Использование природоведческого материала на уроках математики в начальной школе
занимательные факты по математике (3 класс)
Разработка содержит задания, которые можно использовать не только на интегрированных уроках математики и окружающего мира, но и с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде в воспитательной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование природоведческого материала на уроках математики в начальной школе
При изучении понятий «больше», «меньше» учитель предлагает сравнить два листа: кленовый (желтый) и дубовый (зелёный). Ученики находят признаки различия (форма, цвет, размер).
Учитель предлагает выяснить, по какому признаку соединили предметы: берёза-ель, колокольчик-ромашка, рожь-пшеница. Выполняя это задание, учащиеся выделяют различные признаки предметов и находят общие. Учитель стремится к тому, чтобы ответы детей были полными, доказательными, чтобы дети свободно говорили, обсуждая ответы одноклассников. Целесообразно спросить учеников о возможности назвать связанные на рисунке пары одним словом, назвать, одним словом все предметы. Такая работа имеет целью подвести ребёнка под понятие; от элементарного понятия перейти к более общему.
Учитель демонстрирует рисунки группы предметов, например, слона, коровы, льва, зайца, кошки, овцы и предлагает назвать их одним словом (животные). Затем просит учеников назвать другие объекты, входящие в эту группу. Работа может быть продолжена следующим образом. Учитель задает вопрос:
- Каких животных вы ещё знаете?
- Какие из животных дикие, какие домашние?
- Какие животные дикие?
- Какие животные дикие, но не хищные?
- Какие животные дикие и хищные?
Подобные вопросы можно задать о птицах, рыбах, насекомых.
Для формирования умения выделять общий признак, «видеть» различия в объектах, можно предложить задания следующего вида.
- Какое из слов не вписывается в общий ряд:
- липа, берёза, сосна, осина, рябина, дуб;
- липа, берёза, ель, ромашка;
- пчела, оса, волк, бабочка;
- медведь, волк, корова, зубр.
- Продолжи ряд слов: пескарь, лещ, карась… . Объясни свой ответ. Назови полученный ряд одним словом.
Отношение «раньше-позже» можно изучать, рассматривая задания, связанные с одним и тем же пейзажем в разное время суток. При изучении умения ребёнка ориентироваться в пространстве и времени можно уточнить понятия «вчера», «завтра», «послезавтра», «позавчера».
Образы геометрических понятий (точка, линия, прямая и др.) можно представить в виде звёзд на ночном небе, городов на карте, следов падающих звёзд, линии горизонта и др.
Изучение натуральных чисел первого десятка можно сопровождать заданиями вида: «У мухи два крыла, у стрекозы, шмеля, пчелы - четыре.
У какого насекомого крыльев меньше?
Сравни число крыльев у стрекозы и пчелы, шмеля и пчелы, мухи и пчелы.
Разбей названных в задании насекомых на две группы. Объясни ответ».
Выполняя аналогичные задания, формируем понятие натурального числа, понятие «больше», «меньше», «равно», умение сравнить объекты, разбивать множество на классы по разным признакам.
Текстовые задачи.
- В саду посадили 3 яблони и 4 груши. Сколько всего … деревьев посадили? Заполни пропуск. Реши задачу.
- Под берёзой росли 3 подберёзовика и 2 мухомора. Сколько всего грибов росло под берёзой? Сколько съедобных грибов можно сорвать?
- На лугу паслись 5 коров, 4 лошади, 7 овец, 2 козы. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7 – 5? Нужны ли все данные для такой задачи?
- В парке у школы росли 10 елей, 15 берёз, 20 тополей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных?
- На ветке сидело 3 синицы, 5 воробьев, 4 зяблика. Сколько всего птиц сидело на ветке? Сколько из них зимующих?
- На опытной грядке росло 54 моркови. 27 луковиц, 2 лебеды, 6 одуванчиков. Сколько растений росло на грядке? Сколько из них сорные? Как называются остальные растения?
- В корзине лежало 5 огурцов, 15 помидоров, 10 яблок, 20 слив. Сколько плодов лежало в корзине? Сколько фруктов лежало в ней? Сколько овощей лежало в ней?
- У кормушки сидело 3 синицы, 3 воробья, 5 снегирей. Сколько птиц сидело у кормушки? Какие из них прилетают к нам на зиму? Сколько птиц зимуют у нас?
- На дачном участке посадили 2 яблони, 3 сливы, 4 куста смородины. 5 кустов крыжовника, 20 тюльпанов, 30 гвоздик, Сколько всего растений посадили на участке? Составь и реши задачу с вопросами:
Сколько деревьев посадили в саду?
Сколько кустарников посадили в саду?
Сколько трав посадили в саду?
10. Жизненная емкость легких пловца 4900 см3, занимающихся греблей
5450 см3, конторского служащего 3350 см3. Сравни эти характеристики.
11. Частота дыхания в минуту у человека равна 17, у лошади – 20, у
кролика – 24. Кто из них чаще дышит на сколько?
- Количество детёнышей в приплоде у медведя на два меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детёнышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде кролика? На какой вопрос можно ответить, не изменяя условий задачи?
- За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см3 желчи, у овцы 400 см3, у коровы 4 л, у лошади 5л. На сколько (во сколько раз) больше желчи выделяет: а) овца, чем собака; б) корова, чем овца; в) лошадь, чем собака?
- За сутки в среднем кожа человека выделяет 800г воды, почки – 1600г, легкие – 400г. Какие вопросу нужно поставить, чтобы решением задач были следующие выражения:
а) 800+1600+400;
б) 1600-400;
в) 1600*400;
г) 1600*800;
д) 1600-(800+400)?
15. Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака – 300, голубь – 60. На
какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А
на какие, - сделав действие вычитание?
- Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха,
если продолжительность её жизни 150 лет.
- Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин – на 40 лет дольше
скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше,
чем скворца? Сделай схему для решения задачи.
- Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30,
дикого кабана – 20 лет. Как одним словам назвать продолжительность
жизни всех трёх животных вместе?
Задачи 13 – 18 могут быть рассмотрены при изучении
соответствующих величин.
- Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых
мышей, 2 полевки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птицы за
неделю?
- Чтобы собрать 1 кг мёда, пчела должна преодолеть путь, равный длине
экватора. Сколько мёда соберут 5 пчел, если каждая сделает над
экватором 5 кругов?
- За сутки семиточечная коровка поедает 100 тлей. Одна самка коровки за
лето может отложить 1000 яиц. Сколько тлей могут съесть коровки,
выросшие из этих яиц?
- За сутки семья одного муравейника ловит 15 000 насекомых. Сколько
насекомых оказались несъеденными. Если в лесу были разорены три
муравейника?
- За лето только одна сова съедает 1000 полёвок и мышей, каждая из
которых уничтожает за летний сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут за
лето 5 сов?
Задачи 19 -23 могут быть использованы при изучении умножения.
- Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы -8 848 м над уровнем
моря. Наибольшая глубина в океане – 11 022 м. Каково расстояние
между самой высокой и самой низкой точкой на Земле?
- На луне происходят очень резкие колебания температуры поверхности
пород: от 110 градусов жары днём до 180 градусов мороза ночью.
На сколько градусов может измениться температура, если днём она
была 100 градусов?
- При движении Земли вокруг своей оси муха, сидящая в районе
экватора, движется со скоростью 464 м/с, а муха, сидящая на широте
нашей местности, движется со скоростью в 2 раза меньше. Какое
расстояние проделает каждая из них за время полного оборота Земли
вокруг своей оси? Выразить расстояние в километрах.
- Африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти
дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.
Задачи на уроках природоведения
Задачи, которые я применяю на уроках природоведения, помогают мне активизировать учебный процесс, кроме того, имеют познавательное значение, развивают память, мышление, воспитывают любовь к природе, к родному краю.
1. Наш край
- Город Киров – центр Кировской области. Впервые упоминается в летописи под 1374 годом как город Вятка. Сколько лет исполнилось в этом году городу Кирову?
- Город Киров основан в 1374 году, а город Й-Ола – столица соседней республики Мари Эл в 1584 году. Какой город старше и на сколько лет?
2. Поверхность Земли
- Высота горы 5 км, а высота холма 200 м. На сколько метров и во сколько раз высота холма ниже, чем высота горы?
- По центральной части Кировской области с севера на юг тянется пологая возвышенность. Вятский увал со средней высотой 174 м; на востоке, от верховьев Вятки на север проходит Вятско-Камская возвышенность со средней высотой 210м. Которая возвышенность выше и на сколько?
3. Вода в природе
- Длина реки Волги 3690 км, а реки Вятки 1300 км. На сколько километров длина реки Вятки короче длины реки Волги?
- Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2-литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды дает родник за 1 час?
- Длина озера Байкал 2000 км, а озера Баскунчак 20 км. Во сколько раз озеро Байкал длиннее озера Баскунчак?
4. Растения животные леса
- 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
- За сутки взрослый лось летом съедает до 35 кг корма, зимой всего 15 кг. На сколько килограммов корма меньше съедает лось зимой и почему?
- Медведица (бурая) в январе-феврале приносит 2 – 3-х медвежат, каждый из которых весит всего 500 г. Сколько весят 2 медвежонка; 3 медвежонка.
- Лишайники обычно первыми заселяют безжизненные места. Растут лишайники медленно, в год на 8 мм, зато живут некоторые из них до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет лишайник за 80 лет?
5. Растения и животные полей
- Размножаемость сорных растений очень велика, Одно растение в год дает зерен: ржаной костер 1 420, василек на 5 260 больше, а полевой осот на 12 920 больше, чем василек. Вычислить, сколько зерен дает одно растение каждого из указанных сорняков в год?
- За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?
6. Земля – планета
- Окружность Земли равна 40 000 км. До ближайшего города 100 км. Сколько раз нужно пройти это расстояние, чтобы проделать путь, равный окружности Земли?
- За какое время самолет сможет облететь Землю, если скорость его 1000 км/ч?
- Если было бы возможно совершить путешествие вокруг Земли пешком, делая до 25 км в сутки, сколько бы потребовалось суток, чтобы обойти Землю?
- В разных частях земного шара в течение всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гром гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнёт молния за 1 час?
7. На Крайнем Севере
- Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
- Длина тела белого медведя 3 м. На сколько метров длина тела моржа длиннее, сем длина тела белого медведя?
8. Тундра
- Если волк очень голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
- Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 3 часа?
9. Лесная полоса
- Ондатры (североамериканские грызуны) впервые завезены в Россию в 1928 году. Сколько лет прошло с тех пор, как первые ондатры появились в нашей стране?
- В особо не урожайные годы белки покидают родные места и двигаются туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью 4 км/ч. За сколько часов они преодолеют 300 км?
- Ласточки, жаворонки, оляпки, воробьи, иволги, сороки, скворцы относятся к отряду воробьиных. Кто из них живет дольше и на сколько лет, если ласточка живет 16 лет, жаворонок – 9 лет, оляпка – 8 лет, скворец – 20 лет, воробей – 13 лет, иволга – 15 лет и сорока – 45 лет?
10. Степи
- Один хомяк запасает на зиму 800 г зерна. Сколько зерна уничтожает за зиму 2 хомяка; 20 хомяков?
- Розовый скворец съедает 200 г саранчи в день. Сколько грамм саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец; 10 скворцов.
- Глубина проникновения в грунт корней картофеля 150 см, подсолнечника на 100 см глубже, сахарной свеклы на 50 см глубже, чем подсолнечника. Определите глубину проникновения корней подсолнечника и сахарной свеклы в грунт?
11. Пустыни
- Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьёт солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 л воды. Сколько литров воды выпьет он за 2 раза?
- Одногорбый верблюд может развить скорость до 16 км/м. Сколько километров пройдет он за 5 часов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...
Использование природоведческого материала на уроках математики
Использование природоведческого материала на уроках математики...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Автор делится опытом формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном с историей Петербурга....
Использование дидактического материала на уроках математики в начальной школе
Трудности в усвоении учебного материала учащимся школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и пон...
Материал для устного счета с использованием национального компонента на уроках математики в начальной школе.
Современные дети ввиду своей занятости в различных кружках и секциях плохо знают свой родной край. Эти задачи помогают формировать навыки устного счета. Помогают расширить знания о флоре и...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»
Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...
