Использование природоведческого материала на уроках математики в начальной школе
занимательные факты по математике (3 класс)

Воробьёва Светлана Игоревна

Разработка содержит задания, которые можно использовать не только на интегрированных уроках математики и окружающего мира, но и с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedcheskie_zadachi_na_urokah_matematiki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование природоведческого материала на уроках математики в начальной школе

При изучении понятий «больше», «меньше» учитель предлагает сравнить два листа: кленовый (желтый) и дубовый (зелёный). Ученики находят признаки различия (форма, цвет, размер).

Учитель предлагает выяснить, по какому признаку соединили предметы: берёза-ель, колокольчик-ромашка, рожь-пшеница. Выполняя это задание, учащиеся выделяют различные признаки предметов и находят общие. Учитель стремится к тому, чтобы ответы детей были полными, доказательными, чтобы дети свободно говорили, обсуждая ответы одноклассников. Целесообразно спросить учеников о возможности назвать связанные на рисунке пары одним словом, назвать, одним словом все предметы. Такая работа имеет целью подвести ребёнка под понятие; от элементарного понятия перейти к более общему.

Учитель демонстрирует рисунки группы предметов, например, слона, коровы, льва, зайца, кошки, овцы и предлагает назвать их одним словом (животные). Затем просит учеников назвать другие объекты, входящие в эту группу. Работа может быть продолжена следующим образом. Учитель задает вопрос:

- Каких животных вы ещё знаете?

- Какие из животных дикие, какие домашние?

- Какие животные дикие?

- Какие животные дикие, но не хищные?

- Какие животные дикие и хищные?

Подобные вопросы можно задать о птицах, рыбах, насекомых.

Для формирования умения выделять общий признак, «видеть» различия в объектах, можно предложить задания следующего вида.

- Какое из слов не вписывается в общий ряд:

- липа, берёза, сосна, осина, рябина, дуб;

- липа, берёза, ель, ромашка;

- пчела, оса, волк, бабочка;

- медведь, волк, корова, зубр.

- Продолжи ряд слов: пескарь, лещ, карась… . Объясни свой ответ. Назови полученный ряд одним словом.

Отношение «раньше-позже» можно изучать, рассматривая задания, связанные с одним и тем же пейзажем в разное время суток. При изучении умения ребёнка ориентироваться в пространстве и времени можно уточнить понятия «вчера», «завтра», «послезавтра», «позавчера».

Образы геометрических понятий (точка, линия, прямая и др.) можно представить в виде звёзд на ночном небе, городов на карте, следов падающих звёзд, линии горизонта и др.

Изучение натуральных чисел первого десятка можно сопровождать заданиями вида: «У мухи два крыла, у стрекозы, шмеля, пчелы - четыре.

У какого насекомого крыльев меньше?

Сравни число крыльев у стрекозы и пчелы, шмеля и пчелы, мухи и пчелы.

Разбей названных в задании насекомых на две группы. Объясни ответ».

Выполняя аналогичные задания, формируем понятие натурального числа, понятие «больше», «меньше», «равно», умение сравнить объекты, разбивать множество на классы по разным признакам.

Текстовые задачи.

  1. В саду посадили 3 яблони и 4 груши. Сколько всего … деревьев посадили? Заполни пропуск. Реши задачу.
  2. Под берёзой росли 3 подберёзовика и 2 мухомора. Сколько всего грибов росло под берёзой? Сколько съедобных грибов можно сорвать?
  3. На лугу паслись 5 коров, 4 лошади, 7 овец, 2 козы. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7 – 5? Нужны ли все данные для такой задачи?
  4. В парке у школы росли 10 елей, 15 берёз, 20 тополей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных?
  5. На ветке сидело 3 синицы, 5 воробьев, 4 зяблика. Сколько всего птиц сидело на ветке? Сколько из них зимующих?
  6. На опытной грядке росло 54 моркови. 27 луковиц, 2 лебеды, 6 одуванчиков. Сколько растений росло на грядке? Сколько из них сорные? Как называются остальные растения?
  7. В корзине лежало 5 огурцов, 15 помидоров, 10 яблок, 20 слив. Сколько плодов лежало в корзине? Сколько фруктов лежало в ней? Сколько овощей лежало в ней?
  8. У кормушки сидело 3 синицы, 3 воробья, 5 снегирей. Сколько птиц сидело у кормушки? Какие из них прилетают к нам на зиму? Сколько птиц зимуют у нас?
  9. На дачном участке посадили 2 яблони, 3 сливы, 4 куста смородины. 5 кустов крыжовника, 20 тюльпанов, 30 гвоздик, Сколько всего растений посадили на участке? Составь и реши задачу с вопросами:

Сколько деревьев посадили в саду?

Сколько кустарников посадили в саду?

Сколько трав посадили в саду?

10. Жизненная емкость легких пловца 4900 см3, занимающихся греблей

5450 см3, конторского служащего 3350 см3. Сравни эти характеристики.

11. Частота дыхания в минуту у человека равна 17, у лошади – 20, у

кролика – 24. Кто из них чаще дышит на сколько?

  1. Количество детёнышей в приплоде у медведя на два меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детёнышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде кролика? На какой вопрос можно ответить, не изменяя условий задачи?
  2. За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см3 желчи, у овцы 400 см3, у коровы 4 л, у лошади 5л. На сколько (во сколько раз) больше желчи выделяет: а) овца, чем собака; б) корова, чем овца; в) лошадь, чем собака?
  3. За сутки в среднем кожа человека выделяет 800г воды, почки – 1600г, легкие – 400г. Какие вопросу нужно поставить, чтобы решением задач были следующие выражения:

а) 800+1600+400;

б) 1600-400;

в) 1600*400;

г) 1600*800;

д) 1600-(800+400)?

15. Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака – 300, голубь – 60. На

какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А

на какие, - сделав действие вычитание?

  1. Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха,

если продолжительность её жизни 150 лет.

  1. Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин – на 40 лет дольше

скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше,

чем скворца? Сделай схему для решения задачи.

  1. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30,

дикого кабана – 20 лет. Как одним словам назвать продолжительность

жизни всех трёх животных вместе?

Задачи 13 – 18 могут быть рассмотрены при изучении

соответствующих величин.

  1. Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых

мышей, 2 полевки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птицы за

неделю?

  1. Чтобы собрать 1 кг мёда, пчела должна преодолеть путь, равный длине

экватора. Сколько мёда соберут 5 пчел, если каждая сделает над

экватором 5 кругов?

  1. За сутки семиточечная коровка поедает 100 тлей. Одна самка коровки за

лето может отложить 1000 яиц. Сколько тлей могут съесть коровки,

выросшие из этих яиц?

  1. За сутки семья одного муравейника ловит 15 000 насекомых. Сколько

насекомых оказались несъеденными. Если в лесу были разорены три

муравейника?

  1. За лето только одна сова съедает 1000 полёвок и мышей, каждая из

которых уничтожает за летний сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут за

лето 5 сов?

Задачи 19 -23 могут быть использованы при изучении умножения.

  1. Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы -8 848 м над уровнем

моря. Наибольшая глубина в океане – 11 022 м. Каково расстояние

между самой высокой и самой низкой точкой на Земле?

  1. На луне происходят очень резкие колебания температуры поверхности

пород: от 110 градусов жары днём до 180 градусов мороза ночью.

На сколько градусов может измениться температура, если днём она

была 100 градусов?

  1. При движении Земли вокруг своей оси муха, сидящая в районе

экватора, движется со скоростью 464 м/с, а муха, сидящая на широте

нашей местности, движется со скоростью в 2 раза меньше. Какое

расстояние проделает каждая из них за время полного оборота Земли

вокруг своей оси? Выразить расстояние в километрах.

  1. Африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти

дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.

Задачи на уроках природоведения

Задачи, которые я применяю на уроках природоведения, помогают мне активизировать учебный процесс, кроме того, имеют познавательное значение, развивают память, мышление, воспитывают любовь к природе, к родному краю.

1. Наш край

- Город Киров – центр Кировской области. Впервые упоминается в летописи под 1374 годом как город Вятка. Сколько лет исполнилось в этом году городу Кирову?

- Город Киров основан в 1374 году, а город Й-Ола – столица соседней республики Мари Эл в 1584 году. Какой город старше и на сколько лет?

2. Поверхность Земли

- Высота горы 5 км, а высота холма 200 м. На сколько метров и во сколько раз высота холма ниже, чем высота горы?

- По центральной части Кировской области с севера на юг тянется пологая возвышенность. Вятский увал со средней высотой 174 м; на востоке, от верховьев Вятки на север проходит Вятско-Камская возвышенность со средней высотой 210м. Которая возвышенность выше и на сколько?

3. Вода в природе

- Длина реки Волги 3690 км, а реки Вятки 1300 км. На сколько километров длина реки Вятки короче длины реки Волги?

- Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2-литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды дает родник за 1 час?

- Длина озера Байкал 2000 км, а озера Баскунчак 20 км. Во сколько раз озеро Байкал длиннее озера Баскунчак?

4. Растения животные леса

- 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?

- За сутки взрослый лось летом съедает до 35 кг корма, зимой всего 15 кг. На сколько килограммов корма меньше съедает лось зимой и почему?

- Медведица (бурая) в январе-феврале приносит 2 – 3-х медвежат, каждый из которых весит всего 500 г. Сколько весят 2 медвежонка; 3 медвежонка.

- Лишайники обычно первыми заселяют безжизненные места. Растут лишайники медленно, в год на 8 мм, зато живут некоторые из них до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет лишайник за 80 лет?

5. Растения и животные полей

- Размножаемость сорных растений очень велика, Одно растение в год дает зерен: ржаной костер 1 420, василек на 5 260 больше, а полевой осот на 12 920 больше, чем василек. Вычислить, сколько зерен дает одно растение каждого из указанных сорняков в год?

- За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?

6. Земля – планета

- Окружность Земли равна 40 000 км. До ближайшего города 100 км. Сколько раз нужно пройти это расстояние, чтобы проделать путь, равный окружности Земли?

- За какое время самолет сможет облететь Землю, если скорость его 1000 км/ч?

- Если было бы возможно совершить путешествие вокруг Земли пешком, делая до 25 км в сутки, сколько бы потребовалось суток, чтобы обойти Землю?

- В разных частях земного шара в течение всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гром гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнёт молния за 1 час?

7. На Крайнем Севере

- Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?

- Длина тела белого медведя 3 м. На сколько метров длина тела моржа длиннее, сем длина тела белого медведя?

8. Тундра

- Если волк очень голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?

- Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 3 часа?

9. Лесная полоса

- Ондатры (североамериканские грызуны) впервые завезены в Россию в 1928 году. Сколько лет прошло с тех пор, как первые ондатры появились в нашей стране?

- В особо не урожайные годы белки покидают родные места и двигаются туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью 4 км/ч. За сколько часов они преодолеют 300 км?

- Ласточки, жаворонки, оляпки, воробьи, иволги, сороки, скворцы относятся к отряду воробьиных. Кто из них живет дольше и на сколько лет, если ласточка живет 16 лет, жаворонок – 9 лет, оляпка – 8 лет, скворец – 20 лет, воробей – 13 лет, иволга – 15 лет и сорока – 45 лет?

10. Степи

- Один хомяк запасает на зиму 800 г зерна. Сколько зерна уничтожает за зиму 2 хомяка; 20 хомяков?

- Розовый скворец съедает 200 г саранчи в день. Сколько грамм саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец; 10 скворцов.

- Глубина проникновения в грунт корней картофеля 150 см, подсолнечника на 100 см глубже, сахарной свеклы на 50 см глубже, чем подсолнечника. Определите глубину проникновения корней подсолнечника и сахарной свеклы в грунт?

11. Пустыни

- Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьёт солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 л воды. Сколько литров воды выпьет он за 2 раза?

- Одногорбый верблюд может развить скорость до 16 км/м. Сколько километров пройдет он за 5 часов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Использование природоведческого материала на уроках математики

Использование природоведческого материала на уроках математики...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Автор делится опытом  формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном  с историей Петербурга....

Использование дидактического материала на уроках математики в начальной школе

Трудности в усвоении учебного материала учащимся  школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и пон...

Материал для устного счета с использованием национального компонента на уроках математики в начальной школе.

Современные дети ввиду своей занятости в различных кружках и секциях  плохо знают свой родной край. Эти задачи  помогают формировать навыки устного счета. Помогают расширить знания о флоре и...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...