Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. Интеграция с предметом: внеклассное чтение.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания детей о квадрате, как подмножества прямоугольников; формировать вычислительные навыки, умение преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; закреплять умения решать задачи изученных видов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс
Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.
Интеграция с предметом: внеклассное чтение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели: формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания детей о квадрате, как подмножества прямоугольников; формировать вычислительные навыки, умение преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; закреплять умения решать задачи изученных видов.
Оборудование: Зашифрованная в примерах сложения, вычитания и умножения фраза: « О чём мечтали люди?»; формулы нахождения периметра прямоугольника и квадрата: Рпр. = (a + b) х 2; Рпр. = a х 2+ b х 2
Рпр. = a + a + b + b; Рпр. = a х 4; линейки, карандаши, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня нас приветствуют 3 Ивана-царевича и 6 принцесс на уроке математики. Наша основная задача на уроке: думать, считать, проявлять смекалку. А ещё мы попробуем разобраться с тем, как с помощью математики сказку сделать былью. (Слайд №1)
- Кто из вас любит читать сказки?
- А какие сказки мы называем волшебными? ( Ответы детей: в которых обязательно происходят чудеса, присутствует волшебство чародейство. Например, вещи разговаривают, кто-то в кого- то превращается и т. д.)
II.Актуализация знаний
- Для начала расшифруем фразу, которая спряталась в примерах. (Слайд №2)
30 – 3 = Ё 5 + 4 = Е 17 – 10 = Л
2 х 4 = Ч 91 – 90 = ? 68 + 4 = А
70 + 11 = Ю 25 – 20 = Т 40 + 23 = И
12 + 24 = О 100 – 94 = Д 40 + 14 = М
Впишем соответствующие буквы в таблицу. (Слайд №3)
- Какая фраза у вас получилась? (Слайд №4)
36 | 8 | 27 | 54 | 54 | 9 | 8 | 5 | 72 | 7 | 63 | 7 | 81 | 6 | 63 | 1 | |||
О | Ч | Ё | М | М | Е | Ч | Т | А | Л | И | Л | Ю | Д | И | ? |
- Русский народ слагал сказки тысячи лет назад, когда ещё не умел читать и писать. В своих сказках
люди выражали свои мечты надежды. Им очень хотелось иметь ковёр - самолёт, чтобы быстрее передвигаться по воздуху. (Слайд № 5)
И вот менее 100 лет назад люди, хорошо знающие математику и законы физики изобрели… что?...(ответы детей: самолёт). (Слайд № 6)
- Люди мечтали о ярком свете ночью, и что же они придумали в помощь сказочным героям? Перо жар – птицы. (Слайд № 7)
- Какой предмет сейчас освещает пространство в ночное время? ( Ответы детей: прожектор, электрические светильники). (Сдайд № 8)
- Подумайте и скажите, при помощи каких предметов, в сказке «Золушка» солдаты короля передвигались семимильными шагами по земле? (Ответы детей: сапоги - скороходы) (Слайд № 9)
- При помощи чего сейчас можно быстро преодолеть несколько километров по дороге, съездить в другой город? (Ответы детей: при помощи автомобиля.) (Слайд № 10)
- Какой волшебный предмет всегда мог накормить в сказках быстро и вкусно? (Ответы детей: скатерть - самобранка) (Слайд № 11)
- А в настоящее время где можно быстро и вкусно покушать? (Ответы детей: в кафе, ресторане) (Слайд № 12)
- Вспомните, к какому предмету были обращены слова: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (Ответы детей: к зеркальцу) (Слайд № 13)
- Что смотрим мы, чтобы что-то увидеть интересное, узнать новости, сидя дома, попутешествовать? (Ответы детей: телевизор) (Слайд №14)
- Какой предмет в сказках помогал найти верную дорогу путникам? (Ответы детей: волшебный клубок ниток) (Слайд № 15)
- При помощи каких предметов путешественники выбирают правильное направление и верный путь? (Ответы детей: при помощи компаса и карты )(Слайд №16).
- Ребята, вспомним сказки Пушкина : кто был в дозоре у царя Додона и предупреждал о приближении врагов к его владениям? (Ответы детей: золотой петушок.) (Слайд №17).
- Какой современный прибор предупреждает пограничников о приближении нарушителя границ? (Ответы детей: радиолокатор. (Слайд № 18)
Как видите, ребята:
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь –
Надо много знать,
Надо много уметь.
И при этом, вы заметьте-ка,
Человеку помогает арифметика.
III. Постановка темы урока
Какой предмет Василиса Прекрасная должна была выткать за ночь? (Ковёр)
- Не простой ковёр, а ковёр по строго заданным размерам. А именно, периметр которого равен 16м. Только я разволновалась и забыла, что такое периметр прямоугольника, как его найти. Вы мне поможете разобраться в этом?
-- Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей: Находить периметр прямоугольника.) Это и будет темой нашего урока. (Слайд №19)
IV. Работа по теме урока.
- Подскажите мне, пожалуйста, любой четырёхугольник может быть прямоугольником? (Ответы детей: Только тот, у которого все углы прямые.)
- Вспомним, противоположные стороны прямоугольника…( Ответы детей: равны)
- Чему равен периметр прямоугольника? (Ответы детей: Периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его сторон).
- Какой буквой латинского алфавита обозначается? (Ответы детей: Заглавной буквой Р)
Формулы периметра прямоугольника: (слайд №20)
Рпр. = (a + b) х 2
Рпр. = a х 2+ b х 2
Рпр. = a + a + b + b;
- А какие же числа мы должны взять для обозначения сторон, чтобы периметр ковра был 16 м?
(Дети используют метод подбора).
1 + 1+7 +7 = 16м или (1 +7) х 2= 16м
2 + 2 +6 + 6 = 16м или (2 +6) х 2 = 16м
3 +3 + 5 +5 =16м или (3 + 5) х 2= 16м
Проверка (слайд № 21)
- Скажите, а квадрат является прямоугольником? ( да, квадрат - это разновидность прямоугольника)
Возьми линейку, карандаш
И начерти квадрат.
Да повнимательней следи,
Чтоб не был кривоват.
От метим стороны в длину:
4 сантиметра пусть.
(Дети вычерчивают квадрат.)
Теперь задание, и ты
Внимательнее будь.
Ты сумму всех сторон, пожалуйста, найди.
И самый быстрый способ ты
В ответе приведи.
Р кв. = a+ а+ а+а
Р кв. = a х 4 (слайд № 23)
(Дети самостоятельно находят периметр. Квадрата со стороной 4 см.
Самопроверку выполняют по данному учителем образцу на доске. (Слайд №24)
4 + 4 + 4 + 4 =16м или 4 х 4 =16м
V. Физкультминутка.
Слышны весною птичек песни звонкие, (Вращение головой)
И с гор течёт холодная вода. (Поднимаем руки вверх и стряхиваем кистями, наклонившись вниз,)
Прямоугольник с равными сторонками (В воздухе рисуем квадрат провой рукой)
Квадратом называется всегда. (В воздухе рисуем квадрат левой рукой)
Помни!
У квадрата в нашем мире (Приседаем, руки вперёд)
Есть прямых угла четыре. (Встаём, руки на поясе)
И четыре стороны – (Наклон вправо)
Меж собой всегда равны! (Наклон влево)
- Молодцы, садитесь.
VI. Продолжение работы по теме урока.
- В начале урока мы говорили о добрых мечтах людей, которые они выразили в народных сказках. Но в жизни рядом с добром уживается зло. И люди тысячи лет назад предсказывали, что появится злой джин, которого надо спрятать в кувшин. Как вы думаете, что они имели ввиду?
(Водородную бомбу, атомную бомбу, нервно - паралитический газ. Взрывы реакторов атомных электростанций в Японии, Чернобыльская трагедия – это хуже всякого джина.)
- Давайте будем заниматься математикой для того, чтобы осуществлять только добрые мечты людей. Жажда власти и денег всегда приносит много горя и страданий множеству людей.
Человечество должно понять, что, любые споры между сторонами надо регулировать за столом переговоров мирным путём.
Вы – будущее нашей страны, может быть, кому – то из вас удастся победить злых джинов, которых мы зовём террористами. А сейчас, нам нужно прилежно учиться.
а) Устный счёт.
- 1) Давайте решим устно задачу: У Змея-Горыныча, сколько голов?...3, 6, 9, 12. А сколько же у него глаз (по2 на 3 головах, на 6, на 9, на 12?) Ответы детей на оценку.
- Сегодня на уроке, мы закрепляем наши знания о квадрате и прямоугольнике и применяем знания при решении задач.
- А сейчас я вам предлагаю вспомнить сказку « По щучьему велению». Кто там главный герой? (Емеля). Какие указания любил давать различным предметам?
« По щучьему велению, по моему хотению, ступайте сани без коней домой!»; «По щучьему велению, по моему хотению, ступайте вёдра с водой домой!» ( Слайд № 25)
А как сейчас к нам в дом попадает вода? (По водопроводам, причём и холодная и горячая…)
(Слайд26)
2) Расстояние от дома Емели до дворца 35 километров. Сколько нужно ещё проехать на печи Емеле, если 20 километров он уже проехал? (15).
3) Мальчик с пальчик ростом 5 см, а Дюймовочка на 7 см выше. Какой рост у Дюймовочки? (12см)
4) От куска ленты Золушка отрезала сначала 1м и 2дм, затем ещё 2м. Сколько всего ленты отрезала Золушка? (3м 2дм)
5) Стороны бассейна, который решил построить Вовка в тридевятом царстве, одинаковы. Длина одной стороны равна 10 м. Найдите периметр бассейна. (10 + 10 +10 + 10 = 40м)
- Ребята, какие мечты людей воплотились в жизнь? (Машины и поезда, которые перевозят грузы, пассажиров, даже под землёй, аэросани, мобильные телефоны, вертолёты, космические ракеты, искусственные спутники и много других важных для человека изобретений)
б)Физкультминутка для глаз. (Слайды № 26, 27, 28.)
в ) Закрепление пройденного материала.
- Посчитаем периметр скатерти - самобранки. Известно, что длина её 5 м, а ширина 4м. Как будем считать? (Ответы детей: сложим длины всех сторон, или найдём сумму двух сторон и умножим на 2.).
У прямоугольника
все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны. (Слайд № 29 о противоположных сторонах прямоугольника).
ПРОВЕРКА : 5 + 5 + 4 + 4 =18 м или (5 +4) х 2 = 18м
- Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы. Давайте подведём итог нашего урока.
VII. Итог урока
- Какую роль играли сказки в жизни людей? ( Сначала мечтали, а затем изобретали)
- Кому из вас после сегодняшнего урока захотелось перечитать снова некоторые сказки?
- Какие правила и понятия по математике мы вспомнили на уроке?
- Интересно вам было на этом уроке?
- Покажите своё настроение (дети поднимают смайлики)
Спасибо за урок. (Слайд № 30)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике для учащихся 2 класса Тема: Решение простых арифметических задач.
Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у учащихся умение решать текстовые арифметические задачи. На данном уроке при ре...
Интегрированный урок (математика и окружающий мир) по теме "Решение задач и примеров. Если хочешь быть здоров."
Данный урок способствует развитию навыков решения задач и примеров.; развивает логическое мышление; воспитывает интерес к спорту....
Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решение задач. Московский Кремль.
Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решениие задач. Московский Кремль....
урок математики 3 класс Тема: "Решение составных задач"
Материал содержит презентацию, в которой олимпийские талисманы помогают детям при устном счете, и конспект урока....
Технологическая карта урока математики по теме: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).
Технологическая карта урока математики разработан в рамках ФГОС, полностью соответствует целям и содержанию урока, связан с материалом предыдущего и последующего уроков, учитывает возрастные и психоло...
Конспект интегрированного урока математики во 2-м классе по теме "Решение текстовых задач арифметическим способом»"
Урок проводится во 2 классе по программе "Перспектива"...
Урок по математике во 2 классе Тема: "Решение текстовых задач ".
Урок по математике во 2 классеТема: "Решение текстовых задач "....