Родительское собрание "В науке нет коротких путей" для 2 класса
план-конспект урока (2 класс) по теме

Цели родительского собрания: познакомить с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблемах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Родительское  собрание.

Тема: В науке нет коротких путей.

  (собрание-консультация)

Цели: Познакомить с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

У ч а с т н и к и:  родители, классный руководитель

П о г о т о в к а: за неделю до собрания необходимо провести анкетирование родителей, которое позволит выявить наиболее острые проблемы , возникающие в процессе обучения детей.

                           Ход собрания.

Учитель. Здравствуйте, дорогие мои коллеги! Вот уже второй год мы идём с вами дорогой обучения и воспитания. Чем только не приходилось заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и любить… Но, согласитесь, вы привели в школу своих детей, в первую очередь, всё-таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученности и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребёнок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемым к нему? Как помочь ребенку справиться с задачами, которые ставит перед ним современное образовательное учреждение?

    Об этом наш сегодня разговор.

     «В науку нет коротких путей», - пусть эта азбучная истина обозначит его тему. Думаю. Будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних уроках?  Что ж понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки!

     Успешность ребёнка в учении определяется множеством  факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей  в возможности ребенка и их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

   Для того, чтобы представить реальную картину ваших взаимоотношений с детьми по поводу учебы, незадолго до собрания мы провели  анкетирование среди родителей.

                                              Анкета для родителей.

1. Сколько времени школьник тратит на приготовление домашних заданий?

   а) Не более 1 часа

   б) Не более 2 часов

   в) Может просидеть за уроками до позднего вечера.

2. Самостоятельно ли выполняет домашние задания?

  а) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;

  б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим – нуждается в     дополнительной помощи с вашей стороны;

  в) вы делаете уроки вместе с ребёнком от начала до конца.

3. На сколько хорошо ребёнок понимает ваше объяснения?

  а) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал;

  б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного;

  в) практически никогда вас не понимает;

  г) лучше понимает объяснение других родственников ( отца, бабушку и др.) , чем вас.

4. Как вы думаете, почему ваш ребёнок ходит в школу?

   а) Ему нравиться учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи;

   б) ему интересно узнавать в школе новое;

  в) любит получать хорошие отметки;

  г) все ходят в школу и он ходит;

  д) боится, что будет наказан, если не пойдёт в школу;

  е) другой ответ.

5. Как ваш ребёнок сообщает о полученной «двойке»?

  а) Говорит сам , по-деловому и откровенно;

  б) рассказывает об оценке, если специально об этом спросите;

  в)  не говорит. Прячет дневник, может стереть отметку;

  г) рассказывает только бабушке ( дедушке ) , но не вам;

  д) он никогда «двоек» не получал.

6. Есть ли у вашего ребёнка любимый предмет?

  а)  Есть, особенно любит математику; считает , что математика развивает ум;

  б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет математику, русский язык и чтение);

  в) любимые предметы:  пение, рисование ( или физкультура)

  г0 другой ответ.

Учитель . С какими основными трудностями сталкиваются родители и дети в процессе обучения? Проанализировав родительские ответы были выявлены следующие проблемы.

 

  1. Характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

       Почему это происходит?

Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжёлого , нерационально построенного труда, когда не остаётся времени ни на прогулку, ни на игры, Ни на кино и каток – короче, ни на что , кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

  Типичные ошибки, допускаемые в этих случаях:

  -  самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том , что ребенок не хочет учиться, а в том, что он не может это сделать , так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знают даже, как их описать старшим.

  - почти столь же безнадёжно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать время занятий.  Нужно не увеличивать время , а правильно сформировать учебную деятельность школьника.

2. Дети не понимают задания.

    Что в этом случае нужно делать?

    Прежде всего нужно научить ученика выделять учебную задачу и отличать её от конкретного задания. В противном случае ученик, вполне возможно, научится выполнять различные конкретные задания. Но не будет видеть, какая за ними стоит учебная задача.

    Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения

   При опросе это приводит примерно к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», а затем, получив «двойку», слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается , что всё это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость. Более активные начинают протестовать; «Я все знаю! Я не знал только,  что про это надо рассказывать!»

    Какие ошибки допускают родители?

    Желая помочь ребёнку. Многие родители в таких случаях стараются выделить предмет усвоения сами и показать его ребёнку  в готовом виде. Они полагают. Что так ему будет легче.

    Однако это неверный путь . И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же , как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок , а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать , как это можно сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона.

    3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.

       Причина этого – несформированность учебных умений по обработке материала, низкий уровень развития логических операций ( анализ, обобщение, систематизация). Ребенка нужно научить активному чтению. Каждый учитель работает над этим, но его усилия должны подкрепляться аналогичной работой родителей дома.

     Каким правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Работа с текстом предусматривает несколько этапов, каждый имеет свою щель.

  Цель первого чтения – общая ориентировка в материале.

  Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа. Используются приемы умственной обработки информации – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составле-ние  опорной схемы.

    Цель третьего чтения – запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

    Цель четвертого чтения – контроль. Ученик  стремиться  выявить  недочеты припоминания найти образовавшиеся пробелы. Установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Лучше на этом этапе постараться пересказать материал. А затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

    У школьников часто преобладает  пассивное  перечитывание.  Но психологи считают,. что пассивное повторение  менее эффективно, чем активное.  Конечно . урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил. Да и усвоен он будет менее прочно,  чем при  активном   повторении.      Хорошим  приемом , позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизвести материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил.

     4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Задания выполняются совместно с родителями с начала до конца.

        Важный этап учебной деятельности – самоконтроль.

        Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Вроде бы простая вещь – умение самому оценить себя. выучил ли ты урок. Но это, оказывается представляет трудность для школьников, особенно для 1-2 классов  . Важно довести до сознания школьника простую истину: только повторяя урок самому себе (родителям) можно убедиться, выучил ты урок или нет. Чем раньше ученик поймет необходимость самоконтроля, тем лучше.

  Очень большую ошибку допускают те родители. Которые берут на себя функцию контроля и стараются как можно дольше удержать её за собой. Они заставляют отвечать устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся все ли он взял с собой, когда уходил в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил всё, что задано, и т.п.

   Конечно, на первых порах такая помощь необходима. Но, оказывая её, родители должны понимать, что главная цель заключается в том. Чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка, а не подменять его как можно дольше. Помочь ребёнку овладеть контролем показать , что это такое постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

      5. Дети испытывают трудности при составлении собственных текстов.

       Такая проблема  возникает в том случае, если невысок общий запас знаний школьника если у ребёнка недостаточно широк кругозор. Общие рекомендации:

  -для обогащения словарного запаса рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного содержания, давать им пояснение.

     6. При совместном выполнении домашнего задания между ребёнком и родителями возникают постоянные конфликты. Родитель  чувствует себя беспомощным; ребёнок раздраженными  и агрессивным.

    Взрослым трудно представить себе, почему ребёнок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

 

Очень часто современные школьники подвергаются всевозможным тестированиям.. Целые институты занимаются разработкой методик, которые позволят выявить уровень развития различных качеств ребёнка. Предлагаю вам самим побывать в роли тестируемых школьников. Проанализируйте свои особенности. Предложите тест своему ребёнку.

 

Цель использования методик: помочь родителям осознать требования, предъявляемые ребёнку, попробовать выявить свои собственные возможности и возможности ребёнка.

                            Практикум для родителей.

1. Игра на распределение внимания.

    Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице(поиск проводится только глазами). Если вы не найдете какие либо числа на таблице, то эти числа выпишите.

 33

  8

  26

  11

  5

  17

    25

  14

   3

  32

  4

   19

   35

  23

  13

  21

  38

  40

  31

  9

  12

  29

  1

  27

  25

2. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.

   Оборудование: мяч.

   Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее ( мяч бросается взрослым то в одну , то в  другую команду.

 - Гитара – скрипка (музыкальные инструменты)

-  метла- лопата (орудия труда)

-  сковорода- кастрюля (посуда)

-  школа- университет (учебные заведения)

- математика- история (наука)

- Азия- Африка (части света)

- сказка – былина (устное народное творчество)

- цунами – ураган (стихийные бедствия)

- стойкость – мужество ( положительные черты характера)

- стебель – лист ( части растения)

- облачность – осадки ( природные явления)

- сумма – произведение (математические действия)

- Берлин – Варшава (столицы)

 - ночь – вечер ( время суток)

 -море – озеро (водоемы)

3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти.

   Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды выбирается по 2 человеку. Они уходят. В классе происходят изменения (до 5) Выходящие должны назвать эти изменения.

4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире «Реки мира».

В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.

м

и

с

с

и

с

и

п

и

и

д

ф

н

а

е

н

а

р

с

о

д

р

а

н

и

р

т

с

н

м

о

к

а

л

а

ы

у

р

а

л

с

в

д

н

ш

р

е

й

н

р

о

н

а

о

и

т

н

о

м

л

е

б

а

в

и

с

л

а

г

п

о

н

у

а

м

у

д

а

р

ь

я

     

Заключение.

  В заключении хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за незначительные успехи и достижения, помогайте им взрослеть. Не бойтесь лишний раз показать любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

 

                                                         Литература.

  1. «Взрослеем вместе» В.Н. Максимоякина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Газета «Школьный психолог». – И.: Изж.дом «Первое сентября»

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первый раз в первый класс"

 Начало школьной жизни — волнующее и прекрасное событие, путешествие в мир знаний и новых отношений. Но одновременно это и колоссальный стресс. Ребенку ...

Родительское собрание"Критерии оценок во 2 классе. Первая оценка и как к ней относиться"

Презентация родительского собрания .Как воспринимать  отметки ребёнка?  Памятка для родителей .Критерии отметки.   Как помочь ребёнку  в выполнении  домашних...

Родительское собрание "Первый раз в первый класс. Школа: реальность и мифы."

Родительское собрание для  родителей  будущих   первоклассников....

Родительское собрание. Садимся за уроки. 2 класс

Здесь представлен материал в виде презентации для родительского собрания. Цель данного собрания: помочь родителям при выполнении детьми домашнего задания. Игры-практикумы, советы, рекомендации....

Родительское собрание " Ваш ребёнок в 3 классе" Учитель Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов, МОУСОШ №6 город Петровск-Забайкальский

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.Но вместе ...

Родительское собрание "Наука быть семьёй"

Современное цивилизованное общество, не смотря на различие государственных политических подходов разных стран, стремится противодействовать насилию и жестокому обращению с детьми. Российское законодат...