Использование природоведческого материала на уроках математики
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Использование природоведческого материала на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_prirodovedcheskogo.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование природоведческого

материала на уроках математики»

              Общение с природой начинается у детей в раннем возрасте. Ещё в дошкольный период дети учатся определять форму, сравнивать окружающие предметы. Многие математические понятия и представления сформированы при общении с природой. На уроках математики мы используем природный материал ( листья, цветы, плоды и т.д.) Природный материал позволяет наглядно представить условие задачи, служит иллюстрацией при её решении, с его помощью ученики могут проверить полученное решение. Природоведческий  материал помогает  расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей среды, приблизить к ней понятия, изучаемые на уроках математики. Сведения природоведческого характера могут быть включены в различные этапы урока при изучении тем «Нумерация», «Арифметические действия», «Величины».

          Данные природоведческого характера дети могут найти в специальной литературе, при наблюдениях, во время экскурсий, практических занятий по окружающему миру.

             При знакомстве с терминами «больше», « меньше» можно предложить сравнить два листа: кленовый и дубовый. Ученики находят признаки различия  ( форма, цвет, размер). Например: кленовый лист больше дубового, а дубовый лист меньше кленового.

          При изучении темы « Порядковые отношения «перед», «между», «за» также использую листья ( жёлтого, красного, зелёного цвета).

Какой лист находится между жёлтым и зелёным? Какой лист находится за красным?  Какой лист находится перед красным?  и т.д.

Можно предложить выяснить по какому признаку соединили предметы берёза – ель, ромашка – роза, пшеница – овёс т.д.

Используя рисунки слона, зайца, коровы, кошки, овцы; предлагаю назвать их одним словом ( животные). Затем определяют домашних и диких животных.

           При изучении темы « Отношения «раньше» - « позже» можно  использовать рисунки с одним и тем же пейзаже в различное время суток.

         При изучении умения ребёнка ориентироваться в пространстве и времени  уточняются понятия «вчера», « сегодня», « завтра», « послезавтра» и т.д.

       Образы геометрических понятий ( точка, прямая…) можно представить в виде звёзд на небе, городов на карте, линии горизонта.

       При изучении  темы «Нумерация чисел в пределе 10» выполняются задания: « У мухи два крыла, у стрекозы, шмеля, пчелы – четыре»

У кого крыльев больше?   На  сколько  больше?

У кого  крыльев  меньше ?   На   сколько меньше?

    При обучении в математике большое место отводится задачам.

Они  носят  познавательный характер. Решая их, учащиеся изучают признаки живых и неживых предметов природы. При решении таких задач решаются различные цели: проверка усвоенного материала, изучение нового, формирование вычислительных навыков, умения решать задачи.

  1. «В саду посадили 3 яблони и 4 груши. Сколько деревьев посадили в саду?»
  2. «Около школы росло 10 тополей, 15 берёз, 20 елей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло около школы? Сколько хвойных деревьев росло? Сколько лиственных деревьев?»
  3. «Частота дыхания в минуту 14, у лошади -20, у кролика- 24. Кто из них дышит часто и на сколько чаще?»
  4. « В сутки в среднем кожа человека выделяет 800г воды, почки – 1000г, лёгкие – 400 г»

Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения?

             800 + 1600+ 400=

              1600 – 400=

              1600 : 400 =

              1600 : 800 =

            1600 – ( 800 + 400)

  1. « Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы – 8848 м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане – 11022 м

Каково расстояние между  самой высокой и самой низкой точкой на Земле?»

  1. « За  лето одна сова съедает 1000 полёвок и мышей, каждая из которых

Съедает за сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут 5 сов?»

     7)

Название дерева

Высота

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни хвои

Ель

30 м

300 лет

9 лет

Лиственница

53 м

600 лет

6 лет

Сосна

55 м

350 лет

3 лет

Пихта

30 м

350 лет

9 лет

Какое дерево живёт дольше и на сколько дольше?

Какое дерево выше и на сколько выше?

На сколько метров ель ниже сосны?

На сколько пихта ниже лиственницы?

На сколько лет продолжительность жизни лиственницы дольше, чем сосны?

На сколько продолжительность жизни хвои у ели дольше, чем у лиственницы?

      В концерне «Многозначные числа» использую краеведческие материалы – запиши цифрами:

    Белореченский перевал находится на высоте тысяча семьсот восемьдесят восемь метров над уровнем моря.

Длина реки Белой двести семьдесят километров.

Наибольшая глубина Чёрного моря – две тысячи двести сорок пять метров, Азовского моря – пятнадцать метров.

В нашем крае более семисот рек.

Длина реки Белой – двести шестьдесят пять километров, Пшиша – двести пятьдесят километров, Урупа – двести тридцать восемь километров.

 Длина русской реки Волги три тысячи пятьдесят тридцать один километр.

Расстояние от Земли до Луны в километрах содержит 348 ед. второго класса и 400 ед. первого класса.

 Рыба лещ  мечет  4 сотни тысяч икринок.

Африканская  антилопа  делает прыжок длиной до 70  дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.

Окружность Земли равна 40 тысяч километров.

До ближайшего города 100 километров. Сколько раз нужно пройти это расстояние, чтобы проделать путь, равный окружности Земли?

     Познавательное значение таких задач, заданий положительно влияет на результаты обучения математики и природоведения. Все эти приёмы развивают память, мышление, воспитывают любовь к природе, к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного материала на уроках математики в 1 классе.

Наглядные пособия на уроках необходимы, особенно в начальной школе.УМК "Перспектива"....

Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов

Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...

Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Автор делится опытом  формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном  с историей Петербурга....

Использование дидактического материала на уроках математики в начальной школе

Трудности в усвоении учебного материала учащимся  школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и пон...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...