20.11.12г. Готов ли ваш ребёнок к школе
статья (1 класс) по теме

Котова  Елена   Михайловна

В статье рассказывается о социально- психологической готовности ребёнка к школе, на что обратить внимание при подготовке к школе и какие требования может предъявить школа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №30»

«Готов ли ваш ребёнок к школе»

Котова Е. М.

учитель начальных классов

Старый Оскол

2012

Готов ли ваш ребенок к школе?

          Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать то успех ему обеспечен, однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе , вдруг совершенно неожиданно для родителей начинает снижать свои успехи. Почему?

Очень важно чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты и такие познавательные процессы, как: личностная готовность, интеллектуальная готовность, функциональная готовность, социально-психологическая.

            Социально-психологическая  готовность к школе:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых  психологических функций:

  1.  развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  2. пространственная организация, координация движений  (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  3.  координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  4.  развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  5. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  6. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

         Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

  1. Умение правильно  произносить все звуки речи и  различать их на слух;
  2. Умение употреблять  разные части речи точно по смыслу;
  3. Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные  с обобщающим значением;
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их;
  5. Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
  6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному  взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
  7. Кругозор (представление  ребенка о мире , достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности). 

    Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

 

      Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

    Помните, что  для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего  мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы

     Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?

 1. Развитие мелких  мышц руки:

- работа с конструкторами разного типа;

- работа с ножницами, пластилином;

- рисование в альбомах (карандашами, красками).

2. Развитие познавательных  способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

       

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

     Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок  развит физически, психически, умственно  и личностно, а также каково состояние  здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что  у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к  школе, у них гораздо чаще проявляются  различные трудности обучения, среди  них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ, принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей , на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным  условием для приема в школу детей  седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее  шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной  лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо...

Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.  Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...

Родительское собрание "Готов ли мой ребёнок к школе"

Данное родительское собрание проводится в конце  мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...

Готов ли ваш ребёнок к школе?

   Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.     Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т...

Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...

Консультация "Готов ли Ваш ребёнок к школе"

Консультация "Готов ли Ваш ребёнок к школе"...