Главные вкладки

    родительское собрание "Трудные дети...Как им помочь?"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Ихсанова Мадина Гарифовна

             Если  вдруг  ваш  ребенок  стал  плохо  учиться и  пропускать  занятия, значит,  он  потерял  веру  в  свои силы.  Значит, он так  отстал  в  учебе, что  не в силах  самостоятельно  наверстать упущенное. Его  мучит страх быть  спрошенным. Ему  стыдно  перед  товарищами, перед  учителями, перед самим  собой. Страх  с  каждым  днем  растет, и, чтобы избавиться от него, ребенок занимает агрессивную  позицию. И  тогда возникают  конфликты  с  учителем,  активом  класса, с  родителями. Все  вдруг наваливаются  на ребенка  с требованиями, которые ему кажутся непосильными, невыполнимыми. Такое  массовое давление  усиливает  страх, который все больше угнетает душу. Ребенок  страдает  оттого, что оказывается в  моральной  изоляции. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское  собрание  " Трудные  дети …  Как им помочь? "  (Составлено  и   проведено  Ихсановой   М.Г.)

            

    Цель:     1. Получить  сведения  об отношениях  между  детьми  и родителями  в семьях  учащихся  класса.

                    2. Выяснить,  какую  помощь  оказывают  родители  своим   детям, испытывающим   трудности  в   учебе.

                    3.Содействовать  формированию  у  родителей   представлений       об  истинной  родительской  помощи    и  актуализации  потребности  ее   проявления  в отношениях  с  детьми.                

            Подготовительный  этап:

    1. Изготовление  детьми  красочных  приглашений  для  родителей.

    2. Выставка  творческих  работ,  "круговых  тетрадей"   учащихся  "Наши       достижения".

    3. Ответы  на вопросы  анкеты  детьми  (на классном   часе):

    - С  кем ты  в  семье  особенно  дружен?  

                         - Кому  доверяешь секреты?

                   - Все ли  знают  о тебе  родители?

                   - Понимают ли  тебя  мама и  папа?

                        - Всегда  ли  справедливы к тебе в семье?                                                    - Если тебе  плохо, то кому  первому  расскажешь  о  своих  огорчениях?

    • Кого позовешь на помощь, если попадешь  в беду или столкнешься с трудностями в учебе?  

      Анализ  ответов учащихся, подготовка материала  для  сообщения  на   родительском   собрании.

     4. Анкета для  родителей   (заполняется  дома и передается учителю  за  неделю до  родительского  собрания):

    -  Доверяют  ли  Вам  дети свои  секреты?  Если  да,  то кому?

    • Всегда ли вы  справедливы  к  детям?
    • С  кем из  членов  семьи  наиболее  близок  Ваш  ребенок?
    • Кому из   членов семьи рассказывает ребенок о  своих бедах?

    5. Составление памяток-советов для  родителей.

           

            1. Установите причину изменившегося  поведения Вашего ребенка.

            2. Войдите  в круг забот Вашего ребенка.

            3. Начинайте помощь с  малого.

            4.Избегайте  нервозной  настойчивости и  неоправданных

              конфликтов.

            5. Следите  за собой, за своей интонацией  в процессе занятий  с  

              ребенком.

    6. Обязательно  отметьте  первый  успех ребенка.

    7. Соедините  первый успех ребенка  со  сверхзадачей  

    самовоспитания.

    8.Не забудьте  посоветоваться  с  учителем.

          9. Постарайтесь  привлечь всех, кто сможет  помочь Вашему  

              ребенку.

            10. Переход ребенка  к  самостоятельности  должен быть  

                 незаметным.

            11. Не забывайте  чередовать  занятия ребенка с пребыванием  

                на  воздухе,  с физическими  упражнениями.

            12. Старайтесь развивать в  процессе совместного общения

                чувство  собственного  достоинства  у ребенка.

            13. Помогите ребенку увидеть себя   таким, каков он есть на

                самом  деле.

            14. Не  мучайте  ребенка  своей подозрительностью,  недоверием.

            15. Остерегайтесь  "перезащищенности"  ребенка.

            16. Учите ребенка  деловому  расчету и  разумной  практичности.

            17.Стремитесь воспитать сильный  характер.

    6. Изготовление  плакатов: "Лаской  почти  всегда  добьешься  больше

        чем  грубой  силой",

                    "Коль  видят  нас и   слышат  дети,

                      Мы  за  дела  свои  в  ответе".           

                            Ход        проведения  собрания:

    1. Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет  тему,  знакомит  с  планом  работы.

    2.  Сообщение  классного  руководителя.

                    Обучение в школе - один из  наиболее  сложных и  ответственных  моментов в жизни  детей, как в  социально-психологическом, так и  в  физиологическом  плане.

            Это очень  напряженный  период, прежде всего  потому, что школа  ставит перед  учениками целый  ряд  задач, не  связанных  непосредственно  с  их опытом, требует  максимальной  мобилизации  интеллектуальных  и  физических  сил.  

         Родители  должны  постоянно  об  этом  помнить.

     

                 Если  вдруг  ваш  ребенок  стал  плохо  учиться и  пропускать  занятия, значит,  он  потерял  веру  в  свои силы.  Значит, он так  отстал  в  учебе, что  не в силах  самостоятельно  наверстать упущенное. Его  мучит страх быть  спрошенным. Ему  стыдно  перед  товарищами, перед  учителями, перед самим  собой. Страх  с  каждым  днем  растет, и, чтобы избавиться от него, ребенок занимает агрессивную  позицию. И  тогда возникают  конфликты  с  учителем,  активом  класса, с  родителями. Все  вдруг наваливаются  на ребенка  с требованиями, которые ему кажутся непосильными, невыполнимыми. Такое  массовое давление  усиливает  страх, который все больше угнетает душу. Ребенок  страдает  оттого, что оказывается в  моральной  изоляции.  Он незащищен, поэтому начинает отчаянно  искать такое общение, которое в  какой-то мере  может избавить  его от  страха   и  стыда. Он всеми условиями    поставлен

     перед  необходимостью  разрядить  накопленный потенциал, его  энергия  должна  найти выход,  последствия которого предусмотреть  почти  невозможно.

     Но  какие же позитивные свойства формируются у  многих  трудных детей?

            Их отличает огромная   энергия и  жизнелюбие. Трудный ребенок, сколько его ни  отчитывай, ни ругай  (а именно это  нередко и проделывают  с ним),  сохраняет в себе  ту

    удивительную    силу,  которая  так  и подмывает  его совершить  все новые и новые  проказы. Он,  как  правило, хорошо  закален   физически,  очень вынослив,   и эти два качества помогают  ему  самоутверждаться в  своей среде, выделяться  в ней,    занимать  ведущую   роль. Он смел, предприимчив, склонен к риску, а это импонирует сверстникам. В коллективе  ребят  он  лидирует, помогает   слабым,  выполняет самую сложную  работу.  Но все  эти качества  еще  не гарантируют  нравственного поведения. Главное, что  они есть, и  всякий разумный  воспитатель  должен их использовать,  на них опереться.  

            

    Если  ребенок  не помогает вам в ваших  домашних заботах,  тому может быть  несколько причин. Он  не умеет делать то, что от него требуют.  Он не приучен к труду. Его долгое время не привлекали  к домашним  заботам. Помощь близким не культивировалась в   семье, в доме не было семейного  коллектива. Причиной может быть и наметившаяся  семейная разобщенность, когда  каждый живет своей  замкнутой внутренней жизнью.

    Если ваш ребенок хорошо учится, но грубит вам, значит, в  ваших  отношениях  наметилась неправильная линия.  Надо установить причину  изменившихся отношений, в противном случае дурные отношения могут  рано или поздно сказаться  и на  учении.

    Возможны  и другие причины, связанные с нарушением здоровья  и самочувствия ребенка. В таких  случаях надо обращаться к врачу.

    Опыт показывает, что трудный ребенок, если он здоров,  становится трудным тогда, когда обнаружилось отставание  в  учебе. Поэтому  развитие  ваших дальнейших отношений  с  сыном или дочерью  будет  зависеть от  того, как вы организуете  их продуктивную  деятельность, и, прежде всего учебную.      

    Большинство родителей допускает  одну и ту же ошибку. Вместо  помощи  -  поток требований: "Сядь за уроки!",  "Когда же ты  начнешь заниматься?".   В ответ - привычные  детские оправдания:   "Да успею",  или  "Сейчас!", или  "А нам ничего  не задавали".  

    Творцы  идеальных моделей начинали  с  другого.   "А ну-ка, давай

    посмотрим, что  надо делать  по русскому языку. Так.  Упражнение. Хорошо.  Сколько надо  времени, чтобы выполнить?  Полчаса. Прекрасно. А  что по математике?   Две   задачи?   Какие?   Ах, вот эти… Ну, попробуй сам. Если не сможешь,  вместе подумаем…"

               Родители, если  они хотят, чтобы ребенок хорошо успевал,  должны  знать современную  программу  начальной  школы. Если ребенок  ее хорошо усвоил, в  нем непременно должны  выработаться  и  навыки  систематических занятий,  и привычка к умственному напряжению, и  забота о своем престиже  в  среде  учеников.

    Если вы хотите  помочь  ребенку, вам необходимо хорошо  представлять себе тот  круг забот,  в котором он живет, знать те требования, которые предъявляет к  нему  школа.  Процесс образования - самое трудное дело в жизни  человека. А в  трудном деле нельзя  оставлять ребенка одного.

    Но с чего начать?   Начинайте с малого. Вернее  будет -  с самого малого. Поставьте перед своей целью  вселить  в  ребенка  хотя  бы крохотное чувство уверенности в своих силах. Постарайтесь найти такое учебное занятие, чтобы в нем пробудился  начальный интерес к делу, вера в то, что оно ему  по плечу. Если ребенок слаб  в  математике, порешайте с ним задачки, которые  были ему под силу и   раньше.        

    Первое ваше педагогическое усилие  должно быть направлено на  то, чтобы ребенок справился с заданием. Когда он  выполнит задание  и заявит,  что это  совсем нетрудно, скажите ему: "Вот  если  будешь  регулярно  делать  то-то  и то-то, все  задачки   будешь  щелкать как орешки, и тебе всегда будет легко".

            Если ваш  ребенок  отстал в родном языке,  займитесь с  ним  хотя  бы полчаса в день следующим: пусть он под вашу диктовку  напишет  несколько  предложений  из учебника. Пусть сам проверит написанное  и исправит  ошибки. А вы убеждайте, что если он будет  вот так писать  хотя бы по 2-3 предложения в день,  и  разбирать  вместе с вами ошибки,  он непременно станет грамотным.

            При  отставании  ребенка по  каким-то другим предметам (чтение, природоведение),  попробуйте  заинтересовать  его таким  образом. Загляните предварительно  в школьную  программу  сына или дочери,  вникните в  то, что им задают на дом. Сходите в библиотеку, возьмите  книжки по  той теме,  которую  изучает  ваш ребенок. Расскажите  ребенку  о том,  что вы узнали из  книжек,  прочтите  ему наиболее яркие места.  Остановитесь  на самом интересном  месте  и дайте ему самому  дочитать до  конца. Несколько таких  занятий, и  ваш ребенок наверняка  как-то проявит себя  на  уроке  -  сам вызовется отвечать,  дополнит ответ  товарища. И дело даже  не в том,  что  он получит хорошую отметку. Он  обретет большее  - чувство уверенности в своих возможностях. Рассеется или ослабнет  чувство  страха. И,  кроме того,  общее с  ребенком дело, совместное  достижение цели  помогут вам найти ту  правильную  тональность  деловых, гуманных,  творческих   взаимоотношений,  без которых  не может  быть воспитания.

            Итак,  вы приступили к занятиям с  ребенком. Будьте  терпеливы,  не  раздражайтесь.  Если  вы  хотя  бы  раз допустите  срыв, повысите голос,  ваши усилия пойдут насмарку.

            Что бы  ни делал ребенок во время  ваших занятий, оставайтесь  весело-непринужденным  или добродушно-строгим. Если  же  займете другую позицию,   в ваших  первых  занятиях  с ребенком,   ("Как   так можно!  Я тебе одно говорю, а ты  пишешь другое. Ты  совсем  не  хочешь  слушать   меня. В  одно   ухо влетает, а в  другое вылетает"), то цели вы не достигните. Вы с  самого же  начала  отравите детское воображение  ненужной  педантичностью.

            Когда  ребенок  "окрепнет", то  есть начнет с   вами систематически  заниматься  и  войдет в  ритм, тогда  вы можете изменить тональность обращения  -  сделать порой строгое замечание и, если  это нужно, задеть  детское самолюбие.  А  в  самом начале,  во что бы то ни  стало, избегайте резкости, будьте терпеливы  и добры. Это должно создать  для ребенка  атмосферу спокойствия,  защищенности, раскованности.  Ваши усилия  окупятся  сторицей.   Ведь  что любопытно. Ребенок  может ваше  задание  выполнить точно, и вместе с тем  эта работа  ничего не прибавит ему. Так бывает,  если вы будете стоять над душой у ребенка  и то и дело сердито   выговаривать: "Ну  как  ты ручку  держишь?  Ну сколько  раз  тебе  нужно повторять, неужели  ты не можешь по-человечески  писать букву?"

    От ваших  добрых  интонаций,  от вашей   мягкости будет  зависеть  главное: принесет  ли  пользу  выполнение этого малого или все останется  на прежних местах.

    Обязательно  отметьте  первый  успех ребенка. А  что  значит  первый успех?   Что значит вообще успех?  Для   одного  успехом будет то,  что   он  занял  на  олимпиаде  первое  место,  а  для другого  успех  в  том, что он  преодолел  в  себе сложившуюся привычку убегать после  обеда на улицу  и до  самого   вечера   играть в футбол  или волейбол.  Преодолел и   сел за стол, чтобы  сделать  попытку наверстать   упущенное.

    Так что же тогда  считать  успехом? А  это  уж   вам виднее. Нижняя  граница  успеха -  ребенок сел  заниматься. Значит, если  он  сел  и даже  ничего особенного  при этом  не  сделал, надо все  равно, не теряя надежды,  ободрить: " Все-таки прекрасно,  что  ты   взялся  за  дело.  Ты  мало   успел  сегодня, но  это   не  беда. Главное,  что ты сам решил  исправиться…"   Вы  скажете: да  ведь  ребенок  ничего  не сделал!  Зачем  же  его хвалить? Это неправда. Он  преодолел  в себе  острое  желание  поиграть,  поболтать  с  друзьями,  преодолел во  имя того, чтобы  еще  раз  попробовать себя  в том, в  чем он совершенно не   уверен, а  точнее, в  чем  безнадежно  разочарован. Сам по   себе  такой  факт  является  немалой  победой.

    Даже  самый   маленький  первый  успех  надо  отметить,  чтобы пробудить  в ребенке чувство  уверенности. Именно  это чувство  является условием, которое изначально  помогает  большому   и важному  делу -  формированию  человеческого  достоинства,  трудолюбия, самостоятельности  и  гражданственности.

    Главное -  ребенок должен   понять, что  через  маленькие  победы он идет к  большим  свершениям.

    Если вы всерьез хотите добиться успеха,  настройтесь на  длительное общение с  ребенком,  используйте  все  усилия,  которые  могут  ему помочь.

             

    3. Обмен  мнениями  по теме. Выступления  родителей.

    4. Сообщение  результатов проведенного  анкетирования  учащихся и родителей.

    1. Проведение  председателем  родительского комитета  теста "Жизнь ребенка  и его успехи в  школе". 

    Инструкция  для  родителей: на каждое  утверждение  надо  дать  ответ   "да"  или   "нет".

    1.  Я развиваю в ребенке  положительное восприятие  его возможностей, способностей.

    1. Я предоставил комнату или часть  комнаты исключительно для занятий  ребенка.
    2. Я приучаю ребенка  (с минимальной  помощью  и,  как  правило,  самостоятельно)  решать свои проблемы, принимать  решения, заботиться о  своих обязанностях.
    3. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и  нужных для его занятий  материалов (используя   личные,  общественные,  школьные библиотеки).      
    4.  Я  никогда не   отказываю  ребенку  в  просьбе  почитать.
    5. Я  постоянно беру ребенка  в   поездки,  в  путешествия,  на экскурсии  по  интересным местам  (посещение  музеев,  театров и  прочее).
    6. Я  приветствую   игры   и  общение  моего  ребенка  с  друзьями.
    7.   Я  часто выполняю  вместе  с ребенком  одно  и то же  дело.
    8. Я забочусь о физическом здоровье  ребенка (питание,  закаливание, зарядка,  занятия  спортом).
    9.  Я слежу,  чтобы  ребенок соблюдал  режим дня: вставал и  ложился в  одно и  то же время,  имел  часы  для   занятий,   прогулок, игр и т.д.  

           

                            Оценка теста.

            Посчитать  количество  плюсов (ответ  "да").

    Каждый  положительный  ответ  оценивается   в  один   балл. Разделив полученную  сумму  на  10   (количество   утверждений), получаем  среднеарифметическое   число.

            1-й  уровень  (1 -  0,7  балла).

    Вы  правильно организуете школьную  жизнь  ребенка. Ребенок  имеет  всесторонние  интересы,  подготовлен к  общению  со  взрослыми и товарищами.  При таком воспитании вы  можете   рассчитывать на хорошие успехи в учении.

     

                     2-й  уровень  (0,6  -  0,4  балла).

    У вас могут возникнуть  некоторые  проблемы с обучением  ребенка.

    Задумайтесь, являетесь  ли вы чрезвычайно  активными, не блокируете ли вы "поле  свободы" ребенка, достаточно  ли времени  ребенок общается  со сверстниками?  Уверены,  что размышления  позволят  вам  определить  оптимальную стратегию  воспитания.

                             3-й   уровень (0,3  -  0  баллов).

    В  вашем опыте  прослеживается  главная ошибка -  чрезмерная  опека ребенка, подмена усилий ребенка  собственной активностью. Вы недостаточно даете общаться  со сверстниками, мешаете его возможности  приобретения  социального  опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет  успех в  воспитательной стратегии.   

    (Тест взят  из  журнала  "Начальная школа").

    1. Принимается решение  родительского собрания:

    • Строить  отношения  с детьми  на основе сотрудничества  и  взаимопонимания.
    • Оказывать помощь  детям  при возникновении  серьезных  трудностей  в учебе  и  поведении.
    • Поддерживать у  детей интерес  к  учебному труду, способствовать развитию их  познавательной активности.
    • Не скупиться  на  похвалу,  ласку,  внимание, сочувствие.
    • Не  забывать  советоваться с  учителем.

             

    7. Вручение  родителям  памяток - советов.

    Список  используемой  литературы

    1.   Азаров Ю.П.  Семейная  педагогика. - М.:  Политиздат,  1982. - 223  с.

    2.   Воликова  Т.В.  Учитель и  семья. М., 1980.

    1. Гребенников И.В. Школа  и семья. М.,  1985.
    2. Маленкова Л.И. Педагоги, родители  и  дети. М., 1994.
    3. Калейдоскоп  родительских  собраний: Методические разработки.  Выпуск 1. /  Под  ред. Е.Н. Степанова. -  М.:  ТЦ   Сфера, 2003 - 144 с.          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Дети и компьютер"

    Материал содержит разработку  родительского собрания "Дети и компьютер", а также анкеты, буклет,  тесты для родителей....

    Презентация к родительскому собранию "Дети и компьютер"

    Презентация к родительскому собранию "Дети и компьютер" раскрывает вопрос влияния компьютера на здоровье, развитие, жизнь ребёнка....

    Родительское собрание "Дети и деньги"

    Многих родителей интересует вопрос "С какого возраста начинать давать деньги ребёнку"? Материал содержит вопросы которые помогут родителям ответить на интересующие их вопросы: - Сколько выдавать? - ...

    Родительское собрание "Дети и Интернет"

    Уровень образования:  Начальное общее образованиеЦелевая аудитория:  Классный руководительКласс:  2 классЦель собрания:  1)    обсудить с родител...

    Методическая разработка родительского собрания "Дети и интернет"

    Компьютер является неотъемлимой частью быта всех современных семей. И если ещё 10 лет назад дети учились сначала говорить, а потом уже смотрели телевизор, то в наше время всё происходит наоборот. Малы...

    Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

    Презентация родительское собрание "Дети и телевидение"

    Презентация создана к родительскому собранию "Дети и телевидение"....