3 класс. Математика. Периметр и площадь прямоугольника общее и различное.
план-конспект урока по математике (3 класс)
3 класс. Математика. Периметр и площадь прямоугольника общее и различое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Периметр и площадь прямоугольника: общее и различное.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель: сформировать у учащихся понимание сходств и различий между понятиями «периметр» и «площадь» прямоугольника, отработать алгоритмы их нахождения.
Задачи:
предметные: закрепить понятия «периметр», «площадь», «длина», «ширина»; научиться различать задачи на нахождение периметра и площади; отработать применение формул P = (a + b) ⋅ 2 и S = a ⋅ b;
метапредметные: развивать умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; формировать навыки работы в паре, умение аргументировать своё мнение; совершенствовать вычислительные навыки;
личностные: воспитывать аккуратность при выполнении чертежей и вычислений, интерес к геометрии, умение доводить дело до конца.
Ожидаемые результаты:
предметные: учащиеся различают понятия «периметр» и «площадь», применяют формулы P = (a + b) ⋅ 2 и S = a ⋅ b, решают типовые задачи;
метапредметные: умеют сравнивать, классифицировать, аргументировать своё мнение, работать в паре;
личностные: проявляют интерес к геометрии, аккуратность, стремление к самоконтролю.
Оборудование:
экран;
презентация с иллюстрациями и заданиями;
модели прямоугольников из картона (разные размеры);
линейки, простые карандаши, листы в клетку;
карточки с задачами двух типов (на периметр и на площадь);
таблица для сравнения периметра и площади (пустой шаблон на доске и у учащихся).
Ход урока
- Организационный момент (2 мин).
Деятельность учителя:
Приветствует учащихся.
Проверка домашнего задания. Выявление трудностей при выполнении работы. Краткий обзор проделанной работы дома.
Деятельность учителя:
Проверяет готовность к уроку.
Настраивает на работу: «Сегодня мы разберёмся, чем похожи и чем отличаются периметр и площадь прямоугольника. Будем исследовать, сравнивать и решать задачи!»
Деятельность учащихся:
Приветствуют учителя.
Настраиваются на учебную деятельность.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Деятельность учителя:
Задаёт вопросы:
«Что такое прямоугольник? Назовите его свойства».
«Как найти периметр прямоугольника? Запишите формулу».
«Что показывает площадь фигуры? Как её вычислить?»
«В каких единицах измеряют периметр? А площадь?»
Выводит на доску формулы:
P=(a+b)⋅2
S=a⋅b
Просит назвать единицы измерения: «мм, см, дм, м» — для периметра; «мм², см², дм², м²» — для площади.
Деятельность учащихся:
Отвечают:
«Прямоугольник — это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны».
«Периметр — это сумма длин всех сторон. Формула: P = (a + b) ⋅ 2».
«Площадь показывает, сколько места фигура занимает на плоскости. Находим по формуле S = a ⋅ b».
«Периметр — в линейных единицах (см, м). Площадь — в квадратных (см², м²)».
3. Постановка темы и цели урока (3 мин)
Деятельность учителя:
Формулирует тему: «Периметр и площадь прямоугольника: общее и различное».
Совместно с классом определяет цели:
Научиться отличать задачи на периметр от задач на площадь.
Понять, в чём сходство и различие этих понятий.
Отработать решение задач по формулам.
Предлагает заполнить первую строку сравнительной таблицы:
Характеристика | Периметр | Площадь |
Что находим | Сумма длин сторон | Место, занимаемое фигурой |
Деятельность учащихся:
Слушают, записывают тему в тетради.
Участвуют в обсуждении целей.
Вносят данные в таблицу (индивидуально и на доске).
4. Открытие нового знания. Сравнение понятий (8 мин)
Деятельность учителя:
Раздаёт модели прямоугольников (например, 4 см × 6 см и 5 см × 3 см).
Даёт задания:
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
Найдите его периметр.
Найдите его площадь.
Задаёт вопросы:
«Что общего в этих задачах?»
«Чем они отличаются?»
«Можно ли по периметру узнать площадь? Почему?»
Дополняет таблицу на доске:
Характеристика | Периметр | Площадь |
Формула | P = (a + b) ⋅ 2 | S = a ⋅ b |
Единицы измерения | Линейные (см, м) | Квадратные (см², м²) |
Что показывает | Длину границы фигуры | Размер поверхности |
Деятельность учащихся:
Измеряют стороны моделей.
Вычисляют:
«Для прямоугольника 4 см × 6 см: P = (4 + 6) ⋅ 2 = 20 см; S = 4 ⋅ 6 = 24 см²».
«Для прямоугольника 5 см × 3 см: P = (5 + 3) ⋅ 2 = 16 см; S = 5 ⋅ 3 = 15 см²».
Отвечают на вопросы:
«Общее: используем длину и ширину, решаем по формулам».
«Различие: периметр — про границу, площадь — про поверхность; разные единицы».
«Нельзя: у прямоугольников с одинаковым периметром может быть разная площадь».
5. Физкультминутка (2 мин)
Деятельность учителя:
Проводит гимнастику:
«Нарисуйте глазами прямоугольник. Теперь — квадрат».
«Покажите руками длину и ширину парты».
«Шаг вправо — это 1 дм. Два шага влево — это 2 дм. Сколько будет периметр?» (ответ: «6 дм!»)
Деятельность учащихся:
Выполняют движения, повторяют термины.
6. Первичное закрепление. Работа в парах (10 мин)
Деятельность учителя:
Раздаёт карточки с задачами (по 2 задачи на пару: одна на периметр, одна на площадь).
Примеры задач:
Длина прямоугольника 7 см, ширина 2 см. Найди периметр.
Длина прямоугольника 7 см, ширина 2 см. Найди площадь.
Наблюдает, помогает, задаёт вопросы:
«Какую формулу применили? Почему?»
«Как проверили правильность вычисления?»
Организует взаимную проверку: «Поменяйтесь карточками и проверьте решение соседа».
Деятельность учащихся:
Решают задачи:
«Задача 1: P = (7 + 2) ⋅ 2 = 18 см».
«Задача 2: S = 7 ⋅ 2 = 14 см²».
Объясняют выбор формулы.
Проверяют работы друг друга, обсуждают ошибки.
7. Самостоятельная работа (7 мин)
Деятельность учителя:
Раздаёт индивидуальные карточки с 3 заданиями:
Найди периметр прямоугольника со сторонами 9 см и 4 см.
Найди площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 4 см.
Начерти прямоугольник с периметром 16 см. Укажи его длину и ширину.
Ходит по классу, контролирует выполнение, оказывает помощь.
Деятельность учащихся:
Выполняют задания:
«Задание 1: P = (9 + 4) ⋅ 2 = 26 см».
«Задание 2: S = 9 ⋅ 4 = 36 см²».
«Задание 3: например, длина 5 см, ширина 3 см (P = (5 + 3) ⋅ 2 = 16 см)».
Сверяют ответы с образцом (выводится на доску после выполнения).
8. Рефлексия (3 мин)
Деятельность учителя:
Задаёт вопросы для осмысления пройденного:
«Что мы сегодня сравнивали? В чём сходство периметра и площади?»
«В чём главное отличие периметра от площади?»
«Какие формулы мы использовали? Назовите их ещё раз».
«Где в жизни могут пригодиться знания о периметре и площади?»
Предлагает завершить заполнение сравнительной таблицы (добавляет строку «Практическое применение»):
Характеристика | Периметр | Площадь |
Что находим | Сумма длин сторон | Место, занимаемое фигурой |
Формула | P = (a + b) ⋅ 2 | S = a ⋅ b |
Единицы измерения | Линейные (см, м) | Квадратные (см², м²) |
Что показывает | Длину границы фигуры | Размер поверхности |
Применение | Ограда, бордюр, рамка | Пол, стена, участок земли |
Проводит самооценку: «Поднимите руку, кто:
уверенно решает задачи на периметр и площадь;
иногда затрудняется, но старается;
пока нуждается в помощи».
Деятельность учащихся:
Отвечают:
«Сравнивали периметр и площадь прямоугольника. Сходство: оба понятия связаны с размерами фигуры, используем длину и ширину».
«Отличие: периметр — это граница, площадь — поверхность; разные формулы и единицы измерения».
«Формула периметра: P = (a + b) ⋅ 2. Формула площади: S = a ⋅ b».
«Знания нужны, чтобы рассчитать длину забора (периметр) или количество краски для стены (площадь)».
Дописывают таблицу в тетрадях.
Участвуют в самооценке, поднимают руки по категориям.
9. Подведение итогов урока (2 мин)
Деятельность учителя:
Обобщает: «Сегодня мы научились различать периметр и площадь, применять формулы и понимать, где эти знания пригодятся в жизни. Вы молодцы!»
Оценивает работу класса: отмечает активных учеников, подчёркивает общие успехи.
Деятельность учащихся:
Слушают, осмысливают итоги.
Делятся впечатлениями: «Мне понравилось решать задачи», «Сначала было сложно, но потом разобрался».
10. Домашнее задание (1 мин)
---
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по математике "Периметр и Площадь прямоугольника"
Решение задач на нахождение Периметра и Площади прямоугольника...
Математика, 2 класс, УМК "Перспектива", "Формулы периметра и площади прямоугольника"
Конспект урока...
Технологическая карта урока по математики, 3 класс по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника"
Предмет: математикаТема урока: формулы периметра и площади прямоугольника.Цели урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.Планируемые результаты:...

Проверочная работа по математике "Периметр и площадь прямоугольника"
Задачи на нахождение периметра прямоугольника, площади и одной из сторон, если известны периметр или площадь прямоугольника....

Конспект урока по математике" Нахождение периметра и площади прямоугольника" 3 класс. Школа 2100
Конспект урока по математике....

самостоятельная работа по математике по теме "Периметр и площадь прямоугольника" 2 класс
В работе имеются геометрические задачи разных видов. Программа "Начальная школа ХХI века" 2 класс...
Презентация по математике на тему "Периметр и площадь прямоугольника" ( 3 класс)
Презентация на тему "Периметр и площадь прямоугольника" предлагается для проведения урока математики в 3 классе. Данная презентация предполагает более продуктивную работу на уроке. В ней есть задания ...