Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык  3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_gramotnosti.docx78.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ново-Снопковская основная общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Курс «Ступеньки  грамотности»

Учитель начальных классов: Прошина Валентина Витальевна

2014 год


Пояснительная записка

   Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Ступеньки грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).

Отличительные особенности курса.

1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

    В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

   Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Цели и основные задачи курса.

   Цели:

*формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

*обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

*развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

   Основные задачи:

*развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

*развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

*развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

*формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

*развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

*формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

*формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

   Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика курса.

   Курс «Ступеньки грамотности»  входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

   Данный курс позволяет во 2 классе закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: лексика, фонетика, графика.

   В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

   Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой. В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

   Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

   Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

   Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

   Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

2.Поставить задачи для достижения цели проекта.

3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы).

4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

   Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: тема – цель – задачи – гипотеза – информация – продукт – презентация.

   Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.

   Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

   По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.

   Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно формулировка цели начинается со слов: «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».

   Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как: «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».

   Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.

   С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

   Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.

   Содержание курса «Ступеньки грамотности» для 2 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.

Место курса «Ступеньки грамотности» в учебном плане.

   Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 минут.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса.

   В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

   Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

   В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

   В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

   В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Содержание курса.

   В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.

   Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т.п.

   Также предлагается использовать фонетические языковые задачки (на основе русских народных сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»).

   На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

   Разнообразны творческие продукты проектов: материальные (макет домика для гласных и согласных и др.); интеллектуальные, творческие (акростих, сочинение «Письмо другу» и др.); информационные (паспорт словосочетания, компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).

   Дежурный библиограф – это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа – заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других детей работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».

   Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.

   Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

   Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

   Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

   Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

   Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

   Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

   Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.

Учебно-тематический план курса «Ступеньки грамотности».

   Цель: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

   Раздел «Наш помощник – язык» (5 ч)

   Тема 1. Чудо из чудес (1 ч)

   Понятие проект. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Разработка пробного проекта «Любимый проект». Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.

   Тема 2. Язык и речь – одно и то же? (1 ч)

   Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

   Тема 3. Как возник язык? (1 ч)

   Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык – слово многозначное. Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования. Научное задание «Мои первые слова».

   Тема 4. Какие языки есть на свете? (1 ч)

   Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви: славянская, романская, германская.

   Тема 5. Защита проекта (1 ч)

   Этапы проекта. Результаты исследования «Наши первые слова». Школа в античном мире. Первый русский букварь. Разработка проекта «Деревенские школы». Решение кроссворда.

   Раздел «Мир слов» (4 ч)

   Тема 6. Для чего придуманы словари? (1 ч)

   Для чего служит библиотека? Чем занимается библиотекарь, библиограф? Работа с толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. Тема, цель и задачи проекта «Мир слов».

   Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы (1 ч)

   Симпозиум «Мир слов». Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.

   Тема 8. Синонимы и антонимы (1 ч)

   Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

   Тема 9. Защита проекта по лексике (1 ч)

   КВН «Мир слов». Разработка мини-проекта «Визитная карточка». Исследование текста «Рыцарь русского слова» о выдающемся ученом В.И. Дале.  Презентация рекламы толкового словаря. Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

   Раздел «Добрые звуки» (14 ч)

   Тема 10. Поиграем со звуками (1 ч)

   Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта. Анаграммы.

   Тема 11. Транскрипция (1 ч)

   Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов.

   Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков (1 ч)

   Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра «Я знаю орфограмму». Исследование звучащей речи – текста детской песни.

   Тема 13. Тайна фонемы (1 ч)

   Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

   Тема 14. Фонемные и нефонемные правила (1 ч)

   Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

   Тема 15. На сцене гласные! (1 ч)

   Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – ода о гласных.

   Тема 16. «Опасные» согласные (1 ч)

   Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.

   Тема 17. Выходим на главное правило (1 ч)

   Проверка безударных гласных и «сомнительных» согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.

   Тема 18. Фонетическая задачка «Колобок» (1 ч)

   Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями: «Растения», «Птицы», «Грибы». Творческий продукт – эскиз домиков для гласных и согласных звуков.

   Тема 19. Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» (1 ч)

   Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт – «Ротонда для гласных» и «Небоскреб для согласных звуков».

   Тема 20. Фонетическая задачка «Маша и Медведь» (1 ч)

   Фонетический анализ твердых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.

   Тема 21. Фонетическая задачка «Морозко» (1 ч)

   Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

   Тема 22. Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк» (1 ч)

   Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

   Тема 23. Защита проектов по фонетике (1 ч)

   Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.

   Раздел «Живые буквы» (11 ч)

   Тема 24. Кто повелевает буквами? (1 ч)

   Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта.

   Тема 25. Как человек научился писать? (1 ч)

   История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Творческий продукт – иллюстрирование сказки.

   Тема 26. Пиктография (1 ч)

   Самый древний вид письменности – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт – письмо друг другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

   Тема 27. История письменности (1 ч)

   Картинное письмо – пиктография. Иероглифы – идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт – конспект «История письменности».

   Тема 28. Древнерусский алфавит(1 ч)

   История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Информационный продукт – плакат «Древнерусский алфавит».

   Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1 ч)

   Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р., Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.

   Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1 ч)

   Творческий продукт «Буква древнерусского алфавита в моем имени». Акростих.

   Тема 31. Забавный алфавит (1 ч)

   Алфавитный порядок букв. Эксперимент «На что похожи буквы?». Творческий продукт – плакат «Город из букв».

   Тема 32. Каллиграфия (1 ч)

   Каллиграфия – это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

   Тема 33. Защита проектов по графике (1 ч)

   Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

   Тема 34. Конкурс «Грамотеи» (1 ч)

   Путешествие в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра «Самые умные». Фонетическая эстафета. Калейдоскоп графики.

Используемый учебно-методический комплекс.

1.Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв.ред. В.В. Бурцева. М., 2000

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999

3.Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2 – 4 классы. М.: ВАКО, 2014.

4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

5.Русский орфографический словарь / Отв.ред.В.В. Лопатин. М., 2000

6.Сысрев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АТС: Астрель; Хранитель, 2007

7.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: АТС: Астрель, 2008

Список рекомендуемой литературы.

1.Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.

2.Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады: Начальная школа: 2 – 4 кл. М.: Айрис-пресс, 2010.

3.Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо,2011

4.Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 2000

5.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2012

6.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 2000

7.Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 2012

8.Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 кл. М.: 5 за знания, 2010

9.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1999

10.Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка-раскраска./Худ. С.Леонтьева. Минск: Альтиора – Живые краски, 2010

11.Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2 – 4 классы. М.: Айрис-пресс,2013

Справочники

1.Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1999

2.Глинкина Л.А. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2005

3.Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010

4.Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв.ред. В.В. Бурцева. М., 2000

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2008

6.Русский орфографический словарь/ Отв.ред. В.В.Лопатин. М., 2011

7.Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АТС: Астрель; Хранитель, 2007


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

НАШ ПОМОЩНИК – ЯЗЫК (5 Ч)

1

Чудо из чудес

«Открытие» нового знания

Здоровьесбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, личностно ориентированного обучения

Что такое проект?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту; способов проектирования – создание мини-проекта, исполнение роли биографа, лингвиста. Разработка индивидуального проекта «Любимый портфель».

Научиться определять отличия проектной деятельности от классно-урочной

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать, сообщать факты и явления, проводить эксперимент.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

2

Язык и речь – одно и то же?

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, проектного обучения, проблемного обучения, полного усвоения

Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Что такое язык, его отличие от речи?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик. Разработка коллективного проекта «Язык и речь».

Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка

Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования; искать информацию, сравнивать и экспериментировать

Формирование роли языка как основного средства человеческого общения, своей гражданской идентичности, толерантности

3

Как возник язык?

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, развивающего обучения, полного усвоения, игровые

Как ставить цель и задачи проекта, выдвигать гипотезу? Как возник язык у древних людей?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: цель, задачи, гипотеза, первобытные люди, мифы, легенды, лингвист через пантомиму и игру. Разработка коллективного проекта «Как возник язык?»

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Формирование мотивации к осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений

4

Какие языки есть на свете?

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, проектного обучения

Как собрать информацию к проекту и выполнить его продукт? Откуда на Земле столько языков?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информация, продукт, легенда, языковые ветви в работе с политической картой мира, тестом. Разработка группового проекта «Какие языки есть на свете?»

Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты.

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач, осмысление культурного многообразия мира

5

Защита проекта

Обобщение и развивающий контроль

Здоровьесбережения, игровые, полного усвоения, информационно-образовательные

Что мы узнали о проектах?

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов проекта: тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация – в игре, кроссворде, исследовании; при проверке «научного» задания с использованием терминов: античный мир, академии, лицеи, гимназии; первый русский букварь, арифметика, чтение, письмо

Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Формирование самооценки, развитие творческих способностей, осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

МИР СЛОВ (4 Ч)

6

Для чего придуманы словари?

«Открытие» нового знания

Здоровьесбережения, полного усвоения, развивающего обучения, информационно-образовательные

Как пользоваться справочной литературой? Для чего придуманы словари?

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала при посещении библиотеки, знакомство со справочной литературой: толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями.

Научиться различать словари и определять их назначение

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Формирование социальной компетентности: поведение в библиотеке, умения выбирать необходимый источник информации.

7

Архаизмы, неологизмы, омонимы

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, проблемного обучения, игровые, обучение в сотрудничестве

Как проверить гипотезу и провести исследование? Как рождаются новые слова и как слова стареют?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: лексика, неологизмы, архаизмы, омонимы в ходе симпозиума; групповая работа в мозговом штурме

Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языка, о появлении и старении слов

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, устанавливать рабочие отношения; развивать умение слушать и слышать.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий.

Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначные решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

8

Синонимы и антонимы

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, обучение в сотрудничестве

Что значит сравнивать факты? Слова-братья. Слова-противники. Что это?

Формирование у учащихся в ходе групповой работы умений построения и реализации новых знаний: словарь синонимов и антонимов, книжная и разговорная речь; парная работа в интеллектуальном тренинге

Научиться расширять свой словарный запас за счет синонимов и антонимов

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение.

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

9

Защита проекта по лексике

Обобщение и развивающий контроль

Здоровьесбережения, игровые, полного усвоения, обучение в сотрудничестве, информационно-образовательные

Что узнали и чему научились с помощью проекта? Как толковый словарь помогает в жизни?

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации: презентация, реклама, визитная карточка, исследование в форме КВН. Защита групповых проектов

Научиться анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе.

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, развитие творческих способностей

ДОБРЫЕ ЗВУКИ (14 Ч)

10

Поиграем со звуками

«Открытие» нового знания

Здоровьесбережения, игровые, полного усвоения, проектного обучения

Как формулировать цели и задачи проекта? Какие звуки нас окружают?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний-понятий: фонетика, темы проектов по фонетике, цели и задачи проекта, анаграммы; способов действий: эксперимент. Знакомство с тематикой проектов по фонетике.

Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

11

Транскрипция

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, проблемного обучения

Как распределить обязанности в группе при выполнении проекта? Как сохранить звук на бумаге?

Формирование деятельностных способностей при исследовании транскрибированных текстов; систематизация знаний: план работы над проектом, распределение обязанностей в группе, транскрипция. Разработка группового проекта «Есть ли у звуков цвет?»

Научиться производить исследование по транскрибированию текстов

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

12

Слабые и сильные позиции звуков

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, проблемного обучения

Что значит анализировать информацию? Где слабые и сильные позиции у звуков? Что такое позиция?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний-понятий: слабая и сильная позиция звуков; способов действия: игра «Я знаю орфограмму», анализ и исполнение песни «Вот что значит настоящий друг». Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки».

Научиться производить исследование звуков речи

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций.

Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

13

Тайна фонемы

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, развивающего обучения

Как проводить наблюдение в ходе исследования? Для всех ли фонем есть буквы?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний-понятий: звуки-смыслоразличители, фонема; способов действия: исследование, интеллектуальной тренинг. Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки».

Научиться производить исследование звуков речи

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе.

Формирование мотивации к познавательной деятельности

14

Фонемные и нефонемные правила

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения

Что такое статистический анализ? На какие группы можно разделить все правила?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: фонемные и нефонемные правила, статистический метод исследования, проверяемые и непроверяемые сочетания звуков в ходе исследования художественных текстов в группах. Создание информационного продукта «Непроверяемые и проверяемые сочетания» к коллективному проекту «Добрые звуки».

Научиться производить исследование проверяемых и непроверяемых сочетаний

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

15

На сцене гласные!

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения

Что такое мозговой штурм и эксперимент? Зачем разделили звуки на гласные и согласные?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент, наблюдение); творческий продукт- ода звукам. Разработка группового проекта «Секреты для гласных».

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

16

«Опасные» согласные

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения

Какие бывают продукты проекта? Зачем нужно изучать разнообразие согласных звуков?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент); творческий продукт- конспект. Разработка группового проекта «А согласные согласны».

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа согласных звуков

Коммуникативные:

Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

17

Выходим на главное правило

Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения

Как можно рассказать о полученных знаниях?

Формирование деятельностных способностей к обобщению теоретической информации в творческом виде: презентация, пиктограмма песни. Разработка группового проекта «Что важнее, гласные или согласные?»

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность при изучении орфограмм в корне слова

Коммуникативные: использовать мимику и жесты для решения языковой задачи.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

18

Фонетическая задачка «Колобок»

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Где можно использовать анализ как метод исследования? Что значит анализировать звуки? Сколько гласных звуков вы слышите в слове?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фонетическая задачка, звуковая разминка, поисковик, групповая работа. Изучаемые понятия: синонимы (метод исследования – анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных».

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата.

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

19

Фонетическая задачка «Гуси-лебеди»

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Как выполнить творческий продукт? Сколько согласных звуков вы слышите в слове?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фонетическая задачка, поисковик, творческий продукт – домики для гласных (ротонда) и согласных (небоскреб). Изучаемые понятия: антонимы, лента букв, технология работы (метод исследования: анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных».

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

20

Фонетическая задачка «Маша и Медведь»

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Как подготовиться к защите проекта? Сколько твердых или мягких согласных звуков вы слышите в слове?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): план выступления на защите проекта (устный и письменный), критерии оценки, фонетическая задачка, творческий продукт (метод исследования: анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных».

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

21

Фонетическая задачка «Морозко»

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Как провести презентацию проекта? Сколько звонких или глухих согласных звуков вы слышите в слове?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): требования к презентации проекта, фонетическая задачка (метод исследования: анализ).

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: осваивать способы для решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

22

Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк»

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Что такое предзащита проекта? Какие звуки вы слышите в слове?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фонетическая задачка, графический диктант, предзащита проекта (метод исследования: анализ).

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

23

Защита проектов по фонетике

Обобщение и развивающий контроль

Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения

Что узнали и чему научились с помощью проектов?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы, презентация и защита проекта

Научиться защищать проектную работу

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности

ЖИВЫЕ БУКВЫ (11 Ч)

24

Кто повелевает буквами?

«Открытие» нового знания

Здоровье сбережения, полного усвоения, проектного обучения

Какие бывают проекты? Кто повелевает буквами?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: графика, тематика проектов по графике, цели и задачи проектов; способов действия: коллективное обсуждение, интеллектуальный тренинг. Знакомство с тематикой проектов по графике

Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы.

Регулятивные: ставить или принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

25

Как человек научился писать?

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровье сбережения, полного усвоения, игровые, проектного обучения

Как разрабатывать проект? Как человек научился писать?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: первобытные люди, письменность, фразеологизмы, иллюстрация; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Возникновение письменности», творческий продукт на основе сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»

Научиться выполнять лингвистическое иллюстрирование

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; уметь использовать различные методы исследования изучаемого материала

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности

26

Пиктография

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровье сбережения, полного усвоения, проектного обучения

Как собирать информацию к проекту? Особенности самого древнего вида письма.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: первобытные люди, пиктография, пиктограмма, рисуночное письмо, знаки, схемы; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Любимые детские песни в пиктограммах», творческий продукт на основе детских песен

Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

27

История письменности

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровье сбережения, полного усвоения, проектного обучения

Как заниматься поиском информации? Как развивалась письменность у разных народов?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: информационный поиск, графический конспект, картинное письмо, иероглифы, идеография, звуковое и слоговое письмо финикийцев, греческий и латинский алфавит, славянская азбука; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Возникновение письменности»; групповая работа: информационный поиск в справочной литературе

Научиться находить необходимую информацию.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе составления конспекта

28

Древнерусский алфавит

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, проблемного обучения

Что такое информационный продукт проекта? Как возникла русская письменность?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: алфавит и азбука, латиница и кириллица, современный алфавит; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Древнерусский алфавит», анализ научно-популярного текста, информационный продукт - плакат.

Научиться проводить исследование

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; уметь использовать различные методы исследования изучаемого материала.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

29

Самая молодая буква современного русского языка

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве

Что такое аргументы? Почему и как изменялся русский алфавит?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: гипотеза и аргументы; информация из справочников, энциклопедий, словарей о влиянии на русский алфавит: Петра I, Екатерины Дашковой, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Владимира Даля, Льва Толстого; способов действия: работа в группах. Сбор информации к коллективному проекту «Живые буквы».

Научиться исследовать и анализировать научно-популярный текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию

30

Творческая мастерская: древнерусские буквы

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно ориентированного обучения

Как метод сравнения помогает выполнить творческий продукт? Различия и сходства в изображении современных и древнерусских букв

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: конфигурация букв древнерусского алфавита (метод исследования: сравнение); буква в древнерусском стиле, акростих; способов действия: поэтапная разработка индивидуального проекта «Буква древнерусского алфавита в моем имени», творческий продукт – поделка

Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Формирование умения оценивать усваиваемое содержание исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор

31

Забавный алфавит

Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно ориентированного обучения

Как подготовиться к выступлению на защите проекта? На что похожи буквы?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алфавит в рифмованном порядке, схематический рисунок положения органов речи, ассоциация буквы; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Город из букв», эксперимент, творческий продукт – плакат

Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания

Коммуникативные: понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

32

Каллиграфия

Комбинированный («открытие» нового знания,  закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний)

Здоровьесбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения

Как провести предзащиту проекта? Чем и как писали люди в разных странах?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний – понятий: методы исследования, синтез, каллиграфия, каллиграф, буквицы, красная строка, иероглифы, узоры, вязь, шрифт, лигатуры; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Каллиграфия – это необыкновенное искусство», предзащита проекта

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения; уметь слушать и слышать.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий.

 Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации

33

Защита проектов по графике

Обобщение и развивающий контроль

Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения

Что узнали и чему научились с помощью проектов?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работу, полученные результаты, выводы; способов действия: защита групповых проектов, презентация творческих продуктов

Научиться выполнять проект

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности

34

Конкурс «Грамотеи»

Обобщение и развивающий контроль

Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения

Как использовать знания на практике?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: символика фонетики и графики, фонетическая эстафета, калейдоскоп графики в ходе конкурсной игры «Путешествие в царства Фонетики и Графики»

Научиться применять алгоритм проведения грамматической игры

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, составляющих внутренний мир.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, осознавать свою способность к преодолению препятствий, к самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

Формирование самооценки, развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 к...