Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями (освоение новых знаний и способов действий).
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ефимова Татьяна Васильевна

В ходе урока дети выполнят ряд заданий, которые будут способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, выполнять деление с остатком и проверкой, преобразование величин, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_chisel_zapis_kot._dekabr.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Умножение чисел, запись которых  оканчивается нулями (освоение новых знаний  и способов действий).

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, выполнять деление с остатком и проверкой, преобразование величин, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, выполнять деление с остатком и проверкой, преобразование величин, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1.Учебник математик, часть 1, 4 класс, 2025 РТ математика, часть 1

Оборудование

 компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Приемы письменного умножения


ХОД урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопре-

деление)
к учебной деятель-

ности и каллиграфическая минутка

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели

На доске: 134579

-Назовите цифры, которые вы видите на слайде. Вспомним правильное написание этих цифр. Давайте составим и прочитаем из них многозначное число. Дайте характеристику этому числу (классы, разряды, «соседи», четное-нечётное). Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронталь

ная, инди-видуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

800*7     24000*3

Посмотрите на эти записи и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Определяют тему, цель урока

Фронталь

ная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.(№348, №352 стр.78)

Взаимопроверка

Фронталь

ная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлекают необходимую информацию из текстов; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

2. Устный счет:

1) Решение уравнений.

1)200-х=1500:10   х-230=270+130  25 000:х=800+200

Устно решают сложные уравнения.

2) Сравнение чисел.

2)3214…3015      3546…3564    9547…9574    87945…879450

Устно сравнивают многозначные числа

Фронталь

ная.

3) Геометричес

кое задание

– Сколько прямоугольников на чертеже?

Выполняют задание

Фронтальная

соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи, контроль учебной деятельности.

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к изучению
нового вычислительного приема.

– Объясните подробно решение примеров такого вида:

700 · 5, 18 000 · 3.

700 · 5 = 7 сот · 5 = 35 сот = 3 500.

18 000 · 3 = 18 тыс · 3 = 54 тыс = 54 000.

700 – это 7 сотен, 7 сотен умножим на 5, получим 35 сотен – это 3 500.

На доске и в тетрадях делают запись и объясняют решение.

Аналогично учащиеся объясняют решение примеров на странице 79 (1) вверху.

– Второй множитель

подписан под первой цифрой справа, отличной от нуля, так, чтобы нули остались справа.

Фронтальная.

К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые выска-

зывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолю-бием; проявляют познавательный интрес к изучению учебного предмета

Применение приема умножения вида
700 · 5.

2. Объяснение учителя

– Примеры такого вида можно тоже записывать столбиком. Посмотрите записи ниже и скажите, как подписан второй множитель под первым, где оказались нули, которые
записаны на конце первого множителя?

– Верно. Это для того, чтобы умножать дальше только число десятков, например 38, или число сотен – 84, или число тысяч – 69. Назовите, сколько получилось в этих произведениях десятков, сотен, тысяч?

– В первом – 342 десятка, во втором – 588 сотен, в третьем – 276 тысяч.

Фронтальная

Знание приема письменного умножения вида 7 400 · 8

– Как выразили эти числа в единицах?

– Сравните число нулей, записанных на конце первого множителя и на конце произведения.

– Итак, при умножении чисел, в записи которых на конце нули, второй множитель подписывают под первой цифрой справа, отличной от нуля, умножают, не обращая внимания
на нули, число десятков, сотен или тысяч
на однозначное число, а к результату приписывают столько нулей, сколько их на конце первого множителя. Послушайте объяснение примера:

Умножим 74 сотни на 8. Объясняем кратко: четырежды восемь – 32; 2 пишем, 3 запоминаем; семью восемь – 56, да еще 3, это 59; пишем 59 и приписываем справа еще два нуля. Читаю ответ: 59 200

– В первом произведении приписали справа один ноль, во втором – два нуля, в третьем – три нуля.

– На конце произведения столько же нулей, сколько на конце первого множителя

V. Первич-

ное закрепле

ние

Работа
по учебнику.

№ 354.

С кратким объяснением записывают и решают пример.

Фронтальная.

Фронтальная

П – владеют базовыми предметными понятиями.

Выполненное
задание.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-

но инст-рукции

VI. Практическая деятель

ность

1. Решение
задач.

№ 355.

1)  (пар) – женской обуви.

2)  (пар) – женской и мужской обуви.

3)  (пар).

Ответ: 13 300 пар детской обуви.

№ 356.

1) 3 · 80 = 240 (т) – свеклы.

2) 240: 6 = 40 (т).

Ответ: 40 т сахара изготовили.

Двое учащихся решают на закрытой доске, затем проводится проверка решения.

Один ученик выходит к доске, читает задачу, записывает краткое условие и решение, остальные учащиеся работают в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

П – осуществляют расширенный поиск информации и представляют информацию в предложенной форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют математическую терминологию; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – строят речевое высказывание в устной форме; применяют изученные правила общения.

Устные ответы, записи
в тетради

2. Работа над величинами.

№359 стр.79

Выполняют самостоятельно.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

3. Самостоятельная работа

№357 стр.79; 460*8      7320*5  35000*3   х:7=4500:100

Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Чем занимались на уроке?

– Что узнали нового на уроке?

– Какие задания понравились?

– Какие вызвали затруднения?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют познавательный интерес к предмету

Устные ответы

VIII. 

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 79, № 358, 360, повторить таблицу умножения и деления, название чисел при всех видах действий и их нахождение.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств
для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями

Урок знакомства с приёмом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число....

Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Урок математики в 4 классе по комплекту «Школа России» авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.Учитель: Платонова О.А. Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.Цели: Позна...

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.

Сборник заданий по теме: "Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями"....