Готов ли ваш ребёнок к школе?
статья (1 класс) по теме

 

Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимое, учиться малышу в современной школе будет просто невозможно. Но как готовить ребёнка к школе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимое, учиться малышу в современной школе будет просто невозможно. Но как готовить ребёнка к школе? Отдать в группу развития? Заниматься с утра до вечера чтением и счётом? Нанять репетитора? Ходить в музей. Все эти вопросы мучают родителей. Но есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст – возраст  игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.

Шесть лет – именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребёнок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Конечно, не обязательно в идеального ученика. Но основные качества, необходимые для успешной учёбы, он должен приобрести. И долг родителей состоит в том, чтобы помочь ему в этом.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

  1. Мотивационная, личностная готовность, т. е. «внутренняя позиция.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Волевая готовность.
  4. Достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.

Прежде всего мотивационная готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство  родителей сразу ответят, что их дети хотят в школу и , следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Всё новое привлекает детей, а в школе всё новое. Дети не осознали важность учёбы. Просто поняли, что статусное место школьника важнее и почётнее, чем дошкольника. Дети в шесть лет хорошо понимают, что вы можете отказать в покупке игрушки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Дети видят, что взрослые могут прервать интересную игру, но не мешают старшим братьям и сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребёнок стремится в школу, т. к. хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец, а также обязанности. Такая внутренняя позиция формируется почти у всех детей к семи годам. Однако, если ребёнок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняются от того, что он идёт в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, постпив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять.

Можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию «внутренней позиции школьника». Без этого, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам и учительнице. Так или иначе, это будет мешать ребёнку учиться, как бы хорошо его не готовили к занятиям дома. Постарайтесь обратить серьёзное внимание на формирование более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

А теперь, что такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что она является главной, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение является причиной ваших ошибок при подготовке детей и ваших разочарований.

На самом деле интеллектуальная  готовность не предполагает наличия у ребёнка каких – то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – улучшать память, внимание, мышление, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Психологи часто употребляют термин «знаковая функции сознания». А связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Например, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, можно обозначить их палочками или кружочками ( заместители машинок). Можно предложить построить чертёж, который бы помог представить условия задачи. Постепенно рисунки – чертежи становятся условными, дети запоминая этот принцип, могут нарисовать схемы в уме, в сознании, т. е. у них возникает «знаковая функция сознания». Наличие внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям улучшать память и внимание.

Для развития механической памяти поиграйте в игры, в которых надо придумать обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения.

А теперь о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей. Речь пойдёт об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Как развивать дома, давать детям разные, несложные задания. Просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Можно попросить детей объяснить, зачем это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Например, разложить книжки на полке.

Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты. Дети в определенной последовательности рисуют кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под диктовку  или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру (если плохо знает буквы) в тексте. Эти упражнения развивают и внимание , и работоспособность.

Если ребенок отвлекается, что-то чертит на листах, скажите, что осталось нарисовать 1 – 2 строчки, или подчеркнуть 5 – 10 букв. Если деятельность нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности. Если ребёнок так и не может сосредоточиться, он не готов к школьным занятиям. Продолжайте с ним упражнения, прежде всего учите слушать слова.

Можно ли сказать после всего этого, что ребёнок готов к школе. Оказывается, что ещё не совсем. Что ещё требуется от бедного ребёнка. Надо только проверить сенсорную и двигательную готовность. Двигательное развитие часто рассматривают как одна из составляющих физической готовности. Мышцы рук должны быть достаточно крепкими, Должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы правильно держать ручку и не так быстро уставать.

Обратить внимание на зрительно – двигательную координацию. Ребёнку надо в процессе учебы одновременно смотреть на предмет (на доску) и списывать или срисовывать. Поэтому важны согласованные действия глаз и руки. Детям по памяти рисовать легче, чем с натуры, т. к. в последнем случае внимание раздваивается. Что делать? Использовать графические диктанты, копирование с образца. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр поможет в развитии необходимых навыков.

Рекомендации.

Умение слушать и выполнять указания взрослого (графические диктанты)

Механическая память в школе нужна для заучивания таблицы умножения, некоторых формулировок (запомнить 10 слов, не связанных между  собой по смыслу).

Логическая память, связанная с осмысление запоминаемого материала (нарисовать картинки к словам и словосочетаниям ( 10-12 слов: мороз, умная кошка, капризный ребёнок и т. д.). Ребёнок понимает, что рисунок может служить средством запоминания.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.  Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...

Готов ли Ваш ребёнок стать первоклассником.

В материале представлены различные способы определения уровня готовности ребёнка к школе....

20.11.12г. Готов ли ваш ребёнок к школе

В статье рассказывается о социально- психологической готовности ребёнка к школе, на что обратить внимание при подготовке к школе и какие требования может предъявить школа....

Родительское собрание "Готов ли мой ребёнок к школе"

Данное родительское собрание проводится в конце  мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...

Готов ли ваш ребёнок к школе?

   Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.     Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т...

Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...