Во времена Древней Руси
план-конспект урока по математике (4 класс)

Москвичёва Виктория Андреевна

конспект урока по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vo_vrmena_drevney_rusi.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема. Во времена Древней Руси

Технологическая карта

Тема: «Во времена Древней Руси».

Класс:4 класс.

Тип урока

Открытие нового знания.

Дидактическая цель

ознакомление обучающихся с наиболее важными событиями общественной и культурной жизни в Древней Руси.

Планируемый результат

(формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, предметных)

1. Личностные:

• Осознать себя членом общества и государства.

• Развить чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре и истории.

2. Метапредметные:

РегулятивныеУУД:

• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

• Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

• Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

ПознавательныеУУД:

• Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

• Получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

• Устанавливать причинно-следственные связи.

КоммуникативныеУУД:

• Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

• Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания.

• Работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

        3. Предметные

•усвоить первоначальные сведения о наиболее важных исторических событиях и их участников во времена Древней Руси.

• формировать начальные представления о культуре Древней Руси.

• формировать представления о картинах быта, труда и традиций людей в Древней Руси.

Основные понятия

Карта территории государства Русь в IX-XI веках, князь киевский, бояре, княжеские дружинники, князь Владимир, кочевники, крещение Руси.

Ресурсы урока (оборудование):

  • Основные:
  • Дополнительные:

• Учебник «Окружающий мир, 4 класс, 2 часть», компьютерная презентация, конспект.

• тест, карточки с вопросами.

Организация учебного пространства

Фронтальная, работа в парах.

Задачи урока:

1. Образовательные:

• повторить особенности жизни древних славян.

• сформировать представления о становлении государства Русь, значении принятия христианства.

• обобщить знания о жизни, культуре и вероисповедании в Древней Руси.

• развить умения работать с картой.

2. Воспитательные:

• воспитать умения слушать и слышать педагога и одноклассников.

• воспитать любовь к истории.

• воспитатьчувство коллективизма.

3. Развивающие:

• развить диалогическую и монологическую речь.

• развить зрительную память.

• развить умения устанавливать причинно-следственные связи.


Учебный предмет «Окружающий мир»4класс.УМК«Школа России».

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материал урока

(деятельность учителя, предполагаемые

ответы учеников)

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1. Организационный момент. Повторение пройденного учебного материала.

Проверка готовности учащихся к уроку. Актуализация знаний. Проверка уровня усвоения материала предыдущей темы.

- Мы начинаем наш урок. Проверьте готовность к уроку.

- Вспомним, что проходили на прошлом уроке. Посмотрите на доску. (Слайд1 «Тест» приложение 1) (раздаю листики с тестом)

- Теперь обменяйтесь листочками. Проверяем. (на доске высвечиваются правильные ответы)

- У кого ни одной ошибки – ставим 5, у кого одна ошибка – 4, у кого две ошибки – ставим 3.

Методы:практическая работа (тест).

Прием: обобщение.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы теста, проверяют ответы, работают в парах.

2. Объявление темы и задач урока.

Сообщение темы урока. Организация выявлениеи фиксации учащимися места и причины затруднения.Постановка учебной задачи.

- Вот мы и вспомнили, где жили славяне, чем они занимались.

-Что помогало им выжить? Как легче жить и защищаться от врагов? (сообща)

- Представьте себе, что наш коллектив– это племя.

- Я сейчас выберу трех князей. (по ученику из каждого ряда)

-Скажите, как вы предлагаете продолжить урок? (спрашиваю три мнения, о том, как продолжить урок) У каждого есть свое мнение. Вот я считаю, что мы с вами на уроке должны сегодня получить знания, а для этого нам нужно хорошо потрудиться.

-Тогда как же прийти к общему мнению?

- Сейчас я предлагаю вам узнать, как наши предки приходили к общему мнению.  Текст №1

- А как вы думаете, почему князей  решили выбрать из чужих?(чтобы своим родным не потакать)

- Для этого были отправлены за море послы.

- Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить.

-Могут ли трое одновременно управлять государством? (нет)

- Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 году Русское государство. По одной из версий, от имени первых князей оно и называлось Русью.

(Слайд 2 «Во времена Древней Руси»)

- О чем же пойдет речь на уроке? (о Древней Руси)

- Что вы хотели бы узнать на уроке? (исторические события Древней Руси)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, установление причин.

Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, определяют задачи.

3. Изучение учебного материала по теме урока.

Совместное открытие новых знаний.

- В 879 году Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. (Слайд 3 «Портрет князя Олега»)

- Как вы думаете, это можно считать началом Русского государства? (да) А почему? (он объединил русскую землю)

_ Чтобы точно узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю вам ознакомиться с Текстом №2

- Как вы думаете это помогло князю Олегу? (да) А чем помогло?  (хитростью и смекалкой)

- Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников с места, анализ, установление причин.

Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

4. Первичное закрепление материала по теме урока.

Обеспечение усвоения новых знаний. Закрепление знания, полученного в ходе работы с учебником. Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания. Закрепление полученных знаний.

 Работа с учебником

-Для дальнейшей  вами работы я предлагаю обратиться к учебнику.

-  Слайд4   Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря,по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли)

- Кто был главой Руси? (главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)

- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (русский князь Олег)

- Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века (Слайд 5 «Карта территории государства Русь»)

- Как изменилась территория Руси? (территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)

- А как вы думаете, почему территория увеличилась?(князь завоевывал земли.)

- Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя по реке Днепр? (Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль)

Методы: наблюдение, упражнение, демонстрация презентации, работа с книгой.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика около доски, выяснение взаимосвязей, сравнение.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, работают с картой.

5. Физминутка.

Тики-так, тики-так, –

Так ходики стучат.(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

Туки-так, туки-так, –

Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

Токи-ток, токи-ток, –

Так стучит молоток.(Изображают кулачками молоточки.)

Туки - ток, туки - ток, –

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)

6. Изучение учебного материала по теме урока.

Совместное открытие новых знаний.

- Пока мы с вами разминались, прошло несколько лет, и мы попали во времена правления князя Владимира.

(Слайд 6 «Портрет князя Владимира»)

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком.

- Как вы думаете, за что его так прозвали?

-Предлагаю узнать, верно ли вы думаете? Текст №3

- А почему с кострами?(зажигали в случае опасности)

- Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.(Слайд 7  «Репродукция картины В.М. Васнецова»)

- Известны ли вам эти имена?

- Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во времяправления князя Владимира - крещение Руси.  Слайд  8 Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им.

- Номало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика с места, использование презентации, обобщение, систематизация.

Деятельность учащихся: слушают учителя, отвечают на вопросы.

7. Первичное закрепление учебного материала по теме урока.

Обеспечение усвоения новых знаний. Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания и проверки правильности результатов. Закрепление полученных знаний.

- Прочитайте текст на странице 44

Давайте сделаем выводы:

- Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

- За что его так прозвали?

- Назовите русских богатырей.

- Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

- А теперь работаем в парах. Откройте рабочие тетради на странице 15 № 1. Работа с контурной картой

- Задание на странице 16 №4 выбрать верные утверждения

- Молодцы!

Методы: работа с учебником, упражнение, практическая работа в тетради, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса,

выполнение упражнения учениками в паре, обобщение.

Деятельность учащихся: выполняют задание в рабочей тетради

8. Подведение итога урока.

Закрепление знания по всей теме урока.

- С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?

- В каком году произошло Крещение Руси?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, обобщение.

Деятельность учащихся: ученики отвечают на обобщающие вопросы учителя, подводя итог изученному на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Осуществлять процесс самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Определить задание для самоподготовки.

  1. Домашнее задание: стр.
  2. Дополнительное задание подготовить доклад об одном из князей, о котором мы узнали сегодня на уроке.
  3. Рефлексия по карточкам

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся:

ученики оценивают свою работу на уроке, комфортность атмосферы и свое настроение.

Приложение 1.

Тест.

1.Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы

б) в восточной части Европы

в) в центральной Европе

2. Древние славяне жили:

а) семьями

б) в одиночку

в) племенами

        3. Свои дома славяне строили из:

а) камня

б) кирпича

в) столбов деревьев

        4. Древние славяне делали посуду из:

а) глины

б) металла

в) стекла

        5. Славяне жили сообща, чтобы заниматься:

а) земледелием

б) завоеваниями

в) рыболовством


Приложение 2.

Групповая работа.

Карточка 1.        

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?

Карточка 2.

1. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему?

Карточка 3.

1. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами?

Карточка 4.

1. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси?

Карточка 5.

1. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру?

Карточка 6

1. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

"Во времена древней Руси"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...