Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
материал (1,2,3,4 класс) по теме

Сидыганова Людмила Сергеевна

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “Воспитываем вместе”. Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Основным проектируемым результатом педагогического и психологического просвещения родителей является формирование культуры родителей, которой присущи следующие качества: 1. готовность оказывать помощь школе, где обучается и воспитывается ребенок; 2. владение умениями и навыками общения: друг с другом, со своими собственными детьми, с друзьями своих детей, с педагогами детей; 3. нравственная устойчивость, патриотизм, широкий кругозор, высокий уровень общей культуры и интеллекта; 4. Наличие компетенций в области воспитания; потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospityvaem_vmeste.rar384.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа п.Сибирский, Ханты – Мансийский район

Программа

«Воспитываем вместе»

Автор программы: учитель начальных классов

Сидыганова Людмила СЕРГЕЕВНА

2010 г.

Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

 Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

 С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ”.

 Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

  1. опора на базовые потребности ребенка;
  2. развитие личности в процессе воспитания;
  3. совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
  4. профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
  1. педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в школе реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую

Целью программы является:

Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

Задачи программы:

  1. создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
  2. обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
  3. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  4. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  5. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  6. формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Программа “Воспитываем вместе” призвана объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.

Модель взаимодействия

“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”

Срок реализации программы 4 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 6 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Воспитываем вместе”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

Программа “Воспитываем вместе” предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень

“Забота о ребенке”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

Второй уровень

“Просветительский”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.

Третий уровень

“Реориентационный”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

Для выполнения задач программы “Воспитываем вместе” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:

проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;

для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

2. Направление « Формирование у родителей понимания к школьному образовательно-воспитательному пространству, предполагает:

  1.  определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
  2. непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
  3. присутствие родителей на занятиях;
  4. периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
  5. обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
  6. родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

    - сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

4. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:

    - создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

5. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

    - сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает: 

  1. подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
  2. выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
  3. определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
    предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
  4. непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.

Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Воспитываем вместе” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями

Предполагаемыми результатами программы может стать:

  1. выстраивание системы взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”;
  2. участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
  3. положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
  4. включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.

Сотрудничество  школы с семьей.

№ п/п

Целевая установка

Содержание  деятельности

Контроль за ходом. Информ.  Обеспечение

1.

Изучение   особенностей среды, окружающей школу.

1.Изучение условий семейного воспитания ребенка, социально – профессионального состава родителей.

Заполнение  психолого – педагогической  карты учащегося, классный журнал.

2. Анализ результатов  диагностики, определение форм взаимодействия  школы с семьей и общественностью.

Совещание при директоре

2.

Включение  семьи и общественности в педагогический процесс, анализ, оценка результатов, прогнозирование его развития.

1.Проведение общешкольного родительского собрания

 « Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей».

2.Организация и работа консультативной психолого -  педагогической службы  по оказанию  помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешение конфликтных ситуаций.

3. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей.

4. Оказание социально – материальной помощи нуждающимся  семьям.

5.Организация совместной  деятельности  школы и семьи с детьми, требующими  усиленного внимания.

План подготовки  собрания.

План работы родительского комитета, Управляющего Совета.

План работы родительского комитета, Управляющего Совета

План работы родительского комитета,

Управляющего Совета

План индивидуальной работы  с детьми.

3.

Включение родителей в педагогический  процесс.

1.Установление единого  родительского дня  для  проведения открытых уроков и занятий для  родителей, встреч родителей с учителями и воспитателями, администрацией школы.

2. Привлечение родителей:

- к участию в общешкольных, классных, внеурочных мероприятиях, проведению творческих встреч, к работе  в качестве руководителей кружков, секций, объединений по интересам.

План работы родительского комитета школы.

4.

Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, производственными и общественными организациями общественными организациями.

Организация участия школьников и дошкольников и педагогов школы-сада в окружных, городских и районных мероприятиях:

-районные предметные олимпиады;

-конкурс «Лучший ученик года»,

-конкурс «Лучший педагог образовательного учреждения ХМАО - Югра»

План работы комитета по образованию, план работы учреждения.

5.

Содержание внутришкольного контроля за деятельностью педагогической системы

1.Состояние психолого- педагогической помощи школы- сада родителям учащихся на основе индивидуального подхода к семье ребёнка.

2.Опыт осуществления сотрудничества классного руководителя и воспитателей с семьёй ребёнка.

3.Охват детей кружковой работой во внешкольных учреждениях.

4.Организация совместной деятельности школы – сада и семьи с детьми, требующими усиленного внимания.

5. Об эффективности деятельности консультационной службы школы.

Управляющий Совет

Управляющий Совет.

ДПЦ

Управляющий Совет.

Управляющий Совет.

Темы классных часов и внеклассных мероприятий

Советы родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"

Цельпроекта: Развитие социальных,  коммуникативных, и  творческих компетенций младших школьников....

презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"

Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....

Советы родителям "Воспитываем трудолюбие"

помощь родителям в воспитании трудолюбия у детей...

Лекторий для родителей "воспитывать любя"

О правильном воспитании детей  любовью, без всяких укоров и упреков....

Педагогическая и психологическая реабилитация, вместе с медицинской и инженерной, выгодно дополняют друг друга, способствуя осуществлению комплексного подхода в реабилитации лиц с различными нарушениями развития.

Творчество и ребёнок – это неотъемлемые составляющие процесса развития. Творчество – это то, что приносит радость ребёнку. Развитие творческих способностей для детей с умственной отсталост...