Урок математики «Конкретный смысл действия умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока математики «Конкретный смысл действия умножения». 2 класс. УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.____Цалко Ольга Анатольевна

Предмет: математика

Класс  2б

 

Тема урока

Конкретный смысл действия умножения

Педагогическая цель

Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых. 

Тип, вид урока

урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

 Учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением;  выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:  формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека; мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Метапредметные

Регулятивные: принимать учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;  осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные:  ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; проводить анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, составление целого из частей; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;  умение обобщать и классифицировать по признакам; поиск и выделение необходимой информации;  фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, составлять текстовые задачи с разными вопросами и решать их.

Коммуникативные: выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в паре; включаются в диалог с учителем и сверстниками 

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, игровой.

Основное содержание темы, понятия и термины

 Сумма одинаковых слагаемых, умножение.

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организацион-но-мотивационный момент.

Словесный метод

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём. 
И урок начнем.

Приветствуют  учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на плодотворную работу.

II. Актуализация знаний.

Групповая работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

 - А сегодня нас ждёт путешествие в русскую народную сказку. А какую? Мы сейчас узнаем.

Организует деятельность учеников, работающих  в группах.

Игра «Где моё место »

 - Поставьте числа в порядке возрастания:

11  12  13  14  15  16   17  18      20      

 - Правильно ли построились ребята?

 -Что вас удивило?  

-Что интересного заметили?    

- 19 – Займи своё место.

- Дай характеристику числа 19.

В тетради: дата, классная работа.

 - Запишите в тетради числа в порядке убывания. Прочитайте.

 - Переверните карточки.  Прочитайте название сказки.

- Но сказка будет не простая, а математическая. Слайд 2-3.

Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло.  Но прежде, чем отправимся в сказку, давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:

 -Назовите компоненты при сложении.

 -Назовите компоненты при вычитании.

 -Назовите части задачи.

 -Сформулируйте переместительный закон сложения.

Звучит кукушка.

 -Вы слышите песню кукушки?  Мы попали в сказку. (Чтение отрывка из сказки)

« Жили…..»

 -Ребята, мы сегодня будем помогать  искать девочке  своего братца. А Машенькой сегодня будет_________________       (Одевает платок.)

- Бежит Машенька и видит  печку. Слайд 4 . Обращается она к печке:

- Маша, ты помнишь, что говорит девочка?   Скажи её слова.

А печка ей в ответ: Скажу, если мои задания выполнишь.

 Организует самостоятельную деятельность учеников  

  1) Арифметический диктант.

- Сумма двух чисел равна 17.Одно слагаемое 8.Чему равно другое слагаемое?

- Уменьшите 48 на 40  .  

- Увеличьте 11 на 17.  

- Найдите сумму чисел 16 и 5.  

- Найдите разность чисел 82 и 5.

Проверка. Слайд 5.

 2) Логическая разминка.

Решите задачи.

  1. Горело 7 свечей, 3 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
  2. У Веры 9 конфет, а у Тани на 4 конфеты меньше. Сколько конфет Вера должна дать Тане, чтобы у обеих девочек конфет стало поровну?

Печка: Молодцы, ребята, справились с моими заданиями.

Учащиеся погружаются в работу

Отвечают на вопросы учителя

- Нет числа 19.

- Число 19.Это число двузначное, в нём 1 дес. и 9 ед. Предыдущее число 18, последующее 20

 20, 19, …

- Гуси-лебеди.

Слушают

Отвечают на вопросы.

Включаются в игру

Маша: Печка –печка , скажи куда Гуси- лебеди полетели?

Выполняют задания самостоятельно на нетбуках.

- (9)

- (8)

- (28)

- (21)

- (77)

Решают задачи.

- (3)

- (2)

Наблюдение, контроль.

Контролирует выполнение заданий

III. Создание проблемной ситуации.

Проблемный вопрос

- Бежит девочка и видит яблоньку .  Слайд  6.

А яблонька ей в ответ: «Скажу, если мои задания выполнишь».

Слайд 7.

- Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

9+4+1+4+4      5+5+5+5+5

7+17+7+20       8+7+5+8

2+2+2+2+2        32+32+32

-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?

-Так в чём затруднение?

- Какой вопрос возник?

- Оказывается, в математике есть действие, которое заменяет сумму одинаковых слагаемых. Может кто-то знает, как оно называется?

Девочка:  Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели?

Дети выдвигают предположения по различным способам группировки.

Учащиеся группируют числовые выражения.

- Не знаем.

- Мы не знаем способа сокращения этого выражения.

- Как записать короче  выражения с суммой  одинаковых слагаемых.

- Умножение

Наблюдение,  

IV. Самоопределе

ние к деятельности

Фронтальная работа

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Слайд 8.

- А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для этого надо продолжить мысль:

Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие…

Я узнаю, как оно…

Я узнаю, для чего оно мне …

             

-  Умножение.

-  умножение

-  обозначается

-  пригодится

Наблюдение, контроль.

V. Открытие нового знания.

Фронтальная работа

Работа с учебником.

Организует фронтальную работу на карточках.

- Попробуем выполнить ещё одно задание.

- Что изображено на листе?

- Сосчитайте, сколько яблок?

- Объедините яблоки по 5 штук.

 - Сосчитайте, сколько групп получилось?

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?

- Какой же можно сделать вывод?

- Какое выражение получается?

- Удобно ли так записывать?

- Математика-это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.

- Как записать короче?

- Где можно найти ответ на наш вопрос?

- Откройте учебники на с.48. Прочитайте правило.

- Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?

- Что такое умножение?

- Как обозначается знак умножение на письме?

 

- Вернемся к полученному нами выражению.

(5+5+5+5+5+5+5=35)

-  Кто сможет заменить сумму умножением?

- Какое слагаемое мы повторяли?

- Сколько раз мы взяли по 5?

- Итак, мы по5 взяли 7 раз.

- С каким же новым математическим действием мы познакомились?

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы

- На листе изображены яблоки

- 35

- Получилось 7 групп.

- По пять сосчитать быстрее.

-  При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.

5+5+5+5+5+5+5=35

- Нет

- Не знаем

- Самый главный наш помощник – это учебник.

Чтение правила в учебнике.

- Можно записать умножением.

-  Нахождение суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.

- Точка (крестик).

5*7=35

- Слагаемое 5

- 7 раз

- Умножением.

Наблюдение, контроль.

VI. Первичное закрепление.

Фронтальная работа

Работа в парах

- Побежала девочка дальше. Увидела речку и говорит:

- Скажу, если мои задания выполнишь.

 Слайд 9

1)Решим задачи 

 -У окошка 4 кадушки, в каждой кадушке по 2 лягушки. Сколько лягушек в трёх кадушках?

 

- На окошке три кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько ножек у трёх кошек?

Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся

2) Карточки

- Попробуем применить наше открытие об умножении.

- Замените  сложение умножением. Соедините карточки.

10+10+10+10+10

13 · 3

13+13+13+13

10 · 3

7+7+7+7+7+7

7 · 4

13+13+13

7 · 6

10+7+10

10 · 5

7+7+7+7

13 · 4

 

- Сколько получилось пар?

- Что заметили?

- Почему нельзя?        

 

Слайд 10.

- Сравните результат своей  работы  с  решением на доске.

- Речка, речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Дети устно решают и записывают на доске выражения.

 2+2+2+2=2*4=8(л.)

4+4+4=4*3=12(н.)

Работают парами, соединяют выражения.

- 5

- Одну сумму нельзя заменить умножением.

- Не все слагаемые одинаковые. А мы знаем, что умножение – это сумма одинаковых слагаемых.

Самопроверка

Наблюдение, контроль.

Контролирует выполнение заданий

Физкультминутка.

- Речка: вы справились с моим заданием, по дорожке идите к домику Бабы Яги. Слайд 11

Встали:

В темном лесе есть избушка

Стоит задом наперёд

В той избушке есть старушка

Баба- Ёжка там живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно огоньки горят

Фу, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят.

Учащиеся выполняют движения.

VII. Закрепление пройденного материала.  

Самостоятельная работа по выбору

-  Увидела девочка избушку. В избушке Баба-Яга сидит, а братец рядом серебряными яблочками играет. Слайд 12

Баба-Яга отвечает: Отдам, если задачу № 2 решишь (стр.48)

1) Решение задачи.

-Прочитайте задачу. Какие вопросы можно поставить?

На доске решают 2 ученика, а в тетрадях по выбору:

1 вар – решает простую задачу;

2 вар – составную.

Проверка.

Самооценка.

 2) №5 Решение уравнений.

(На доске решают ученики с комментированием)

Девочка: Баба-Яга, отдай мне братца

Чтение задачи.

Анализируют условие задачи.

Определяют главный вопрос задачи.

Записывают решение задачи.

Проверяют решение задачи. Дают самооценку.

Решают уравнения.

Дают самооценку.

Контролирует выполнение заданий

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Фронтальная работа

Баба-Яга: Забирай братца, да гляди не забудь, что сегодня на уроке узнала.

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Какое задание вам показалось особенно интересным?

 - Вы хорошо поработали!

- Оцените свою работу на уроке.

 

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Слайд 13.

 - Продолжите предложение.

- На сегодняшнем уроке я узнал….

- На этом уроке я похвалил бы себя за….

- Сегодня я сумел….

Слайд  14

Отвечают на вопросы.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

IX. Домашнее задание (по выбору)

Создаёт условие для выбора домашнего задания: базового или повышенного уровня

Учебник с. 49 № 2, №7

или придумать 4 числовых  выражения на сложение одинаковых слагаемых и заменить их  умножением.

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Конспект урока по математике "Конкретный смысл действия умножения. Закрепление"

Конспект урока  "Конкретный смысл действия умножения. Закрепление" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по математике: "Конкретный смысл действия умножения"

Конспект  поможет провести урок по математике по теме: "Конкретный смысл действия умножения"...

Технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения.Закрепление" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний смысла действия умножения Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о смысле действия умноженияУметь заменять сумму одинаковых слагаемых умножением;Развивающие:Раз...

Технологическая карта урока по математике. «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»

Цель урока: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление....

конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму од...