Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
статья (3 класс) по теме

Данная статья использовалась на родительском собрании  

в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                    Родительское собрание. 3 класс.

Тема: « Семейные традиции и способность ребёнка трудиться».

Задачи:  обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений

                  в семье;

                  доказать родителям необходимость формирования у ребёнка                                      

                  необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения    

                  трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения:  беседа.

Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребёнка;

                                                       значение примера семьи в воспитании

                                                       трудовых навыков ребёнка;

                                                       трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье

                      Ход собрания.

      Полноценному воспитанию ребёнка способствует труд. К признанию исключительной важности труда в формировании личности люди пришли давно.

С его помощью  можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде, как таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности   воспитанников и в условиях. в которых он осуществляется.

         В труде проявляются особенности поведения ребёнка- активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и другое. Родителям

важно учитывать  отличительные особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми

ребёнок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий, по

направленности это общественно- полезная деятельность.

         Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру. что предполагает

проявление заботы о себе, об окружающих.

          Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит психическое и  физическое развитие детей, овладение

умениями и навыками ( умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку действий и др.)

         Основная задача семьи  в области трудового воспитания- организовать деятельность ребёнка, чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.

         Педагоги  выделяют основные принципы  работы семьи в трудовом воспитании детей:

  • приобщение к труду через самообслуживание;
  • постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • постепенное расширение круга обязанностей;
  • тактичный и постоянный контроль качества выполнения поручений;
  • организация обучения выполнению трудовых операций;
  • формирование у ребёнка уверенности в важности порученной ему работы;
  • учёт индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка при  распределении трудовых поручений;
  • поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
  • чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня
  • младших школьников.

Основная цель домашнего труда ребёнка- воспитательный эффект. Необходимо

помочь ему  ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать

радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

        Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени

возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное

ребёнку. является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям  этого возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду.

       Труд для ребёнка не менее привлекателен, чем игра. Главная причина этого кроется в том, что именно в труде дети могут целенаправленно изменять предметы, преобразовывать окружение по собственному плану и тем самым изменять положение среди окружающих предметов, людей.

        Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не их результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной  реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, симулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но помочь им увидеть  результат своего труда. пользу от него. Желание повторить успех  стимулирует потребность в труде.

            Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, которы заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствии этого какой-то потребности влечёт за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно мотивом труда является получение более отдалённого продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива

от деятельности требует волевых усилий, предполагает её целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры. учения.

          Существуют следующие виды положительной мотивации труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга, побуждающий ребёнка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.

         Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?

       Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный смысл», т.е. видеть в нём лишь средство к  достижению

какой-то нетрудовой цели («Вот подметёшь пол, уберёшь со стола, тогда пойдёшь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребёнок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют

применением в воспитании  прямолинейных схем типа: «хороший поступок –

(потрудился) – награда», плохой (отказался)- наказание».  В результате своими действиями они отдаляют ребёнка от труда, превращая труд в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда  рассуждают следующим образом:

«Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребёнка награда, тем сильнее у него разовьётся потребность в труде». Но потребность как раз не развивается, напротив, труд всё больше лишается для ребёнка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

        Совсем другое дело,  когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для

ребёнка поиск различных способов действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребёнку проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость. терпение, волю, настойчивость.

         Очень полезным  для ребёнка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие,

достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребёнок получил удовольствие от того, что проснулся вовремя (это его волевое усилие), то надо сделать так,  чтобы от этого  удовольствия  был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.

       Залогом успеха в воспитании трудолюбия  является выработка у детей привычки  выполнять определённые  обязанности  без напоминания взрослых.

Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости.

Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей- помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.              ...

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...

Семейные традиции и способности ребенка трудиться

Анкеты для родителей на тему: "Семейные традиции и способности ребенка трудиться"...

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться....

Семейные традиции и способность ребенка трудиться в коллективе, семье.

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье....

Родительское собрание в 3 классе по теме "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться".

Родительское собрание посвящено проблеме формирования у детей трудовых навыков в семье. Предварительно нужно провести анкетирование детей и их родителей. Важно с детства воспитывать у детей трудовые н...