Главные вкладки

    Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. Интеграция с предметом: внеклассное чтение.
    план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

    Медведева Алла Николаевна

    формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания детей о квадрате, как подмножества прямоугольников; формировать вычислительные навыки, умение преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; закреплять умения решать задачи изученных видов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс

    Тема:  Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.

    Интеграция с предметом: внеклассное чтение.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Цели: формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания детей о квадрате, как подмножества прямоугольников; формировать вычислительные навыки, умение преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; закреплять умения решать задачи изученных видов.

    Оборудование: Зашифрованная в примерах сложения, вычитания и умножения фраза: « О чём мечтали люди?»; формулы нахождения периметра прямоугольника и квадрата:   Рпр. = (a + b) х 2;      Рпр. = a х 2+ b  х 2

    Рпр. = a +  a + b + b;   Рпр. =  a х 4; линейки, карандаши, проектор.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    - Добрый день, ребята! Сегодня нас приветствуют 3 Ивана-царевича и 6 принцесс на уроке математики. Наша основная задача на уроке: думать, считать, проявлять смекалку. А ещё мы попробуем разобраться с тем, как с помощью математики сказку сделать былью. (Слайд №1)

    - Кто из вас любит читать сказки?

    - А какие сказки мы называем волшебными? ( Ответы детей: в которых обязательно происходят чудеса, присутствует волшебство чародейство. Например, вещи разговаривают, кто-то в кого- то превращается и т. д.)

    II.Актуализация знаний

    - Для начала расшифруем фразу, которая спряталась в примерах. (Слайд №2)

    30 – 3 =         Ё                            5 + 4 =            Е                                      17 – 10 =          Л

    2 х 4 =           Ч                            91 – 90 =       ?                                        68 + 4 =            А

    70 + 11 =      Ю                           25 – 20 =        Т                                       40 + 23 =          И

    12 + 24 =       О                           100 – 94 =       Д                                       40 + 14 =          М

    Впишем соответствующие буквы в таблицу. (Слайд №3)

    - Какая фраза у вас получилась? (Слайд №4)

    36

    8

    27

    54

    54

    9

    8

    5

    72

    7

    63

    7

    81

    6

    63

    1

    О

    Ч

    Ё

    М

    М

    Е

    Ч

    Т

    А

    Л

    И

    Л

    Ю

    Д

    И

    ?

    - Русский народ слагал сказки тысячи лет назад, когда ещё не умел читать и писать. В своих сказках

    люди выражали свои мечты надежды. Им очень хотелось иметь ковёр - самолёт, чтобы быстрее передвигаться по воздуху. (Слайд № 5)

     И вот менее 100 лет назад люди, хорошо знающие математику и законы физики изобрели… что?...(ответы детей:  самолёт). (Слайд № 6)

    - Люди мечтали о ярком свете ночью, и что же они придумали в помощь сказочным героям?  Перо жар – птицы. (Слайд № 7)

    - Какой предмет сейчас освещает пространство в ночное время? ( Ответы детей: прожектор, электрические светильники). (Сдайд № 8)

    - Подумайте и скажите, при помощи каких предметов, в сказке «Золушка» солдаты короля передвигались семимильными шагами по земле? (Ответы детей: сапоги - скороходы) (Слайд  № 9)

     - При помощи чего сейчас можно  быстро  преодолеть несколько километров по дороге, съездить в другой город? (Ответы детей: при помощи автомобиля.) (Слайд  № 10)

    - Какой волшебный предмет всегда мог накормить в сказках быстро и вкусно? (Ответы детей: скатерть - самобранка) (Слайд  № 11)

    - А в настоящее время где можно быстро и вкусно покушать? (Ответы детей: в кафе, ресторане) (Слайд  № 12)

    - Вспомните, к какому предмету были обращены слова: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (Ответы детей: к зеркальцу) (Слайд  № 13)

    - Что смотрим мы, чтобы что-то увидеть интересное, узнать новости, сидя дома, попутешествовать? (Ответы детей: телевизор) (Слайд  №14)

    - Какой предмет в сказках помогал найти верную дорогу путникам? (Ответы детей: волшебный клубок ниток) (Слайд  № 15)

    - При помощи каких предметов путешественники выбирают правильное направление и верный путь? (Ответы детей: при помощи компаса и карты )(Слайд №16).

    - Ребята, вспомним сказки Пушкина : кто был в дозоре у царя Додона и предупреждал о приближении врагов к его владениям? (Ответы детей: золотой петушок.) (Слайд №17).

    - Какой современный прибор предупреждает пограничников о приближении нарушителя границ? (Ответы детей: радиолокатор. (Слайд № 18)

    Как видите, ребята:

    Чтоб водить корабли,

    Чтоб в небо взлететь –

    Надо много знать,

    Надо много уметь.

    И при этом, вы заметьте-ка,

    Человеку помогает арифметика.

    III. Постановка темы урока

    Какой предмет Василиса Прекрасная должна была выткать за ночь? (Ковёр)

    - Не простой ковёр, а ковёр по строго заданным размерам. А именно, периметр которого равен  16м. Только я разволновалась и забыла, что такое периметр прямоугольника, как его найти.  Вы мне поможете разобраться в этом?

    --  Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей: Находить периметр прямоугольника.) Это и будет темой нашего урока. (Слайд №19)

    IV. Работа по теме урока.

    - Подскажите мне, пожалуйста, любой четырёхугольник может быть прямоугольником? (Ответы детей: Только тот, у которого все углы прямые.)

    - Вспомним, противоположные стороны прямоугольника…( Ответы детей:  равны)

    - Чему равен  периметр прямоугольника? (Ответы детей: Периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его сторон).

    - Какой буквой латинского алфавита обозначается? (Ответы детей: Заглавной буквой  Р)

    Формулы периметра прямоугольника: (слайд №20)                  

                                                                                                   Рпр. = (a + b) х 2                      

                                                                                  Рпр. = a х 2+ b х 2

                                                                                      Рпр. = a +  a + b + b;  

    - А какие же числа мы должны взять для обозначения сторон, чтобы периметр ковра был 16 м?

     (Дети используют метод подбора).

         1 + 1+7 +7 = 16м    или (1 +7) х  2= 16м

        2 + 2 +6 + 6  = 16м  или (2 +6) х 2 = 16м        

      3 +3 + 5 +5 =16м      или    (3 + 5) х 2=  16м

    Проверка (слайд № 21)

      - Скажите, а квадрат является прямоугольником? ( да, квадрат - это  разновидность прямоугольника)

    Возьми линейку, карандаш

    И начерти квадрат.

    Да повнимательней следи,

    Чтоб не был кривоват.

    От метим стороны в длину:

    4 сантиметра пусть.

    (Дети вычерчивают квадрат.)

    Теперь задание, и ты

    Внимательнее будь.

    Ты сумму всех сторон, пожалуйста, найди.

    И самый быстрый способ ты

    В ответе приведи.

               Р кв. = a+ а+ а+а

          Р кв. = a х 4             (слайд № 23)

    (Дети самостоятельно находят периметр. Квадрата со стороной 4 см.

    Самопроверку выполняют по данному учителем образцу на доске.          (Слайд №24)

     4 + 4 + 4 + 4 =16м    или          4 х 4 =16м        

          V. Физкультминутка.

    Слышны весною птичек песни звонкие,   (Вращение головой)

    И с гор течёт холодная вода.   (Поднимаем руки вверх и стряхиваем кистями, наклонившись вниз,)

    Прямоугольник с равными сторонками   (В воздухе рисуем квадрат провой рукой)

    Квадратом называется всегда.   (В воздухе рисуем квадрат левой рукой)
    Помни!

    У квадрата в нашем мире   (Приседаем, руки вперёд)

    Есть прямых угла четыре.   (Встаём, руки на поясе)

    И четыре стороны –   (Наклон вправо)

    Меж собой всегда равны! (Наклон влево)

        -  Молодцы, садитесь.                                                

    VI. Продолжение работы по теме урока.

    - В начале урока мы говорили о добрых мечтах людей, которые они выразили в народных сказках. Но в жизни рядом с добром уживается зло. И люди тысячи лет назад предсказывали, что появится злой джин, которого надо спрятать в кувшин. Как вы думаете, что они имели ввиду?

    (Водородную бомбу, атомную бомбу, нервно - паралитический газ. Взрывы реакторов атомных электростанций в Японии, Чернобыльская трагедия  – это хуже всякого джина.)

    - Давайте будем заниматься математикой для того, чтобы осуществлять только добрые мечты людей. Жажда власти и денег всегда приносит много горя и страданий множеству людей.

    Человечество должно понять, что, любые споры между сторонами надо регулировать за столом переговоров мирным путём.

    Вы – будущее нашей страны, может быть, кому – то из вас удастся победить злых джинов, которых мы зовём террористами. А сейчас, нам нужно прилежно учиться.

    а) Устный счёт.

    - 1) Давайте решим устно задачу: У Змея-Горыныча, сколько голов?...3, 6, 9, 12. А сколько же у него глаз (по2 на 3 головах, на 6, на 9, на 12?) Ответы детей на оценку.

    - Сегодня на уроке, мы закрепляем наши знания о квадрате и прямоугольнике и применяем знания при решении задач.

    -  А сейчас я вам предлагаю вспомнить сказку « По щучьему велению». Кто там главный герой? (Емеля). Какие указания любил давать различным предметам?

    « По щучьему велению, по моему хотению, ступайте сани без коней домой!»; «По щучьему велению, по моему хотению, ступайте вёдра с водой домой!» ( Слайд № 25)

    А как сейчас к нам в дом попадает вода? (По водопроводам, причём и холодная и горячая…)

    (Слайд26)

    2) Расстояние от дома Емели до дворца 35 километров. Сколько нужно ещё проехать на печи Емеле, если 20 километров он уже проехал?  (15).

    3) Мальчик  с пальчик ростом 5 см, а Дюймовочка на 7 см выше. Какой рост у Дюймовочки? (12см)

    4) От куска ленты Золушка отрезала сначала 1м и 2дм, затем ещё 2м. Сколько всего ленты отрезала Золушка? (3м 2дм)

    5) Стороны бассейна, который решил построить Вовка в тридевятом царстве, одинаковы. Длина одной  стороны равна 10 м. Найдите периметр бассейна. (10 + 10 +10 + 10 = 40м)

    - Ребята, какие мечты людей воплотились в жизнь?  (Машины и поезда, которые перевозят грузы, пассажиров, даже под землёй, аэросани, мобильные телефоны, вертолёты,  космические ракеты,  искусственные спутники и много других важных для человека изобретений)

    б)Физкультминутка для глаз. (Слайды № 26, 27, 28.)

    в ) Закрепление пройденного материала.

    1. Посчитаем периметр скатерти - самобранки.  Известно, что длина её 5 м, а ширина 4м.  Как будем считать? (Ответы детей: сложим длины всех  сторон, или найдём сумму двух сторон и умножим на 2.).

    У прямоугольника

     все углы прямые

    И всего угла четыре,

    Ну, а по две стороны

    Противоположны и равны.  (Слайд  № 29 о противоположных сторонах прямоугольника).

    ПРОВЕРКА : 5 + 5 + 4 + 4 =18 м   или     (5 +4) х 2 = 18м

    - Вы сегодня хорошо потрудились,  молодцы. Давайте подведём итог нашего урока.

    VII. Итог урока

    - Какую роль играли сказки в жизни людей? ( Сначала мечтали, а затем изобретали)

    - Кому из вас  после сегодняшнего урока захотелось перечитать снова некоторые сказки?

    - Какие правила и понятия по математике мы вспомнили на уроке?

    - Интересно вам было на этом уроке?

    - Покажите своё настроение (дети поднимают смайлики)

    Спасибо за урок. (Слайд № 30)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике для учащихся 2 класса Тема: Решение простых арифметических задач.

             Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у учащихся умение решать текстовые арифметические задачи. На данном уроке при ре...

    Интегрированный урок (математика и окружающий мир) по теме "Решение задач и примеров. Если хочешь быть здоров."

    Данный урок способствует развитию навыков решения задач и примеров.; развивает логическое мышление; воспитывает интерес к спорту....

    Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решение задач. Московский Кремль.

    Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решениие задач. Московский Кремль....

    урок математики 3 класс Тема: "Решение составных задач"

    Материал содержит презентацию, в которой олимпийские талисманы помогают детям при устном счете, и конспект урока....

    Технологическая карта урока математики по теме: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).

    Технологическая карта урока математики разработан в рамках ФГОС, полностью соответствует целям и содержанию урока, связан с материалом предыдущего и последующего уроков, учитывает возрастные и психоло...