Главные вкладки

    информация для родителей
    статья по теме

    материалы для родителей, содеражт информацию и рекомендации по адаптации детей к обучению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективная программа

    организации процесса адаптации к школьному обучению

    ВВЕДЕНИЕ

    Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

    Цель настоящей программы: 

    создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное   течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

    Планируемый результат:

     благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

    •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

    •     установление контакта с учащимися, с учителем;

    •     формирование адекватного поведения;

    •     овладение навыками учебной деятельности.

    Психолого-педагогических условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению :

    1. Организация режима школьной жизни первоклассников.

    2. Создание предметно-пространственной среды.        

    3. Организация оздоровительно-профилактической работы.

    4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников

         адаптационный период.

    5. Организация внеучебной жизни первоклассников.

    6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

    7. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

    2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
                  объему учебной нагрузки.

    3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
                 сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каж-

          дый, а со 2 четверти – 4 урока по 35 минут.        

    4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
                  оптимума умственной и физической работоспособности).

    5.  35- минутный урок в течение всего учебного года.

    6.  Ежедневная  динамическая пауза  после 2-го урока.

    2. Создание предметно-пространственной среды.

    Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или  столом в   соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они  размещаются в первом ряду от окна.

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    1.        Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

    •     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
    (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

    •     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
    выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

    •     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

    2.        Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

    •     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
    т.ч. вакцинация против гриппа);

    •     витаминизация;

    •     профилактика простудных заболеваний ;

    •     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

    •     соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

    •     коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.

    3.        Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

    •   согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;

          •   согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
         дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая
         пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

          •   подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия;

         

    4.        Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

    • Организация горячего питания в школе за родительскую плату и бесплатное питание

    • Обучение культуре поведения за столом;

    • Организация дежурства детей в столовой, формирование навыков самообслуживания.

    5.        Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

          6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий с целью    вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

    Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети, дети, боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать,  и поэтому, производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно-важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

     Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения.

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    •     обеспечение психологической адаптации детей;

    •     знакомство с основными школьными правилами;

    •     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

    •     обучение элементарным приемам обратной связи;

    •     знакомство с системой школьного оценивания;

    •     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

    •     организация классного коллектива.

            Особенности организации урока в 1-м классе.

    Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: орг.момент и основную часть.

    Орг.момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

    Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

    Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

            Контроль и оценка результатов обучения.

    Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

    Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

    Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

            Индивидуальная работа с первоклассниками.

    В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам  хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

    многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

    Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

    •   задания разной степени трудности;

    •   специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
    мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
    большую по времени часть урока.

    •   предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
    благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

    Примечание: от каждого ребенка не требуется запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

    6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с учетом психо – физиологических особенностей и интересов первоклассников.

    Планирование воспитательной работы включает в себя:

    • Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
      приобщения первоклассников к школьным традициям.

    • Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.

     

    • Воспитание   в   процессе   игры.

    • Детские праздники.

    • Экскурсии.

    • Выставки детского творчества.

    7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

    1.Участие в работе методического объединения по обеспечению преемственности в развитии детей.

     2.  Взаимодействие с родителями первоклассников с целью:

      - изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года; 

      - ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из
    школы;

           - оборудование «Уголка для родителей» в классе;

           - коллективные  и индивидуальные консультации для родителей;

     

           - родительские  собрания;

    •     совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни
    первоклассников в школе.

    3. Взаимодействие с Психолого-педагогический консилиумом, ПМПК, с целью выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию.

    8. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

    Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

    На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

    •     адекватную самооценку своего положения ребенком;

    •     правильные методы воспитания в семье;

    •     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

    •     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

    К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

    •     неправильные методы воспитания в семье;

    •     функциональную неготовность к обучению в школе;

    •     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

    •     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

    Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

    Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

    ( заполняется и прилагается психологом ДОУ к документам на поступление ребенка в 1 класс)

    1.        Психологическая и социальная готовность к школе:

    а)        желание учиться в школе;

    б)        учебная мотивация;

    в)        умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

    г)        организованность поведения.

    2.        Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

    а)        фонематический слух, артикуляционный аппарат;

    б)        мелкие мышцы руки;

    в)        пространственная ориентация, координация движений, телесная лов
    кость;

    г)        координация в системе «глаз - рука»;

    д)        объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в
    картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

    3.        Развитие познавательной деятельности:

    а)        кругозор;

    б)        развитие речи;

    в)        развитие познавательной активности, самостоятельности;

    г)        сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,
    обобщения, установления закономерностей);

    д)        произвольность деятельности;

    е)        контроль деятельности;

    ж)        темп деятельности.

     Работа педагога по преодолению той или иной формы дезадаптации направлена прежде всего на устранение причин, ее вызывающих.

    Форма дезадаптации

    Причины

    Коррекционные мероприятия

    Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности.

    Несформированность психо – физиологических особенностей.

    Консультации психолога, ПМПК, обращение к мед. специалистам.

    Неспособность произвольно управлять своим поведением.

    Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм и ограничений)

    Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

    Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

    Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

    Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика.

    Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы».

    Семья не выпускает ребенка за границы семейной общности -  (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем).

    Консультация родителей у школьного психолога.

        Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

    Первый этап 

    – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным            напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

    Второй этап 

    – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

    Третий этап 

    – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

        Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

    При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

       Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

      Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

         Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

        Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

      Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации.

         Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению.

        Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

        В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения.

       Ее основные принципы:

    • согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
    • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
    • сотрудничество, содействие;
    • доброжелательность;
    • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
    • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

    Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

    Система психолого-педагогической работы

    по сопровождению адаптации

    первоклассников к школе

     Этапы

    Работа с документами учащихся, взаимодействие со специалистами.

    Работа с детьми

    Работа с педагогами

    Работа с родителями

    Выпуск из ДОУ

    Изучение представлений дошкольных психологов.

    Знакомство с информационным листом о составе семьи.

    Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. ( школьный психолог)

    Изучение документов МО РФ об обеспечении адаптационного периода первоклассников, изучение норм Сан ПиН по организации

    образовательного процесса.

    Консультации по результатам диагностики.

    Родительское собрание “Здравствуй, школа!”

    Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог), знакомство с памяткой родителям первоклассников.

    Выявление готовности ребенка к школе (обеспечение учебными принадлежностями).

    I четверть

    Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей. (врач гимназии)

    Анализ анкет.(психолог)

    Учет посещения занятий и динамики поведения детей.

    Диагностика преддошкольной подготовки детей, не посещавших ДОУ, консультация учащихся - второгодников ( по заявлению родителей)

     Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.

    Консультации в режиме динамического наблюдения.

    Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти

    Родительское собрание.

    Инд собеседования “Хорошо ли вашему ребенку в школе?”

    Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций школьного психолога.

    II четверть

    Учет посещения занятий и динамики поведения детей.

     Динамическое наблюдение в разных видах деятельности

    Консультации в режиме динамического наблюдения.

    Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия

    Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций школьного психолога, невролога, невропатолога ( по необходимости).

    Родительское собрание.

    III четверть

    Анализ результатов протекания адаптации.

    Учет посещения занятий и динамики детей.

    Коррекционно-развивающие

    занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

    Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.

    Консультации в режиме динамического наблюдения.

    Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

    Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”

    Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

    IV четверть

    Анализ результатов динамики развития.

    Протоколы диагностики.

    Оформление представлений на ПМПК.

    Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

    Подготовка представления на ПМПК

    Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.



    Предварительный просмотр:

    План проведения мероприятий по успешной адаптации учащихся 5б класса.

    В пятый класс, в пятый класс

    Записала школа нас!

    Здравствуй, здравствуй, класс родной,

    Вот мы встретились с тобой.

    Класс наш дружный и веселый,

    Озорной и заводной.

    В пятом классе будем тоже

    Познавать, дружить с игрой.

    Цель: создать условия для формирования сплоченного детского коллектива, способствовать развитию нравственных качеств.

    Задачи: - создать комфортную психологическую обстановку в классе;

    - организовать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей учащихся;

    - формировать личные качества каждого ребенка в зависимости от его способностей и интересов;

    -развивать у детей коммуникативную деятельность;

    - формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;

    - привлекать родителей детей к жизнедеятельности класса.

     № п/п

    Наименование мероприятия

    Цели

    Примерные сроки

    сентябрь

    1

    Игра-путешествие «Первый раз в пятый класс»: права ребенка.

    Знакомство с учащимися, с номерами кабинетов, учителями и правами ребенка

    1 сентября

    2

    Час общения «Сигналы светофора и регулировщика»

    Знакомство с правилами дорожного движения, сигналами светофора и регулировщика. Просмотр мультфильмов.

    7 сентября

    3

    Изучение детей и семей класса.

    (анкетирование, проективная методика, диагностика психолога)

    Изучение детей и их семей

    Сентябрь-октябрь

    4

    Игровая программа «Дом радости – школьный дом, который построим мы!

    Создать в классе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия

    14-20 сентября

    5

    Час общения «Делу – время, потехе – час»»

    Учить детей ценить свое время и время окружающих, правильно планировать, организовывать свой день

    21-27 сентября

    6

    Автобусная экскурсия по Санрт-Петербургу

    Изучение истории родного края, воспитание  чувства добродетельности, уважения к людям

     Сентябрь-октябрь

    7

    Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников к школе»

    (с приглашением психолога и социального педагога)   5А, 5Б

    Выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации, выявить причины адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся  проблем, привлечь внимание родителей к серьезным проблемам адаптации.

    18 или 25 сентября

    8

    Акция «Проявляй милосердие»

    Формировать чувство милосердия

    13-18 сентября

    9

    Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

    Воспитывать чувства добродетельности, уважения к людям

    21 сентября

    октябрь

    10

    Посвящение в пятиклассники. 5А, 5Б

    Повышение мотивации учебной деятельности

    5 октября

    11

    Классный час «Как правильно общаться! Почему люди ссорятся? (с элементами практикума)?»

    Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей; воспитывать этические нормы поведения при общении друг с другом.

    12 октября

    12

    Диагностики «Моё состояние»; «Памятные даты в моей жизни»

    Узнать состояние здоровья ребенка, его состояния, о памятных датах детей

    19 октября

    13

    Спортивная программа «Веселые старты». 5А, 5Б

    Приучать учащихся к здоровому образу жизни

     26 октября

    14

    Осенний праздник.

    Формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания.

    Конец октября

    15

    Индивидуальные беседы-консультации с родителями

    Привлечь родителей к участию в школьной жизни детей

    В течение октября

    ноябрь

    16

    Поездка в театр. 5А, 5Б

    каникулы

    17

    Психологическая игра  «В поисках дружбы»

    Диагностика группового взаимодействия умения выстраивать отношения со сверстниками; создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки; определение лидерского потенциала в классе.

    9 ноября

    18

    Час общения «Что в имени тебе моем?»

    Познакомить детей с историей своего имени. Прививать ребятам чувство уважения к своим именам и именам окружающих

    16 ноября

    19

    Игра « Интеллектуальные заморочки» (совместно с 5а и 5б)

    Повышение мотивации к учебной деятельности

    23 ноября

    20

    Диагностика «Я в кругу своей семьи»

    Выяснить положение ребенка в кругу семьи

    30 ноября

    21

    Индивидуальные беседы-консультации с родителями

    Привлечь родителей к участию в школьной жизни детей

    В течение ноября

    22

    Час общения «Я – гражданин России»

    Знакомство с Конституцией РФ, историей создания гимна и флага России»

    7 декабря

    23

    Мастерская Деда Мороза «История новогодней открытки». Изготовление новогодних открыток для учителей. 5А, 5Б

    Развивать творческие способности детей. Воспитывать уважительное отношение к учителю

     14 декабря

    24

    Родительское собрание «Итоги адаптации пятиклассников» . 5А и 5Б

    Познакомить родителей с итогами адаптационного периода. Наметить план работы с родителями на 2 полугодие.

    18 декабря

    25

    Новогодний праздник 5А, 5Б

    20-25 декабря

    Классный руководитель :                    Масленникова Галина Викторовна



    Предварительный просмотр:

    Десять заповедей родительской любви

    1. Любите, всегда помня о том, что ребёнок – это данная вам свыше драгоценная чаша для разведения и хранения в ней творческого огня.

    2. Любите, помогая своему ребёнку быть самим собой. Ребёнок – это не повторение вас, он уникален. Помогите его уникальности проявиться.

    3. Любите, давая ему всё то, что в силах дать ему. Ребёнок – это отражение ваших вложений, это ваше будущее. Творите своё будущее.

    4. Любите, ничего не прося взамен за всё то, что делаете для него. Когда–нибудь он, став взрослым, отдаст всё, что вы ему дали, своим детям, вашим внукам.

    5. Любите, уважая его и его проблемы. Чтобы понять ребёнка – встаньте рядом с ним, станьте равными ему, и вы увидите мир его глазами.

    6. Любите, относясь к чужому ребёнку как к своему. Делайте для него только то, что хотели бы сделать и для своего. Все дети, которых мы любим – свои.

    7. Любите, помня о том, что самая важная встреча для человека – это его встреча со своим ребёнком. Ребёнок – это встреча с неизвестным, это загадка.

    8. Любите, принимая ребёнка любым: удачливым и неудачливым, красивым и некрасивым, ибо всё в мире относительно. Только истинная любовь – абсолютна.

    9. Любите, доверяя ребёнку и сохраняя его изначально полное к вам доверие. Сохраните его открытым миру, уберегите его от своих собственных страхов.

    10. Любите, общаясь с ним, радуйтесь, ценя каждое мгновение. Потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой 

    Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания

    1. Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.
    2. У Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки.
    3. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
    4. Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнения уроков.
    5. Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.

    6. Объясните ребёнку главное правило учебной работы—учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.

     7. Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

    8. Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.

    9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

    10. Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без чисто, без помарок, с соблюдением полей.

    11. Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

    12. Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно т обращаться к Вам только в случае необходимости.

    13. Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.

    14. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.

    15. В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

    Как относится к отметкам ребёнка !!!

    1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Если очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
    2. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясняйте ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
    3. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
    4. Не учите своего ребёнка ловчить, унижать и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
    5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.

    6. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

    7. Не обвиняйте без причинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

    8. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

    9. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

    10.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось Вам подражать.



    Предварительный просмотр:

    АНКЕТА  

    ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ  РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     

    Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.  

    Ф.И.О._______________________________________________________________________

    1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?

    а) Да

    б) Нет

    в) Затрудняюсь ответить

    2. Получил ли Ваш ребенок предшкольное образование?

    а) Да

    б) Нет

    3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования,  музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения?

    а) Да  (какие)______________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    б) Нет

    4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    5.  Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?

    а) Да  (какие)_______________________________________________________________________

    б) Нет

    в) Затрудняюсь ответить

    6. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

    № п\п

    Образовательные услуги

    Место

    1.

    Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей

    2.

    Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов)

    3.

    Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование...)

    4.

    Приобщение к культурным ценностям

    5.

    Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог, дефектолог...)

    Другое (Что именно?) ____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы?

    а) Изучение второго иностранного языка (какого)_________________________________________________________

    б) Углубленное изучение предметов (каких)______________________________________________________________

    в) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________

    8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы  получить?

    а) от администрации_______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    б) от учителя______________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    в) от медицинского работника_____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Спасибо за сотрудничество!

    Информация для родителей по ФГОС НОО:

    Уважаемые родители!

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и наша школа  переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

    Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:

    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

    метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

    Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

    Что изучается с использованием ИКТ?

    Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

    Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

    В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

    Что такое информационно-образовательная среда?

    Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

    Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

    Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

    Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

    Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

    Продолжительность уроков в начальной школе:

    в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);

    во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

    Продолжительность учебного года:

    в 1 классе – 33 учебные недели;

    во 2-4 классах – 34 учебные недели.

    Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

    Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся    определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;

    внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информация для родителей

    Информация для родителей...

    Стендовая информация для родителей

    Несколько советов о том, как добиться необходимого поведения ....

    Информация для родителей "ГИБДД обращается к родителям юных владельцев скутеров, мопедов, велосипедов"

    Информация для родителей "ГИБДД обращается к родителям  юных владельцев  скутеров, мопедов, велосипедов"...

    ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

    Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»

    МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ»  «Родители, -...

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Беседа для родителей первоклассников об адаптации ребёнка к школе....