Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность для детей» (основы финансовой грамотности и управление личными финансами) 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Актуальность данной программы определяется тем, что она направлена на развитие способностей младших школьников в области финансов и на управление личными финансами. Формирование финансовой грамотности у учащихся начальных классов способствует созданию условий для развития экономического мышления, творческих способностей, повышению мотивации обучающихся к учебному процессу, расширяет их круг интересов и кругозор. Полученные детьми знания по финансовой грамотности в начальных классах помогают им включиться в экономическую жизнь семьи и школы, что позволит заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx53.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 117»

Авиастроительного района г. Казани

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность для детей»

(основы финансовой грамотности и управление личными финансами)

1-4 класс

Программу составила

Минхаирова Лилия Фирдаусовна,

учитель начальных классов

г. Казань

2024

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи программы…………………………………………………4
  3. Планируемые результаты освоения программы…………………………4
  4. Содержание программы…………………………………………………...6
  5. Календарно-тематический план…………………………………………...9
  6. Расписание занятий……………………………………………………….14
  7. Материально-техническое оснащение…………………………………..14
  8. Список использованных источников и литературы……………………15


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Финансовая грамотность для детей» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ в действующей редакции; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с требованиями федеральной образовательной программы начального общего образования; с требованиями к основной образовательной программе начального общего образования на 2024-2025 учебный год; с Программой воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 117» Авиастроительного района г. Казани.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни [4].

Актуальность данной программы определяется тем, что она направлена на развитие способностей младших школьников в области финансов и на управление личными финансами. Формирование финансовой грамотности у учащихся начальных классов способствует созданию условий для развития экономического мышления, творческих способностей, повышению мотивации обучающихся к учебному процессу, расширяет их круг интересов и кругозор. Полученные детьми знания по финансовой грамотности в начальных классах помогают им включиться в экономическую жизнь семьи и школы, что позволит заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Данная программа учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность для детей» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальные задания.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: формирование экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Для достижения цели программы предполагается решение следующих задач:

  1. Формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе.
  2. Формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости.
  3. Формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями.
  4. Формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования.
  5. Оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

3. Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;

– участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения курса:

Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны:

- понимать и правильно использовать экономические термины;

- иметь представление о роли денег в семье и обществе;

- уметь характеризовать виды и функции денег;

- уметь правильно обращаться с деньгами;

- знать источники доходов и направлений расходов семьи;

- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;

- иметь представление о банковских картах и о различных банковских услугах;

- уметь проводить элементарные финансовые расчёты.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

4. Содержание программы

1 класс

  1. Введение в экономику (1 час).

Введение в экономику. Знакомство с понятием «Экономика». Для чего нужна экономика.

  1. Потребности (2 часа). Что такое «Потребность». Какие бывают потребности.

  1. Источники удовлетворения потребностей (4 часа). Источники удовлетворения потребностей. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

  1. Домашнее хозяйство (2 часа). Распределение ролей в семье, домашние обязанности в семье.

5. Деньги (4 часа). Зачем нужны деньги и как они появились. Как распоряжаться карманными деньгами. Что такое «Свое дело».

6. Доходы и расходы семьи (6 часов). Как разумно делать покупки. Из чего состоят доходы семьи. Жизненная математика. Зачем планировать расходы семьи. Кто такие мошенники?

7. Учимся копить и тратить (7 часов). Деньги настоящие и ненастоящие. Для чего нужны деньги. Когда рискуешь деньгами. Если нужно взвешивать. Зачем семье сбережения.

8. Финансовые опасности (7 часов). Зачем семье вести бюджет. Что такое страхование. Личные деньги. Когда берешь в долг. Где можно делать покупки. Как пользоваться банковской картой.

2 класс

1. Что такое деньги и откуда они взялись (8 часов). Что такое деньги? Зачем они нужны? Как появились деньги? Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 часов). Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Защита от подделок.

3. Какие деньги были раньше в России (7 часов). Древнерусские товарные деньги. Клады. «Меховые деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга и копейка. Рубль, гривенник и полтинник.

4. Современные деньги России и других стран (6 часов). Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

5. Товары и услуги (3 часа). Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

6. Маркетинг (4 часа). Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

3 класс

1. Откуда в семье деньги (10 часов). Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. Основной источник дохода современного человека. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Пенсия. Стипендия. Пособие. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Мошенничество.

2. На что тратятся деньги (6 часов). Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Обязательные и необязательные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Обмен денег на товары и услуги.

3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов). Как умно управлять своими деньгами. Учёт доходов и расходов. Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии. Бюджет – план доходов и расходов.

4. Как делать сбережения (9 часов). Превышение доходов над расходами. Сбережения. Копилки. Коллекционирование. Вложения в банк или ценные бумаги. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Сравниваем разные виды сбережений. Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения.

5. Графики (4 часа). Что такое «график». Какие бывают графики. Графики «доходов» и «расходов».

4 класс

1. Что такое деньги и какими они бывают (18 часов). История появления денег. Товарные деньги. Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. История монет. Первые монеты на Руси. Устройство монет. Бумажные деньги. Защита бумажных денег от подделок. Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Безналичные деньги на банковских счетах. Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Валюты. Валютный курс. Резервная валюта. Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье (5 часов). Откуда в семье берутся деньги. Минимальный размер оплаты труда. Дополнительные доходы. Доходы нетрудоспособных лиц. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 часов). На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Обязательные расходы. Желательные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. Составление собственного плана расходов.

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа). Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет. Сбережения (накопления). Долг.

5. Основы экономического развития (2 часа). Что такое экономическое развитие. Почему происходит кризис в экономике. Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

5. Календарно-тематический план

Тема занятий и кол-во часов

Форма проведения занятий

1 класс

Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику

Дискуссия, беседа.

Потребности (2 часа)

Что такое «Потребность» (1 час)

Дискуссия, беседа

Какие бывают потребности (1 час)

Проведение викторины

Источники удовлетворения потребностей (4 часа)

Источники удовлетворения потребностей (1 час)

Дискуссия, беседа

Виды потребностей (2 часа)

Проведение деловой игры

Мои желания и потребности (1 час)

Индивидуальная работа

Домашнее хозяйство (2 часа)

Распределение ролей в семье (1 час)

Проведение познавательной игры

Домашние обязанности в семье (1 час)

Проведение беседы

Деньги (4 часа)

Зачем нужны деньги и как они появились (2 часа)

Беседа. Проведение игры «Беличьи деньги»

Как распоряжаться карманными деньгами (1 час)

Лекция-беседа. Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка

Что такое «Свое дело» (1 час)

Разработка мини-проекта «Открытие твоего дела»

Доходы и расходы семьи (6 часов)

Как разумно делать покупки (1 час)

Лекция-беседа. Семейный бюджет, доходы и расходы.

Из чего состоят доходы семьи (2 часа)

Лекция-беседа. Классификация доходов семьи по различным основаниям.

Жизненная математика (1 час)

Практические задания.

Зачем планировать расходы семьи (1 час)

Практические задания. Доходы и расходы в семейном бюджете.

Кто такие мошенники? (1 час)

Проведение игры.

Учимся копить и тратить (7 часов)

Деньги настоящие и ненастоящие (2 часа)

Лекция-беседа. Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

Для чего нужны деньги (2 часа)

Урок практикум. Деньги, цена, услуги, товар. Русская народная сказка «Колобок»

Когда рискуешь деньгами (2 часа)

Планируем семейный бюджет

Зачем семье сбережения (1 час)

Лекция-беседа. Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит

Финансовые опасности (7 часов)

Зачем семье вести бюджет (1 час)

Практические задания. Обязательные и непредвиденные расходы.

Что такое страхование (1 час)

Практические упражнения

Личные деньги (1 час)

Урок практикум. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

А. Толстой «Приключение Буратино»

Когда берешь в долг (1 час)

Беседа про кредиты

Где можно делать покупки (1 час)

Игра «Товар и деньги»

Как пользоваться банковской картой (2 часа)

Лекция-беседа. Банковская карта

Итого 33 часа

2 класс

Что такое деньги и откуда они взялись (8 часов)

Что такое деньги? Зачем они нужны? (2 часа)

Беседа, дискуссия

Как появились деньги? (1 час)

Беседа, дискуссия

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена (2 часа)

Урок практикум. Цена, товар, спрос.

Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) (1 час)

Практические упражнения

Появление монет. Первые монеты разных государств (2 часа)

Игра «Деньги»

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 часов)

Современные монеты. Изобретение бумажных денег (2 часа)

Беседа. Что означают термины: валюта, монеты, достоинство денег, аверс и реверс, купюры

Защита монет от подделок (2 часа)

Беседа на темы: какая бывает защита от подделки, что изображено на деньгах - названия и страны

Способы защиты от подделок бумажных денег (2 часа)

Наблюдение за образцами бумажных денег

Какие деньги были раньше в России (7 часов)

Древнерусские товарные деньги (2 часа)

Проведение познавательной игры

Какие деньги были раньше в России (2 часа)

Пословицы и поговорки про деньги

Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка» (3 часа)

Дизайн купюры сказочной страны

Современные деньги России и других стран (6 часов)

Современные деньги России (1 час)

Банки. Деньги. Виды денег

Современные деньги мира (1 час)

Лекция-беседа. Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

Появление безналичных денег (1 час)

Пластиковые карты. Безналичный расчет.

Безналичные деньги как информация на банковских счетах (2 часа)

Лекция-беседа. Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

Сказка «Лесной банк»

Проведение безналичных расчётов (1 час)

Лекция-беседа. Правила безопасности при использовании банковских карт

Товары и услуги (3 часа)

Что такое «товар». Какие бывают товары (1 час)

Знакомство с терминами «товары и услуги», их отличия. Виды товаров

Где можно приобрести товары и услуги (1 час)

Игра с использованием произведения А. Толстого «Приключение Буратино»

Зачем нужна реклама. Роль рекламы (1 час)

Лекция-беседа. Реклама

С. Михалков «Как мужик корову продавал»

Маркетинг (4 часа)

Что такое «маркетинг» (1 час)

Беседа на темы: что такое маркетинг, планирование своей работы; что нужно для организации своего дела

Обмен. Рынок. Торговля (1 час)

Беседа на темы: какие бывают виды торговли; что такое цена, из чего складывается выручка, виды цен

Взаимоотношения продавца и покупателя (1 час)

Экономическая игра «В магазине»

Конкуренция (1 час)

Экономическая игра «Предпринимательство»

Итого 34 часа

3 класс

Откуда в семье деньги (10 часов)

Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Вклад (2 часа)

Лекция-беседа. Наследство, вклад, выигрыш

Основной источник дохода современного человека. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата (2 часа)

Лекция-беседа. Зарплата. Виды зарплат

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным (2 часа)

Лекция-беседа. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан

Проценты по вкладам (2 часа)

Лекция-беседа. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования

Кредиты (1 час)

Лекция-беседа. Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными

Мошенничество (1 час)

Лекция-беседа. Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. Русская народная сказка «Вершки и корешки»

На что тратятся деньги (6 часов)

На что тратятся деньги. Обязательные расходы. Продукты. Коммунальные платежи (2 часа)

Лекция-беседа. Виды обязательных платежей

Необязательные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби (2 часа)

Лекция-беседа. Экономия семейного бюджета. Как сэкономить семейные деньги?

Обмен денег на товары и услуги (2 часа)

Урок практикум. Цена, стоимость, сдача, сбережения. К. Чуковский «Муха Цокотуха»

Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Как умно управлять своими деньгами. Учёт доходов и расходов (2 часа)

Практические задания. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит

Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии (2 часа)

Практические задания. Экономия семейного бюджета

Бюджет – план доходов и расходов (1 час)

Практические задания. Семейный доход в таблице, на диаграмме

Как делать сбережения (9 часов)

Превышение доходов над расходами. Сбережения (2 часа)

Практическое задание. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Вложения в банк или ценные бумаги (3 часа)

Чтение рассказа из книги «Белка и компания», обсуждение прочитанного

Сравниваем разные виды сбережений (2 часа)

Решение задач с экономическим содержанием по видам сбережения

Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения (2 часа)

Решение экономических задач

Графики (4 часа)

Что такое «график». Какие бывают графики (2 часа)

Обучать строить графическое изображение доходов и расходов

Графики «доходов» и «расходов» (2 часа)

Построение графиков в тетради

Итого 34 часа

4 класс

Что такое деньги и какими они бывают (18 часов)

История появления денег (2 часа)

Беседа

Товарные деньги. Преимущества и недостатки разных видов товарных денег (4 часа)

Представление творческих работ на тему «Деньги»

Первые монеты на Руси. Устройство монет. Бумажные деньги. Защита бумажных денег от подделок (4 часа)

Повторение основных экономических понятий, выполнение в группах весёлых задач и головоломок на повторение экономических терминов

Безналичные деньги на банковских счетах (4 часа)

Викторина по теме «Деньги»

Валютный курс. Резервная валюта. Проведение простых расчетов с использованием валютного курса (4 часа)

Обсуждение тем: валюта, монеты, достоинство денег, аверс и реверс, купюры

Из чего складываются доходы в семье (5 часов)

Откуда в семье берутся деньги (1 час)

Беседа

Минимальный размер оплаты труда (1 час)

Лекция-беседа. Минимальный размер оплаты труда

Доходы нетрудоспособных лиц (1 час)

Решение практических задач

Потребительская корзина (1 час)

Лекция-беседа. Состав потребительской корзины

Прожиточный минимум (1 час)

Лекция-беседа. Назначение прожиточного минимума

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 часов)

На что семьи тратят деньги (1 час)

Решение в группах занимательных заданий и конкурсов по пройденным темам

Классификация расходов (2 часа)

Решение задач на нахождение прибыли, выручки, цены, по деньгам и др.

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке (2 часа)

Беседы на темы: что можно и нельзя рекламировать; виды рекламы. Обучающиеся научатся разбираться в качественных и некачественных товарах, находить отличия.

Составление собственного плана расходов (1 час)

Составление собственного плана расходов

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа)

Как правильно планировать семейный бюджет (2 часа)

Интеллектуальная игра «Как правильно планировать семейный бюджет»

Сбережения (накопления). Долг (1 час)

КВН. Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк

Основы экономического развития (2 часа)

Что такое экономическое развитие. Почему происходит кризис в экономике (1 час)

Лекция-беседа. Инфляция

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах (1 час)

Составляем словарик по финансовой грамотности (2 часа)

Итого 34 часа

#1056;асписание занятий

День недели

Продолжительность

Начало занятий

1

Вторник

30 минут

В

2

Среда

  1. Материально–техническое оснащение

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение практических работ. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям.

Для работы на занятиях учащимся необходимы: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, циркуль, ластик; бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной); карточки для игр (описание игровых ситуаций); план проведения мини-исследований.

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

8. Список используемых источников и литературы

  1. Абросимова, О.М. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях / О.М. Абросимова // Научные записки молодых исследователей. – 2017. – №6. – С.15-18.
  2. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. - М.: ВИТАПРЕСС, 2016. - С. 282-304.
  3. Жерновая Т.В., Слубских Е.В. Взаимосвязь процесса формирования навыков финансовой грамотности у младших школьников на уроках математики во внеурочное время / Современная наука и образование: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. - Пенза, 2023. - С. 160-162.
  4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 123 с.
  5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы. - М.: ВИТАПРЕСС, 2016. – 178 с.
  6. Майорова Т.С., Стуколкина Г.П., Болобанова М.А. Формирование финансовой грамотности на уроках математике в начальной школе //Современное образование: наука и практика. - 2022. -№ 2 (19). - С. 45-51.
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: (дата обращения: ).
  8. Смолеусова Т.В. Финансовая грамотность на уроках математики как условие эффективной реализации обновленного ФГОС НОО: методические рекомендации // Сибирский учитель. - 2022. - № 1 (140). - С. 70-77.
  9. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.: ВАКО, 2020. – 112с.
  10. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
  11. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
  12. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
  13. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:

Финансовая грамотность:

Креативное мышление:

Открытые задания PISA: #1087;римеры-задач-pisa

Электронный банк заданий по функциональной грамотности:

Лаборатория функциональной грамотности:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс

Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой,  Е. Гоппе  «Финансовая грамотность»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности для детей 7-9 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Добрые руки». Возраст обучающихся 7-9 лет. Срок реализации: 2 года....

Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1 (2-4 класс)

Рабочая программа  АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»  для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. 2-4 класс. Срок реализации 3 года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 2-4 классы

На изучение курса «Основы финансовой грамотности» во 2-4 классах начальной школы отводится 102 часа: 2класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4класс-34 часа(1час в неделю в каждой параллели)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Основы финансовой грамотности»

Программа составлена на основе примерной программы внеурочнойдеятельности «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой (1–4 классыобщеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014). Прог...