Родителям будущих первоклассников
статья на тему

Татьяна Ивановна Тылик

 

Заботливым родителям!

 

        Для каждого родителя поступление ребёнка в первый класс- это особое событие. Готовится с волнением вся семья: покупается ранец, тетради с красивыми обложками, ручки, карандаши и многое другое. А как же речь ребёнка? Нужно ли готовить её? Оказывается, нужно! И начинать это необходимо задолго до поступления в первый класс. Ведь недаром говорили издавна на Руси: «Язык мал, да всем телом владеет!» Действительно, по тому, как говорит ребёнок, часто взрослые делают выводы о его уровне развития. Так какие же особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Это:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования :

умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью,  правильно строить простые предложения,  распространять предложения второстепенными и однородными членами;  составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы!

              Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако, очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов  отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

              Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы (звуки), сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи затрудняет овладение навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии).

          У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Чем больше ошибок, тем сложнее ребёнку дается учёба в целом.

                  Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Просто не быть равнодушным к проблемам собственного ребёнка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.   На сегодняшний день для заботливых родителей в книжных магазинах предлагают большое разнообразие развивающей литературы (книги, раскраски, головоломки, задания), интернет сообщество пестрит разнообразными развивающими сайтами с on-lineиграми, полезными советами, консультациями специалистов. Вот только некоторые из них:

Детский портал «Солнышко"http://www.solnet.ee/,

Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/

Логопедический сайт "Болтунишка «http://www.boltun-spb.ru/

Наши деткиhttp://www.ourkids.ru/

 

Помогите своему ребёнку и всё у Вас получится! Желаю всем красивой и правильной речи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabotlivym_roditelyam.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Заботливым родителям!

Тылик Татьяна

Учитель-логопед МОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Заботливым родителям!

        Для каждого родителя поступление ребёнка в первый класс- это особое событие. Готовится с волнением вся семья: покупается ранец, тетради с красивыми обложками, ручки, карандаши и многое другое. А как же речь ребёнка? Нужно ли готовить её? Оказывается, нужно! И начинать это необходимо задолго до поступления в первый класс. Ведь недаром говорили издавна на Руси: «Язык мал, да всем телом владеет!» Действительно, по тому, как говорит ребёнок, часто взрослые делают выводы о его уровне развития. Так какие же особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Это:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования :

умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью,  правильно строить простые предложения,  распространять предложения второстепенными и однородными членами;  составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы!

              Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако, очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов  отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

              Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы (звуки), сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи затрудняет овладение навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии).

          У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Чем больше ошибок, тем сложнее ребёнку дается учёба в целом.

                  Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Просто не быть равнодушным к проблемам собственного ребёнка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.   На сегодняшний день для заботливых родителей в книжных магазинах предлагают большое разнообразие развивающей литературы (книги, раскраски, головоломки, задания), интернет сообщество пестрит разнообразными развивающими сайтами с on-line играми, полезными советами, консультациями специалистов. Вот только некоторые из них: 

Детский портал «Солнышко"http://www.solnet.ee/,

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр http://logozavr.ru/ 

Логопедический сайт "Болтунишка «http://www.boltun-spb.ru/ 

Наши детки http://www.ourkids.ru/

Помогите своему ребёнку и всё у Вас получится! Желаю всем красивой и правильной речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...