооценки.

Воспитывать:

  • культуру поведения при фронтальной, групповой работе и работе в парах;
  • активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный  этап ( 2-3 мин)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Ровно встали

Тихо сели.

- Прочитайте, девиз нашего урока.

Учиться – всегда пригодится.

- Как вы понимаете значение девиза нашего урока.

  Все чему мы учимся в школе на уроках, это нам пригодится в жизни. Учиться надо не для мамы и папы, не для хорошей отметки в дневнике, а для того, чтобы стать знающим, грамотным человеком.

  - А где могут пригодиться знания, которые мы получаем на уроках математики? Людям каких профессий нужна математика?

- Я желаю вам, ребята, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились в жизни.

Читают хором.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 минут)
  1. «Цепочка примеров»

- Как сосчитали киваем.

1 цепочка.

   К четырем прибавить 6, прибавить 4, вычесть 5, прибавить 7 и прибавить 4.

4 +6 + 4 – 5 + 7 + 4 = 20

2 цепочка

   К двадцати прибавить 10, вычесть 5, прибавить 20, прибавить 5.

20+10-5+20+5= 50

3 цепочка

   К сорока прибавить 5, вычесть 30, прибавить 4 и прибавить 8

40 + 5 – 30 + 4 + 8 = 27

  1. Работа в тетрадях. Чистописание.

Чистописание числа 27.

- Что мы знаем о числе 27.

  1. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)

- Из каких геометрических фигур состоит замок?

- На какие две группы можно разделить все эти фигуры?  (убирается круг)

Как теперь можно разделить фигуры на две группы?

 (убираю треугольники).

- Как назвать одним словом оставшиеся фигуры?                                - На какие две группы их можно разделить? (убираю трапецию)

- Какие фигуры остались?

- Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники.

 Вспомним отличительные особенности прямоугольника.

- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника?

- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника?

- Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника?

- Что такое периметр?                                          

 - Попробуйте сформулировать тему урока. (демонстрация на экране)

- Чему мы должны научиться на уроке?

  На сегодняшнем уроке научимся:

  1. находить периметр прямоугольника разными способами и выберем самый удобный способ.
  2. научимся решать задачи на нахождение периметра прямоугольника

Перечисляют

Многоугольники и круг

(треугольники и четырёхугольники)

(четырёхугольники)

(фигуры с прямыми углами и без прямых углов)

(прямоугольники)

(4 стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны равны)

(2)

(противоположные стороны прямоугольника равны)

(периметр)

(сумма длин всех сторон)

(периметр прямоугольника)

  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)

 - Кто знает, откуда к нам пришло слово «периметр».

   - Оказывается в Древнем Египте границы земельных участков измеряли ходьбой. Египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. «Пире» - ходить, «метрос» - измерять, т.е измерять ходьбой.

   1. Вывод формул

- Начертите прямоугольник со сторонами 6 и 3 см и подпишите длину сторон.

- Почему я назвала длины только двух сторон?

(учитель чертит сначала 2 стороны, потом 3 и 4)

1 способ

Вычислим на основе определения периметра.

Периметр – это сумма длин всех сторон.

Р = 6 + 3 + 6 + 3 = 18 (см) – считают дети

- Можно ли периметр прямоугольника найти другим способом?

2 способ.

- Возьмите красный карандаш и подчеркните пару одинаковых чисел в ваших выражениях. Что мы знаем о сложении одинаковых чисел? Замените сложение данных чисел умножением.

- Возьмите синий карандаш и подчеркните вторую пару одинаковых чисел в ваших выражениях. Можно это сложение заменить умножением? Замените. Что надо сделать с получившимися произведениями? (сложить)

- Сумму каких слагаемых можно заменить умножением?

Замените

 - Кто напишет на доске?

Р = 3*2 + 6*2 = 18

3 способ

Но можно записать по – другому.

 - Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (2)

Запишите их сумму 6 + 3

Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2)

Это третий способ. P=(3+6)*2=18(см)

   Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а, а ширину- b. Подставим в наши решения.

 Мы получили три формулы

P=a+b+a+b

P=a*2+b*2

P=(a+b)*2

- Сравните способы решения. Какие они?

- Сравните полученные результаты.

- Какой вывод можно сделать?

- Но давайте подумаем, какой приём будет более рациональным удобным? Почему?

Противоположные стороны равны

Так как у прямоугольника противоположные стороны равны, то в решении есть по 2 пары одинаковых чисел.

Они отличаются.

Они одинаковые.

Периметр прямоугольника мы можем находить любым способом.

3 способ, действий меньше.

  1. Физминутка

Рисование носом (дети закрывают глаза).

Представьте себе, что нос стал длинным.

Нарисуйте прямоугольник, круг, треугольник, цифру 4

  1. Первичное закрепление. (7 минут)

- Давайте составим план нахождения периметра.

1 шаг - измерить длину.

2 шаг - измерить ширину.

3 шаг  - сложить длины всех сторон, или заменить сложение умножением

А. Работа в паре. (правило работы в паре)

   У вас лежат листочки. Найдите периметр прямоугольника удобным для вас способом.

(Распределите работу, один измеряет, другой находит периметр).

- Какие стороны у вас были? Периметр равен? Каким способом нашли?

Б. Работа по учебнику

 № 7 стр 52

 - Сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание.  Открыли стр 52, задание № 7. Что нужно сделать?

- Как проверяется вычитание? (сложением)

- А сложение? (вычитанием)

- К доске выходят по одному человеку с ряда, остальные решают в тетрадях. Даю 5 минут.

 1 ряд – 1 и 4 пример

2 ряд – 2 и 4 пример

3 ряд – 3 и 4 пример

(вычислить с проверкой)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Практическое применение знания о периметре в жизни.

- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни?

   В каждой группе есть конверт с письмом, на конверте изображен тот герой, который написал вам письмо. Посмотрите на изображение героя, предположите, о чем он мог вам написать.

Прочитайте письма.

 1 ряд Письмо от Мухи-Цокотухи

«Дорогие ребята! Я готовлюсь к празднику и хочу по верхнему краю стен комнаты повесить гирлянду. Комната имеет прямоугольную форму. Длина комнаты – 10 м, ширина 5 м. Какой длины будет гирлянда?»

2  ряд Письмо от Федоры

«Дорогие ребята! Я навела порядок в доме. В комнате, которая имеет прямоугольную форму, по верхнему краю обоев хочу наклеить красивую бумажную полоску с узором. Длина комнаты – 5 м, ширина – 3 м. Какой длины будет эта полоска?»

3 ряд Письмо от Айболита

«Дорогие ребята! Чтобы мои животные не болели, я построил для них спортивную площадку. Площадка имеет прямоугольную форму, длина – 30 м, ширина – 10 м. Площадку надо огородить забором. Какой длины будет забор?»

   Что вам необходимо сделать?

   Какие знания помогут вам справиться с задачей?

Прочитайте задачу, обсудите решение и найдите периметр новым способом (выберите в группе единый для всех способ решения).

Почему выбрали именно этот способ решения?

Что объединяет всех героев, которые вам написали письмо? Как вы думаете, что они могут вам пожелать?

Определить размеры скатерти   для стола, размеры ковра для пола. Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить, поставить забор и т. д.

Все герои из произведений К. И. Чуковского.

Возможно, учиться находить периметр прямоугольника.

  1. Подведение итога

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что такое периметр?

- Как найти периметр прямоугольника?

  1. Рефлексия учебной деятельности

Оцените свою работу на уроке.

- Кому было из вас трудно? красный

- А кто не встретил затруднений? зелёный

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

Даже если у кого-то красные сигналы – это тоже хорошо. Значит, вы умеете правильно оценивать свою работу, знаете свои недочёты и обязательно их исправите.

  1. Дом задание

№ 2, 8  стр 52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический тренажер по решению задач на нахождение периметра.

математический тренажер по решению задач на нахождение периметра...

Тренажёр по математике 4 класс. "Решение задач на нахождение периметра и площади".

Разноуравневые задачи на нахождение периметра и площади....

Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. Интеграция с предметом: внеклассное чтение.

формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания дете...

Урок математики во 3 классе по теме: «Решение задач на нахождение периметра треугольников и квадрата».

Создать условия для обучения решению задач на нахождение периметра треугольников и квадрата....

Задачи на нахождение периметра и площади (3 класс)

Данный материал подходит как для работы в классе, так и для индивидуального задания....

Тренажёр по математике 3 класс . Решение задач на нахождение периметра и площади.

Тренажёр содержит набор задач по нахождению периметра и площади прямоугольника.Этот тренажер способствует отработке навыков решения задач этого вида....

2 класс. Математика. Решение задач на нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

2 класс. Математика. Решение задач на нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырёхугольника)....