Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»
материал на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:         

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original.docx25.55 КБ
Файл prezentatsiya.pptx476.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч по теме:

«Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:        

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

С - Здравствуйте, уважаемы родители, тема нашей встречи «Родительский авторитет и особенности общения  с ребенком в семье».

Прежде чем начать нашу беседу предлагаю вам поиграть «Здравствуйте»

Игра «Здравствуйте»

Вы, передавая мяч, сообщаете имя ребенка и то, что Вы делаете вместе с ребенком каждый вечер.

Упражнение «Ассоциации»        

-Назовите слова-ассоциации к слову «авторитет».

-  Дать определение понятию авторитет, опираясь на наши ассоциации.

С - Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

- Назовите слова ассоциации к словам «авторитетный родитель».

-Как вы понимаете, что значит быть авторитетным родителем?

С - Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Чем взрослее ребенок, тем труднее родителям быть авторитетом для ребенка. Для маленького ребенка родители - существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша - папа - самый сильный, умный, справедливый; мама - самая красивая, добрая, замечательная.

Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел, слаб. Он бессознательно “впитывает” от родителей все манеры поведения, вкусы, взгляды, ценности моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Наступает критический момент, когда авторитет родителей престает держаться на преимуществах взрослости.

- Что же тогда происходит? Как вы думаете?

Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью.

Необходимо различать понятия: авторитет и авторитарность

С - Авторитарным называют человека, который стремится к власти, и пользуется силой, добивается от других подчинения.

С - Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости т.п.

Путь авторитарности - абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать.

Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности, и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное - ощущение невозможности повернуть назад.

Выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности.

Идеальный вариант родительского авторитета очень сложен.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери.

С - Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей к друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать только в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного поступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они умеют прощать и просить прощение. !!! Ребенок никогда не будет просить прощение, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, современные дети имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

И конечно же авторитет невозможен без общения в семье:

      С - Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений.

 Общение — это главное условие для развития и жизни человека.

       Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты.

 

      Подразделяют несколько стилей общения.

С - Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, зависимы, и раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

 

С -Либеральный стиль общения. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

 

С -Индифферентный стиль общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. Дети дают волю самым разрушительным импульсам и проявляют склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

 

С -Авторитетный стиль общения. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать.  Дети превосходно адаптированы, уверены в себе,  у них развит самоконтроль, они хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

 

Игра «Мозговой штурм»

Давайте вспомним,  каким образом происходит общение с детьми в вашей семье, какие чаще всего используются  вами фразы:

- Произнесите фразу, которую вы чаще всего используете когда просите убраться в комнате своего ребенка?

 - Когда вы рассматриваете его рисунки?

- Когда выполняете домашнее задание.

- Когда ребенок отказался убирать в своей комнате.

Фразы родителей:

- Убери игрушки.

- В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!

- Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.

- Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!

 

Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и похвалу.

 

С  -Помните! Если:

        Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

        Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

        Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

        Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

        Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

        Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

        Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

        Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

        Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

 

       Каким образом построить ваше общение и детей в семье?

       Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

 

- Вербальное общение не может быть отдельно без невербального.

       С - Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто доброе прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

Упражнение «Что я вижу на картине».

С - Я вам покажу несколько изображений и  попрошу каждого одной короткой фразой сказать о своем впечатлении, ответив на вопрос: что вы видите глядя на изображение? Какие чувства вызывает?  Что вам помогло в определении эмоций?

Участники высказываются по желанию.

       - Попрошу вас ответить на вопросы (про себя):

        С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

        С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?

        Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

  

      

 Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.

         

С - Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

С – слайд.

 

Памятка родителям от ребенка.

Прислушаемся к советам своих детей

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».
  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
  5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
  11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье.

 Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье» Родительский всеобуч

Слайд 2

Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Авторитетный родитель - притягивает ребёнка силой обаяния своей личности, руководит и помогает там, где необходимо.

Слайд 3

Авторитарным называют человека , который стремится к власти, и пользуется силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот , чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности , справедливости т.п.

Слайд 4

Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, + поведение родителей в кругу семьи и вне его, + поступки родителей, + их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, + отношение родителей к друг другу = это и есть слагаемые родительского авторитета. Идеальный вариант родительского авторитета

Слайд 5

Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Общение — это главное условие для развития и жизни человека.

Слайд 6

Авторитарный стиль общения Родители Х орошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Дети К ак правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, зависимы, и раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Слайд 7

Либеральный стиль общения Родители С лишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Дети С клонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Слайд 8

Индифферентный стиль общения Родители Не рассматривают проблемы воспитания как первостепенными , поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. Дети Д ают волю самым разрушительным импульсам и проявляют склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

Слайд 9

Авторитетный стиль общения Родители О сознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Дети П ревосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль, они хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

Слайд 10

Когда просите убрать в комнате своего ребенка? Когда вы рассматриваете его рисунки? Когда выполняете домашнее задание. Когда ребенок отказался убирать в своей комнате.

Слайд 11

Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других. Ребенка хвалят — он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире. Помните!

Слайд 12

это неречевая форма общения , включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение

Слайд 13

Что вы видите на изображении? Какие эмоции, чувства?

Слайд 14

« Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребёнком в семье

Здесь даётся рецепт, который может стать основным законом воспитания ребёнка в семье....

Особенности общения с ребёнком в семье.

Данный материал поможет родителям понять, что же является основой общения родителей и детей. Познакомит с такими понятиями, как авторитет родителей, значимость ребёнка, принятие ребёнка и др....

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

На современном этапе образования при организации психологического родительского всеобуча наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, обеспечивающи...

Родительский всеобуч по теме «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях»

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему прож...

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

Родительское собрание , на котором рассматриваются различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят....

Родительское собрание "Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье"

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...