Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа разработана в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. В основу курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» для 1 -4 кл. класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС Программа «Развитие математической грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению «Формирование функциональной грамотности». Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов, (память, внимание, воображение), формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель и задачи курса «Развитие математической грамотности»
Цель: создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи:
развивать практические умения обучающихся решать нестандартные задачи;
развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения учащихся;
формировать навыки самостоятельной работы;
воспитывать настойчивость, инициативу;
развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации МО «Баргузинский район» МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа». 671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс 8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Занимательная математика» для 1 класса (в рамках курса «Развитие математической грамотности»)
Составлена учителем начальных классов: Постникова О.И Принята на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»____________20___ г.
2022 – 2023 учебный год. |
Пояснительная записка
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа разработана в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. В основу курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» для 1 -4 кл. класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС Программа «Развитие математической грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению «Формирование функциональной грамотности». Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов, (память, внимание, воображение), формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Данный курс состоит из двух разделов:
1 класс - «Занимательная математика»,
2-4 класс - «Геометрия вокруг нас».
Программа 1 класса рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю.
Цель и задачи курса «Развитие математической грамотности»
Цель: создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи:
развивать практические умения обучающихся решать нестандартные задачи;
развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения учащихся;
формировать навыки самостоятельной работы;
воспитывать настойчивость, инициативу;
развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.
Формирование основных понятий
Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.
Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы.
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС :
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
Использование обучающимися приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками.
Представлять, анализировать и интерпретировать данные, овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи. основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Содержание курса 1 класс
Раздел 1 « Математика вокруг нас» - 13 часов
Математика – это интересно
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Числовые головоломки
Математические игры
Математическая карусель.
Игра в магазин. Монеты.
Игра-соревнование «Веселый счёт»
Раздел 2 «Геометрическая мозаика» - 20 часов
Танграм: древняя китайская головоломка.
Путешествие точки.
«Спичечный» конструктор
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игры с шахматными фигурами.
«Спичечный» конструктор
Игры с шахматными фигурами
Весёлая геометрия
Задачи-смекалки.
Прятки с фигурами
Уголки
Конструирование фигур из деталей танграма
Математическое путешествие
Секреты задач
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество час. |
1 | Математика вокруг нас | 3 |
2 | Числовые головоломки | 3 |
3 | Спичечный конструктор | 7 |
4 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 3 |
Конструирование | 7 | |
5 | Задачи - смекалки | 5 |
6 | Математические игры | 5 |
Итого | 33ч | |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Дата проведения | Прим. | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Математика – это интересно | 09.09 | ||
2. | Волшебная линейка | 16.09 | ||
3. | Праздник числа 10 | 23.09 | ||
4. | Числовые головоломки | 30.09 | ||
5. | Числовые головоломки | 07.10 | ||
6. | Числовые головоломки | 14.10 | ||
7. | Математические игры | 21.10 | ||
8. | Математические игры | 28.10 | ||
9. | Математические игры | 11.11 | ||
10. | Математическая карусель. | 18.11 | ||
11. | Математическая карусель. | 25.11 | ||
12. | Игра в магазин. Монеты. | 02.12 | ||
13. | Игра-соревнование «Веселый счёт» | 09.12 | ||
14. | «Геометрическая мозаика» - 20 часов | 16.12 | ||
15. | Танграм: древняя китайская головоломка. | 23.12 | ||
16. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 13.01 | ||
17. | Путешествие точки. | 20.01 | ||
18. | «Спичечный» конструктор | 27.01 | ||
19. | Игры с шахматными фигурами. | 03.02 | ||
20. | Весёлая геометрия | 10.02 | ||
21. | Игры с шахматными фигурами | 17.02 | ||
22. | Задачи-смекалки. | 02.03 | ||
23. | Задачи - смекалки | 09.03 | ||
24. | Прятки с фигурами | 16.03 | ||
25. | Уголки | 23.03 | ||
26. | Уголки | 03.04 | ||
27. | Конструирование фигур из деталей танграма | 10.04 | ||
28. | Конструирование фигур из деталей танграма | 17.04 | ||
29. | Математическое путешествие. | 24.04 | ||
30. | Математическое путешествие | 05.05 | ||
31. | Секреты задач | 12.05 | ||
32. | Математические игры | 19.05 | ||
33. 34 | Математический праздник | 26.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)
Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класса
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 3 класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ш...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная программа позволяет учащимся оз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс...
