Родительский авторитет
статья (2 класс) по теме

Авторитет родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_roditeley.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прошение. Ребенок никогда не будет просить прошения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей - это отсутствие боязни перед критикой со стороны своих детей. Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить свой авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у своих детей. Какая музыка интересна моему ребенку,   какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица у собственного ребенка.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского груда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — понятия обратно пропорциональные.

Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность того, что ребёнок попав в трудную жизненную ситуацию обратится за помощью к родителям.  

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Существует много ложных оснований авторитета:

Авторитет подавления.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок.

При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запу ганным или. наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим воз ражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются стра хом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

Авторитет подавления страшен своим эффектом бумеранга. Тот, кого подавляю -  очень хочет компенсировать собственное подавление и зачастую это у него получается.

Авторитет родительского положения.

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым, в шко ле, где учится их ребенок.

Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользо ваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными.

Однако, часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

Авторитет педантизма.

Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и тре буют точного и беспрекословного их выполнения.

Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет назидания.

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и нази дательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и пере стают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих ро дителей.

Авторитет любви.

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ре бенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к ро дителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

Авторитет доброты.

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягко стью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет подкупа.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещания ми каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, при спосабливаются. Каждой матери каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможны ми талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. Но некоторые отрицательные качества в детском характере могут сформи роваться именно под влиянием родительского авторитета.

Литература: Н.И. Дереклеева «Родительские собрания . 1-4 классы». М: ВАКО 2005 г.

С.В. Кривцова, Е.Ю. Патяева. «Семья. Искусство общения с ребёнком». М. «Учебная книга БИС» 2008 г.