Мастер-класс "Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании математики в начальной школе»
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Тема: «Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании математики в начальной школе».
Цель мастер-класса:
показать использование деятельностного подхода в преподавании математики через методические приемы.
Задачи мастер-класса:
1. Создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Знакомство педагогов с приемами внедрения новых подходов в обучении учащихся.
Форма представления опыта: мастер – класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу
Тема: «Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании математики в начальной школе».
Цель мастер-класса:
показать использование деятельностного подхода в преподавании математики через методические приемы.
Задачи мастер-класса:
1. Создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Знакомство педагогов с приемами внедрения новых подходов в обучении учащихся.
Форма представления опыта: мастер – класс
Ход и содержание представления
1. Вступительное слово. Мотивация
Добрый день , уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашей школе! Предлагаю вам принять активное участие в работе Мастер – класса ! (слайд 1.) Посмотрите друг на друга. Мы все разные. Но цель у нас одна. Какова она сегодня? Да, наша цель – взаимная передача инновационного опыта, творческое обогащение. Цель: показать использование деятельностного подхода в преподавании математики через методические приемы. Желаю взаимопонимания и успехов в нашем творческом сотрудничестве. 2. Подведение к теме занятия На доске ключевые слова:прочитайте! Система – деятельность-подход Определите по ключевым словам тему занятия (Системно-деятельностный подход) Молодцы! Тема занятия звучит так: Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в начальной школе (слайд 2.) #1062;елеполагание …(продолжите мысль словами, ассоциирующимися с темой мастер -класса Внимание, мысль! Три вещи никогда не возвращаются обратно- Время, Слово и Возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте слово и не упускайте возможность… (узнать что-то новое, научиться применять новые знания и т. д.) т. е. Действовать! Единственный путь, ведущий к знанию – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, утверждал БЕРНАРД ШОУ (слайд 3.) #1040;ктуализация. -Предлагаю вспомнить, что мы уже знаем о системно-деятельностном подходе? –Системно–деятельностный подход-методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (слайд 4.) -Основоположниками теории системно-деятельностного подхода являются: Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев.(слайд 5.)
#1055;рактическая часть. Игра «Да»- «Нет» Предлагаю вам решить противоречие между житейским представлением о деятельностном подходе и научным фактом. Включаемся в игру! Игра «Да»- «Нет» Деятельностный подход – ЧТО ЭТО?(слайд 12.) -красивое словосочетание -любая учебная деятельность -педагогическая парадигма -педагогическая технология -методический приём -система работы учителя Правильный ответ! Деятельностный подход- это методический приём. (слайд 13) Системно-деятельностный подход-это -инновационная технология -традиционная технология -дидактическая технология -универсальная технология -система работы учителя Правильный ответ! Системно-деятельностный подход- это система работы учителя. (слайд14) Системно-деятельностный подход- Это Когда… (слайд 15) -обучающиеся непрерывно что-то делают -знания преподносит учитель -дети добывают знания в процессе самостоятельной деятельности Правильный ответ! Дети добывают знания в процессе самостоятельной деятельности (слайд 16) Приём «Да-Нет». Универсальный, ставит учащихся в активную позицию.Формирует универсальные учебные действия:умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию;умение слушать и слышать друг друга.Обобщение (слайд 17) Системно-деятельностный подход-это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Эта несложная игра позволяет нам определить ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД как педагогическую категорию. #1050;ак реализуется системно-деятельностный подход в преподавании математики в начальной школе? (слайд18 ) Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке. Методы создания проблемной ситуации на уроке (слайд 19) Основные методы постановки учебной проблемы: (слайд 20)
тип диалога — подводящий. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни. Тема «Длина» Диалог 1 (реплики учителя). (показывается видеофрагмент из мультфильма «38 попугаев») — Что делали зверята в мультфильме? — Кем был измерен удав? (38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка) — Почему удав получился разной длины? — Правильно, потому что каждый измерял своей меркой. — А как вы думаете, а почему сейчас не возникает вопросов чем мерить длину? — Да, ты прав. Сейчас существуют единые меры длины и с одной из них мы сегодня познакомимся. Урок по теме: «Прямая и кривая линии»
Побуждающий от проблемной ситуации диалог – представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог– это метод 4 действий: (слайд 21)
Уважаемые коллеги! Предлагаю проследить этапы проблемного диалога на примерах слайд Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть? Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях. В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта) Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации) В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия) В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос). ПРИЕМ 1 Урок по теме: «Числа и цифры. Римские цифры»
ПРИЕМ 2 Этот прием целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений. Урок по теме: «Задачи в два действия» (решение задач различными способами)
Занятие по математике . Тема «Масса» Подводящий к теме диалог слайд 23 Перед детьми математическая игра = 1 кг.и пуховая подушка весом = 1 кг. В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку) Д: #1055;одушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая. В: Давайте проверим: взвешивание на весах (предъявление факта) Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы) Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия) Второй путь к учебной проблеме заключается … А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера #1055;РИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ (слайд24) Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые: -«Яркое пятно» -«Актуальность» -«Удивляй» -«Фантастическая добавка» -«Лови ошибку» -«Идеал» -«Нестандартный вход в урок» -«Диктант значений» 8. Описание и применение методических приёмов (выборочно) «Яркое пятно» и «актуальность» Вкачестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, притчи, сказки, фокусы, эксперименты, необычная наглядность, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. ПРИЕМ «ЯРКОЕ ПЯТНО» Урок по теме: «Число 10»
Второй приём «Актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. ПРИЕМ «АКТУАЛЬНОСТЬ» Урок по теме «Числа от 1 до 20»
Например: Урок математики Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки. Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик» – Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? – Какие это четыре крыла у каждой птицы? – Какие семь перьев в каждом крыле? – Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? Этот приём используем на уроках открытия нового «Удивляй» Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Например: Урок математики в 1 классе. Тема: «Измерение длины отрезка. Сантиметр». –Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной) – Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента) – Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду) – Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую. – Посмотрите на полоски. Сравните их. (Красная длиннее, чем голубая, а голубая короче, чем красная) – Каким способом по длине сравнивали? (на глаз) – Поработайте в парах. Найдите полоски как на слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать. (зеленая полоска короче, чем синяя) – Каким способом сравнивали? (наложением) – Вспомните, как, с помощью чего измеряли длину на Руси? (локоть, сажень, пядь, обхват) – Как же можно измерять предметы? (на глаз, наложением, старинными мерами) -Всегда ли это точные и возможные измерения? (нет) А вы хотите в этом разобраться?.. ;Верите ли вы, что…». Например: 4. Урок математики Тема: Прямоугольник. Квадрат Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник. Верите ли вы, что квадрат – это прямоугольник. Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Верите ли вы, что у прямоугольника все стороны равны… Приём «Ложная альтернатива» УниверсальныйВнимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Приём «Ложная альтернатива» Пример. Сколько будет 8 и 4: 11 или 15? Сколько в минуте секунд - 10 или 100? 1. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? У каждого учителя в педагогической копилке есть интересные приемы, которые способствуют улучшению познавательной деятельности учащихся. 1 этап урока. На первом этапе уроке – актуализация, мотивация, могут быть успешно использованы приемы: « Нестандартный вход в урок» « Удивляй» « Фантастическая добавка» Рассмотрим эти приемы « Нестандартный вход в урок» (фрагмент урока видео ч.2) « Фантастическая добавка». Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-нибудь параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время. Например, на уроке окружающего мира при изучении механизмов защиты животных в экстремальных условиях можно предложить такую ситуацию: представьте, что в Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут придумать пингвины, чтобы выжить в таких условиях? 3 этап урока. На этапе закрепление материала используются приемы: « Лови ошибку» « Идеал» « Лови ошибку!».Универсальный! Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество Пример, учитель дает несколько грамматических правил, одно из них неверно. Доказать ошибочность. «Математический ящик» -это универсальный приём Прием используется для создания информационной копилки. Копилка универсальна, может использоваться на различных уроках. Например, на уроке русского языка – сбор частей слова для конструирования новых слов, копилка фразеологизмов и их значений, копилка родственных слов. На математике – сбор элементов задачи, составление копилки математических выражений. На окружающем мире – копилки различных видов животных. Прием «толстые и тонкие вопросы» Цель: научить грамотно формулировать вопрос, понимать уровень сложности вопроса. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. (на слайде) или на доске
Обучать детей задавать тонкие и толстые вопросы мы начинаем со 2 класса. Этот приём чаще всего используем на уроках рефлексии. Прием«Диктант значений». Универсальный приём экстраактивного обучения. Можно использовать на разных уроках в разных классах. Учитель диктует не слова, а их значения (определения математических терминов). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их. #1044;иктант для участников мастер-класса. Определите по значениям слова:(термины) осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход). внутреннем состоянии, самопознание…(рефлексия). посредством специально организованного учителем диалога. (Проблемно-диалогическое обучение) (Постановка проблемы) умений и навыков.(традиционное обучение). источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. (Информационная компетентность) Взаимопроверка (обмен листочками) Внимание! Правильный ответ! Оцените ответы коллег по 6 – бальной системе За каждый неправильный ответ минус 1 б. Возможно, и на этапе рефлексии. Приём «Рюкзак» Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример:я разобрался в такой-то теме;- я научился составлять план текста;я понял, чем прилагательное отличается от глагола и т.д10. ИтогВсе перечисленные технологические приемы, без сомнения, способствуютповышению познавательной активности учеников, а их применение на практике позволяет учителю плодотворно реализовывать Системно-деятельностный подход в обучении детей. Рефлексия Уважаемые участники сегодняшнего мастер-класса, я надеюсь, что наша цель – взаимная передача инновационного опыта, творческое обогащение, достигнута. ОДНАЖДЫ УЧЕНИКИ застали своего учителя, великого художника, в слезах. – Учитель, почему ты плачешь? – спросили они. – Я закончил работу, но не вижу в ней никаких изъянов, – ответил тот. – Это же хорошо! – удивились ученики. – Если я не вижу недостатков в своей работе, значит, мой талант идет на убыль, – ответил великий художник. Также и в жизни, Пока мы видим недостатки в своей работе- мы растём! Мы- учителя! Уважаемые, коллеги! Поставьте себе «5», если в своей работе, в знаниях вы увидели хотя бы один недостаток или изъян! Заключительное слово. Дорогие коллеги! Благодарю вас за активную деятельность в работе мастер- класса! Спасибо за понимание! Желаю педагогической мудрости, не оскудевающей любви к своим коллегам! К детям!
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система – деятельность - подход
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в начальной школе
Три вещи никогда не возвращаются обратно – Время, Слово и Возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте слово и не упускайте возможность …..
Узнавать что-то новое, учиться применять новые знания, т.е. Действовать
Системно- деятельностный подход- методологическая основа ФГОС «Единственный путь, ведущий к знанию - это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, утверждал БЕРНАРД ШОУ
Игра «Да» – «Нет»
Деятельностный подход – что это? Красивое словосочетание… Любая учебная деятельность… Педагогическая парадигма… Педагогическая технология… Методический приём… Система работы учителя… Нет Нет Нет Нет Да Нет
Деятельностный подход - это методический приём
Системно- деятельностный подход – это? Инновационная технология Традиционная технология Дидактическая технология Универсальная технология Способ организации образовательного процесса Нет Нет Нет Нет Да
Системно-деятельный подход –это когда? Обучающиеся непрерывно что-то делают Знания преподносит учитель Дети добывают знания в процессе самостоятельной деятельности Нет Нет Да
Урок по теме: «Прямая и кривая линии» На доске 5 рисунков (3 прямых и 2 кривых линии синего и красного цветов). - Помогите Кате и Лене разбить линии на доске на группы. ( одобряются оба варианта разбиения. Предлагает посмотреть на вариант разбиение линий по форме ) - Какие названия вы можете придумать для каждой группы линий? - Над какой темой мы будем работать?
Урок по теме: «Табличное сложение» Учитель Найдите значения выражений: 5+4, 8+2, 3+7, 9+5 ( последнее выражение не сходное с предыдущими ). Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? ( побуждение к осознанию противоречия) Какова сегодня тема урока? (побуждение к формулированию проблемы.) Учащиеся При нахождении значения 9+5 выражения учащиеся испытывают затруднение ( возникает проблемная ситуация ). Нет, не смогли Здесь надо сложить два числа сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли ( осознание противоречия) Сложение двух чисел, сумма которых больше 10 (учебная проблема как тема урока)
Перед детьми математическая игра = 1 кг.и пуховая подушка весом = 1 кг . В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка . Что тяжелее ? ( вопрос на ошибку ) Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее , она металлическая . В: Давайте п рове рим : взвешивание на весах ( предъявление факта ) Д: Испытывают удивление ( возникновение проблемной ситуации ) В: Что вы сказали сначала ? Д: Ответы детей В: А как оказалось на самом деле ? Побуждение к осознанию противоречия В: Какой же будет тема занятия ? ( побуждение к формулированию проблемы ) Д: Вес . Масса ( учебная проблема как тема занятия )
Математика» 1 класс Тема урока: «Числа и цифры. Римские цифры»
Учитель Учащиеся -В одной старинной книжке Петя увидел рисунки . Рассмотрите их . Сосчитайте число предметов на каждом рисунке . ( предъявление 1 факта ) - Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе . ( предъявление 2 факта ) - Что вы заметили ? - Подумайте , что могут означать записи под рисунками ? ( побуждение к осознанию противоречия ) - Какова же сегодня тема урока ? ( побуждение к формулировке проблемы ) Считают число предметов на рисунке . - Записи под рисунками разные . Одно и то же число предметов на рисунке , а записи разные . - Записи могут означать числа , записанные разными знаками ( цифрами ) - Числа и цифры ( учебная проблема как тема )
ПРИЕМ «ЯРКОЕ ПЯТНО» Урок по теме: «Число 10» Учитель Ученики Сегодня мы познакомимся с числом, о котором С.Я. Маршак сказал: Цифра вроде буквы О- Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это -….. -Кто догадался, о каком числе идет речь? Слушают Число 10 (тема урока)
ПРИЕМ «АКТУАЛЬНОСТЬ» Урок по теме «Числа от 1 до 20» Учитель Ученики - Мы научились читать и записывать числа от1 до 10, складывать и вычитать. -Взгляните на циферблат часов. -А какое сегодня число? -Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам? -Записать любое число месяца? Найти любую страницу в книге? -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Знакомиться с новыми числами
Прием « Диктант значений» . 1. Д еятельностный подход 2. Р ефлексия 3. Проблемно-диалогическое обучение 4. Постановка проблемы 5 .Т радиционное обучение 6. Информационная компетентность
Китайская мудрость гласит: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."
УСПЕХОВ В РАБОТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое В : Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть ? Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях . В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта) Д: Красное, желтое, зеленое ( возникновение проблемной ситуации ) В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия) В: Какой возникает вопрос? ( побуждение к формулированию проблемы) Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.
Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
