Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
рабочая программа по математике (3 класс)

Немченко Татьяна Петровна

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая

грамотность» направлена на достижение планируемых результатов

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования:

-предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

-метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

-личностных.

Начальное образование закладывает основу формирования учебной

деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение

принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2025_matematicheskaya_gramotnost.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ульяновская СОШ»

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР  Лиджиева И.П../__________/

«Утверждаю»

Директор школы:  Кугультинова Е.В. /__________/

Пр.№ 36 / 3 от 27  августа 2025г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Математическая грамотность»

в  3 « а» классе

 Направления: Усиление предмета

Количество часов:  34

Срок реализации: 2025-2026 г.

Учитель: Немченко Т. П.

с. Ульяновское,

2025-2026 уч.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая

грамотность» направлена на достижение планируемых результатов

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования:

-предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

-метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

-личностных.

Начальное образование закладывает основу формирования учебной

деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение

принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие

умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и

самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы,любознательности,

способности к организации познавательной деятельности.

Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает

интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники

должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа курса позволяет учащимся ознакомиться со многими

интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими

за рамки школьной программы, расширить целостное представление о

проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с

логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной

деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций. Не

менее важным фактором реализации данной программы является и

стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,

решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации

собственной позиции по определенному вопросу.

Отличительные особенности программы курса «Математическая

грамотность» в том, что в нее включено большое количество заданий на

развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского

характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов,

который подкрепляется практической частью. Практические задания

способствуют развитию у детей творческих способностей, логического

мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать

математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки,

обобщать и делать выводы.

«Математическая грамотность» входит во внеурочную деятельность

по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

 Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется

не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью

математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания

отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию

умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,

любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе

этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к

ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,

задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,

используемые в системе работы курса, должны быть основаны на

любознательности детей, которую и следует поддерживать, и

направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только

общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель курса: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное

развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;

построение фундамента для математического развития; формирование

механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса:

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике,

формирование внутренней мотивации к изучению математики;

расширение и углубление знаний по предмету;

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной

математики;

формирование приёмов умственной деятельности, таких как анализ,

синтез, сравнение, классификация, обобщение;

формирование потребностей к логическим обоснованиям и

рассуждением;

обучение математическому моделированию как методу решения

практических задач;

раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств

математического мышления как гибкость, критичность, логичность,

рациональность;

выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

развивать коммуникативные умения младших школьников с

применением коллективных форм организации занятий и

использованием современных средств обучения;

способствовать формированию познавательных универсальных

учебных действий,

воспитание способности проявлять волю, настойчивость и

целеустремленность при решении нестандартных задач.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях

ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной

деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия

носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому

основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Формы организации детской деятельности:

индивидуально-творческая деятельность;

творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

коллективная творческая деятельность,

работа над проектами,

учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

игровой тренинг;

конкурсы, турниры.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная и исследовательская деятельность.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической

грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором

стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного

общения на занятиях.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная

и любопытная информация, занимательные математические факты,

способные дать простор воображению.

Место учебного курса в учебном плане

 В соответствие с планом внеурочной деятельности курс

«Математическая грамотность» проводится в 3 классе 1 час в неделю, в

год 34 часа.

                    Содержание программы

Основное содержание программы представлено разделами «Логические

и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с

информацией», «Геометрические фигуры и величины».

Распределение по часам.

Разделы

Часы

1

Числа. Арифметические действия. Величины

12

2

Мир занимательных задач

10

3

Геометрическая мозаика

12

Итого

34

  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы

следующие личностные результаты:

патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому

и научному наследию;

осознание необходимости изучения математики для адаптации к

жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

духовно-нравственное воспитание:

• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также

поведение и поступки других людей с позиции нравственных и

правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного

с использованием недопустимых средств языка);

гражданское воспитание:

• представление о социальных нормах и правилах межличностных

отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;

осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

• ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;

• стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой

учебной деятельности;

• стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с

позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий

поступков.

применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

применять правила совместной деятельности со сверстниками,

проявлять способность договариваться, лидировать, следовать

указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать

свой вклад в общий результат.развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения

и доказывать или опровергать их;

ценности научного познания:

стремиться углублять свои математические знания и умения;

пользоваться разнообразными информационными средствами для

решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,

задач;

оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути

устранения трудностей;

оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

формирование культуры здоровья:

• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)

образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при

поиске дополнительной информации;

• бережное отношение к физическому и психическому здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого

самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудовое воспитание:

работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических

отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

эстетическое воспитание:

• ориентацией на применение математических знаний для решения задач

в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и

оценки их возможных последствий для окружающей среды;

адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных

ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и

правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и

сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения образовательной программы

отражает овладение универсальными учебными действиями –

познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

-применять базовые логические универсальные действия: сравнение,

анализ, классификация (группировка), обобщение;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из

них верные,выбирать наиболее эффективный способ решения задачиприобретать практические графические и измерительные навыки для

успешного решения учебных и житейских задач (выделять фигуру заданной

формы на сложном чертеже;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции;

воспроизводить способ решения задачи;

конструировать последовательность шагов(алгоритм)решения задачи;

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,

арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной

проблемой;

анализировать расположение деталей(треугольников,уголков, спичек) в

исходной конструкции;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции.

2) Базовые исследовательские действия:

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных

разделов курса математики;

понимать и адекватно использовать математическую терминологию:

различать, характеризовать, использовать для решения учебных и

практических задач;

применять изученные методы познания (измерение, моделирование,

перебор вариантов).

3) Работа с информацией:

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую,

графическую информацию в разных источниках информационной среды;

  • читать, интерпретировать графически представленную информацию

(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

  • представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,

текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с

требованиями учебной задачи;

  • принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные

средства и источники информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

  • конструировать утверждения, проверять их истинность; строить

логическое рассуждение;

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • использовать текст задания для объяснения способа и хода решения

математической задачи;

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте

задачи,на рисунке или в таблице,для ответа на заданные вопросы;

  • конструировать несложные задачи;
  • комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять

полученный ответ с использованием изученной терминологии,

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать

вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,

приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида -

описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при

решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять

деформированные;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Универсальные регулятивные учебные действия:

1) Самоорганизация:

планировать этапы предстоящей работы, определять

последовательность учебных действий;

конструировать последовательность шагов(алгоритм)решения задачи;

выполнять правила безопасного использования электронных средств,

предлагаемых в процессе обучения.

2) Самоконтроль:

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию собразцом;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с

заданнымусловием;

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности,

объективно оценивать их;

  • выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
  • находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести

поиск путей преодоления ошибок.

3) Самооценка:

• оцениватьпредъявленноеготовоерешениезадачи(верно,неверно);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,

предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,

обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе

электронным);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат

решениязадачи;

  • оценивать рациональность своих действий, давать им качественную

характеристику.

Совместная деятельность:

  • участвовать в совместной деятельности: распределять работу между

членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора

большого количества вариантов, приведения примеров);

  • согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора

рационального сосуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,

предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,

предусматривать пути их предупреждения.

Эмоциональный интеллект:

Умение адекватно реагировать на неудачу, отрицательный результат,

высказывания учащихся, не совпадающих с личным мнением, обижающих

человеческое достоинство;

Умение решать разногласия, конфликт способом общения,

договорённости.

Принятие себя и других:

осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и

учителям и следование принятым нормам поведения в школе.

извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач

информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах,

таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира

дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать

рациональное решение; составлять модель текстовой задачи, числовое

выражение;

конструировать ход решения математической задачи;

находить все верные решения задачи из предложенных.

 Календарно тематическое  планирование  

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1

Экскурсы в историю математики.

1

2

Тренажёр «Табличное умножение».

1

3

Тренажёр «Табличное умножение».

1

4

Тренажёр «Табличное умножение».

1

5

Сложение и вычитание с переходом через разряд

1

6

Числа, величины, выражения.

1

7

Числа, величины, выражения.

1

8

Упражнения с многозначными числами.

1

9

Упражнения с многозначными числами.

1

10

Примеры со звёздочками.

1

11

Математические игры с числами.

1

12

Математические игры с числами.

1

13

Логические задачи

1

14

Логические задачи

1

15

Логические задачи

1

16

Текстовые задачи

1

17

Текстовые задачи

1

18

Решение задач по схемам

1

19

Решение задач по схемам

1

20

Решение задач по схемам

1

21

Решение практических задач, связанных с измерением, вычислением.

1

22

Решение практических задач, связанных с измерением, вычислением.

1

23

Геометрические фигуры.

1

24

Занимательная геометрия. Разрезаем, перекладываем, составляем.

1

25

Задания с палочками, спичками.

1

26

Арифметические ребусы.

1

27

Магические квадраты

1

28

Решение олимпиадных заданий Международного Турнира по математике.

1

29

Решение задач на нахождение периметра.

1

30

Решение задач на нахождение периметра.

1

31

Решение задач на нахождение периметра.

1

32

Решение олимпиадных задач.

1

33

Решение олимпиадных задач.

1

34

Математический праздник.

1

УМК учебного курса для педагога:

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы.Н. В. Агаркова. –

Волгоград: Учитель, 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и

упражнения для детей 8 – 11 лет.И. Агафонова. – СПб. Питер, 1996.

3. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Т. А.

Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.

4. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. -

М.: Панорама, 2006.

5. Узорова О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными

игровыми задачами. 1 – 4 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.:

Просвещение, 2004.

6. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.Т.В. Шкляров. -

М.: Грамотей, 2004

Цифровые образовательные ресурсы.

1.http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного

математического конкурса«Кенгуру».

2.http://4stupeni.ru/stady—клубучителейначальнойшколы.4ступени.

3.http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры

иконкурсы.

4.http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки,

фокусы,ребусы.

5.http://viki.rdf.ru/cd_ella/- детские электронные презентации и клипы

6.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов

Лист коррекции календарно-тематического планирования

2025-2026 учебный год

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык  3 класс)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическое конструирование»

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрическо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический лабиринт" во 2 классе

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", 2 класс

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:·...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность для детей» (основы финансовой грамотности и управление личными финансами) 1-4 класс

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...