Семейные традиции и способность ребенка трудиться в коллективе, семье.
консультация на тему

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

Родительское собрание

Тема:

Семейные традиции

и

способности

ребенка трудиться в коллективе, семье.

Подготовила и провела: учитель

первой квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

Анкета для родителей №1

1- Любит ли ваш ребенок трудиться?

2- Что он любит делать по дому?

3- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

4- Как долго может трудиться ваш ребенок?

5- Работа выполняется увлеченно или неохотно?

6- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?

7- Поощряете ли вы выполненную домашнюю работу?

8 - Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?

9- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?

10- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей № 2

Я знаю, что мой ребенок в школе:

Мой ребенок дома:

дежурит по классу

выносит мусор

дежурит в столовой

моет посуду

имеет трудовые поручения

убирает свою комнату

участвует в трудовых делах

убирает квартиру

занимается в кружке

делает покупки

занимается в секции

ухаживает за младшими

Анкета для учеников № 1

1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

2. Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?

3. Что тебе не нравиться делать по дому?

4. Хвалят ли тебя за выполненную работу?

5. Если ты сделал что-то не так, тебя за это ругают?

6. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

7. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

Анкета для учеников №2

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

убираю свою постель

убираю свою комнату

мою посуду

хожу в магазин

стираю мелкие вещи

помогаю в уборке квартиры

ухаживаю за младшими

умею кое- что готовить

помогаю родителям по их

просьбе во всех делах

помогаю родителям на даче

Памятка для родителей

1. Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?

2. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

3. Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все домашние дела делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

4. Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желания делать дела еще лучше?

5. Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

Памятка для учеников

Как развивать в себе желание выполнять домашние дела

1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.

2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

3. Выполнив какую-то часть работы, оцени ее и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

4. Если немного устал, потанцуй или чуть-чуть передохни.

5. Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь  огрехи, похвали себя за сделанное дело.

6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали ли они свою квартиру или нет.

7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!

Семейные традиции и способности ребенка трудиться в коллективе, семье.

        Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей  в семье.

        Форма проведения: беседа.

        Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребенка; значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка; трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.

        Подготовительная работа: анкетирование; подготовка материалов для рубрик    « В родительский дневник», « В дневник ученика».

Ход собрания

1. Вступительное слово

             Уважаемые родители!

Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

              Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполняет одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка – такой человек очень часто становиться одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

                Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто уметь все перечисленные дела делать быстро и качественно.

                Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только учебные успехи?

                 Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

2. Анализ анкетирования.

3.Продолжение выступления классного руководителя.

                  Многое изменилось в нашей жизни и жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе  отношения  в будущей семье.

                   С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своими мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

                  Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.

4. Выступление учителя.

                 Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Родителям важно учитывать отличительные  особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которым ребенок вступает в активное взаимодействие.

                  В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д.).

                    Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказывала на него максимальное воздействие.

                    Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

       - приобщение к труду через самообслуживание;

       - постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

       - постепенное расширение кругозора обязанностей, наращивание их сложности;

       - тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых операций;

       - организация обучения выполнению трудовых операций;

       - формирования у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

       - учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

       - поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

       - чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня для младшего школьника.

                     Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим. Важно дать ребенку возможность проявить себя  в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

                     Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным  (с их точки зрения)занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

                     Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое « Я сам», но мы его постепенно заглушаем

                    Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.

                 Необходимо приучать сына (дочь) выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден.

                 Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъявить сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок в своей комнате». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

                 Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности.

                 Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

                Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него , не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

          5.Дискуссия по ситуациям:

Ситуация 1. Третьеклассница Лена взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляя местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Лене. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку сама, ворча «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи»

     В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных случаях?

Ситуация 2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме.

      Как вы оцениваете действие отца? Следует ли мальчиков приобщать к «женскому» труду?

           6.Подведение итогов.

Задание родителям:

1.Расскажите ребенку,  сколько стоит хлеб.

2.Составьте с ним план уборки квартиры.

3.Научите его стирать собственное белье.

4.Заведите с ним его личную книгу  самых простых кулинарных рецептов.

5.Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Данная статья использовалась на родительском собрании  в 3 классе....

Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.              ...

Семейные традиции и способности ребенка трудиться

Анкеты для родителей на тему: "Семейные традиции и способности ребенка трудиться"...

Семейные традиции и способность ребенка трудиться

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 3 КЛАССЕ Тема: «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»Задачи: 1) Дать анализ учебных достижений учащихся.2)Обсудить с родителями проблему...

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться"

Собрание посвящено проблеме формирования у  детей культуры выполнения трудовых обязанностей....

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться в коллективе и семье"

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным о...