Урок математики " Прямоугольник.Квадрат"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Брянская Татьяна Борисовна

Урок математике в 1 классе по теме" Прямоугольник.Квадрат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики 1 класс27.01 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс.

Тема урока : «Прямоугольник. Квадрат.»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока:организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о том, какой четырехугольник называют прямоугольником, а какой квадратом;

Образовательные задачи:

-систематизировать и обобщить знания учащихся о таких геометрических фигурах , как прямоугольник и квадрат;

-научить соотносить прямоугольники и квадраты;

-актуализировать  необходимость отличать эти геометрические фигуры.

Развивающие задачи урока: развивать мыслительные процессы, внешнюю и внутреннюю речь,  умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи урока :формирование уважительного отношения друг к другу, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Планируемые УУД:

Предметные:

•        различать виды четырехугольников, выделяя их из многоугольников;

•        получат возможность узнать отличительные признаки прямоугольника и квадрата

•        научатся получать квадрат из прямоугольника и прямоугольник из квадрата.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности на уроке;

•        устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

•        высказывать свое предположение на основе учебного материала;

•        осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

•        совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

•        исследовать ситуацию: чем похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат;

•        использовать приобретённые знания в практических работах.

Коммуникативные УУД:

•        формулировать собственное высказывание, мнение;

•        уметь слушать и слышать других.

•        учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Личностные УУД:

•        формулировать собственное высказывание, мнение;

•        уметь слушать и слышать других;

•        учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Технологическая карта

Этапы урока

Планируемые результаты(знания, умения, навыки)

Методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1..Организация начала урока

Цель: Проверить готовность, настроить на плодотворную работу.

личностные УУД:(действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Эмоциональный

Проверить готовность,

настроить на плодотворную работу :

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Раз, два-потянуться,

Три, четыре-улыбнуться.

Пять, шесть-тихо сесть.

-Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости. Давайте развернёмся и кивнём им головой (поздороваемся).

-А теперь проверим вашу готовность:

Сегодня нам не обойтись без таких школьных принадлежностей :

1.Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это? (карандаш)

2.Я люблю прямоту

И сама прямая

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.(линейка)

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

личностные УУД:(действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Наблюдение

Вижу, что вы готовы.

-Приглашаю вас в  путешествие  в страну математики на воздушном шаре

-Как вы думаете, что нужно, чтобы воздушный шар полетел?(наполнить его воздухом).

-А этим воздухом, ребята, будут ваши знания. Но чтобы их получить , нужно быть внимательными и сосредоточенными.

-Давайте начнем работу  с математической разминки.

 

«Счет на лету»

 

 

Выражают согласие , вступают в диалог, отвечают на вопросы.

3. Актуализация знаний

Цель: Обеспечение мотивации к актуализации опорных знаний

КоммуникативныеУУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД

Формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД

Формируем умение рассуждать, доказывать.

Наблюдение

Практический

- Положите перед собой счётные палочки и приготовьте пальчики   для работы, положите одну палочку, затем две. Сколько получилось?

И т.д.

1+2=3      4-2=2        7-1=6  (у доски)

2+2=4       3-1=2

-Один ученик идёт к доске, а дети считаю на счётных палочках.

-Если вы считаете, что поработали хорошо и у вас все получилось ( возьмите один кружок, который будет обозначать газик и положите справа от себя)

Работа в парах

Поднимают и опускают земные и небесные косточки.

На парте у учеников лежат цветные кружочки  за работу.

4. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

Цель: Организация построения проекта открытия новых знаний:определние темы, постановка цели, опрделение проблемы и способов ее решения.

Познавательные УУД

Формируем умение рассуждать, доказывать.

Анализ, проблемная ситуация

-Молодцы!

Вы хорошо посчитали и наш шар начал наполняться знаниями.

-Но что-то ему мешает подняться? (какой-то груз)

-Ребята, но это не просто груз.

-Как по другому можно назвать этот груз? Помните, у нас сейчас урок математики, а что вы видите на экране? (геометрические фигуры)

-Верно, молодцы!

-Назовите мне эти геометрические фигуры

(прямоугольник, квадрат, треугольник).

-Как вы думаете, какая фигура лишняя?(треугольник)

-Почему? (квадрат и прямоугольник-четырехугольники, а это треугольник и он нам машает).

Итак,  ребята, тема нашего урока математики Прямоугольник. Квадрат.

Цель :-Сегодня на уроке математики  мы с вами узнаем какой четырехугольник называют прямоугольником, а какой квадратом

-А что вы хотите узнать ?Чему хотите научиться?

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

».

Называют тему урока.
Формулируют вопросы, ответы на которые хотели бы получить на уроке.
Делают вывод, что получили разные определения.

5. Освоение нового материала.

Цель: Организовать фиксацию обучающимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

личностные УУД(действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные УУД(целеполагание, планирование);

логические (ана-лиз, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы.

Метод исследования, практический

Предлагаю поработать в паре.

- Возьмите файлы и достаньте только те геометрические фигуры, которые подойдут к нашему уроку.

-Положите их перед собой.

-Что это за фигуры?

-Как можно назвать их одним словом?(четырехугольники)

-Ребята,  а можно ли назвать их  одним словом –прямоугольники?

-Почему?

-Давайте докажем?

Как это  можно сделать?

-Посмотрите, на экране изображение прямого угла и угол, с помощью которого его измеряют. Вот он, посмотрите. У вас на столах тоже есть прямой угол. Давайте проведём пальчиками и покажем, что у него есть прямой угол

 -как же можно с помощью этого прямого угла проверить , будут ли эти четырехугольники прямоугольниками? (измерить с помощью угла). У вас на столах лежат альбомные листы, где изображены геометрические фигуры.

-Давайте начнем с красной фигуры, изображённой у вас на  листе. Приложите к нему прямой угол.  Какой вывод сделаем?(красный четырехугольник является прямоугольником)

-С желтым четырехугольником поработайте сами.

-Какой вывод сделаете по желтому четырехугольнику?(тоже прямоугольник)

- Уберите все из рук. Покрутите головой, попробуйте найти в классе предметы, которые имеют форму прямоугольника.

-Молодцы. Давайте продолжим работать.

-Покажите мне из своих геометрических фигур квадрат. Что мы про него узнали?(мы узнали, Что он является прямоугольником).

-Хорошо. А посмотрите на него внимательно.

-Что вы заметили? (даю подсказку- ориентируйтесь на стороны).

-Верно, стороны равны .

-А как это можно доказать?(можно измерить с помощью линейки все стороны.)

_Приготовьте линейки. Поднимите руки , кто может пользоваться линейкой.

_Приступайте к работе. Можете ручкой подписывать длину каждой их сторон, прямо на своих альбомных листах.

-С какой фигурой вы работали?  (с квадратом)

-Какой же вывод  сделаем?(у квадрата все стороны одинаковые по длину).

-А что мы еще узнали про квадрат?(у квадрата все углы прямые)

-Значит , какой сделаем вывод про квадрат?(это прямоугольник, у которого все стороны равны)

-МОЛОДЦЫ!

-Если вы хорошо потрудились и получили новые знания из этой работы, то возьмите себе ещё по одному цветному кружочку.

Предполагают, выдвигают версии. Самооценка своей деятельности.

Получают по  одному кружочку за работу.

6. Реализация построенного проекта

Цель: Зафиксировать новые знания в речи.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества свои достижения

Практический

- А теперь давайте проверим наши предположения по учебнику на с. 20.

- Какая фигура называется прямоугольником?( прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые.)

-Мы с вами это доказали?(Да)

-Какая фигура называется квадратом?(это прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину)

-Доказали?(да)

Читают определение в учебнике.

 

Проговаривают определение.

Физминутка.

-Если я называю геометрическую фигуру, вы приседаете, если какой-то другой предмет, то делаете хлопок над головой.Машина, овал, арбуз, квадрат, ромб, ручка, прямоугольник, сапог. 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель: Создать условия для выполнения обучающимися нескольких типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД.

Формируем умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение работать в паре.

3. Формируем умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций.

Познавательные УУД.

Формируем умение изображать фигуру, выделять свойства.

Анализ, проблемная ситуация

- Прочитайте  задание 3 стр.уч.20, а для этого откроем зелёную тетрадь №_, запишем число, Класссная работа.
-О чем вы должны помнить , когда будете ставить точки , а потом чертить квадрат?

Мы должны помнить о том, что квадрат-это прямоугольник с равными сторонами или сторонами, имеющими одинаковую длину. сторонами

-На работу даю две минуты. Время пошло.

-Давайте проверим, что же получилось.

-У доски нам выполнит…., а вы  проверяте, так ли  выполнено у вас  или по-другому.

-Если вы выполнили правильно, то можете взять цветной кружочик (газик) и положить себе в копилку знаний.

Читают задание и чертят  квадрат.

Проверка в парах, разрешение раскрасить газик или нет.

Получают по  одному кружочку за работу.

8.Подведение итогов.Рефлексия деятельности.

Цель: Организовать фиксацию обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества свои достижения

Эмоциональный

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Предлагаю вам поиграть в игру «Верно-не верно»

- Я читаю утверждение, если вы согласны -хлопаете в ладоши., если нет, тихонько топаете ногами:

1.Квадрат-это треугольник(топают).

2.Прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые.(хлопают).

3.Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину.(хлопают)

-Молодцы. Посчитайте, сколько вы набрали кружочков (газиков) с воздухом-знаниями для шара)

-Встаньте те , кто набрал 3 кружочка, 2 кружочка, 1 кружок.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, настолько глубокий, сколько знаний вы получили сегодня на уроке и потихоньку будем выдыхать и открывать глаза. Все делаете по моему сигналу.

-Приготовились, закрыли глаза и т.д.

-Наш воздушный шар полетел.

- Учитель благодарит  и оценивает обучающихся.

Анализируют  работу на уроке. Доказывают свое мнение.
Благодарят одноклассников.

9. Домашнее задание

 

Понаблюдайте, когда пойдете домой, какие предметы, которые вас окружают имеют форму прямоугольника и квадрата !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат".

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат" для 2 класса. Урок содержит конспект, презентацию, практический материал....

Урок математики "Прямоугольник. Квадрат"

Урок  учит  детей  формулировать определение прямоугольника и квадрата на основе самостоятельного исследования, учит  пользоваться и составлять алгоритмы....

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Конспект урока по математике "Прямоугольник. Квадрат." 2 класс

Конспект урока по математике "Прямоугольник. Квадрат." 2 класс...

Урок математики: "Прямоугольник. Квадрат"

Математика. 2 класс. "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока математики «Прямоугольник. Квадрат.» (УМК Школа России)

Тема урока «Прямоугольник.Квадрат.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о четырёхугольниках, как квадрат и прямоугольник; их свойствах....

Технологическая карта к уроку математики "Прямоугольник, квадрат"

Задачи:-  Формировать знание об отличительных особенностях прямоугольника- Формировать умение сравнивать прямоугольник с квадратом- Формировать умение чертить прямоугольник на клетчатой бумаге...