Особенности общения с ребенком в семье.Памятка для родителей первоклассников. Режим дня. Наиболее распространенные трудности первого класса.
статья (1 класс) на тему

Макарова Маргарита Станиславовна

В этой статье вы найдете несколько принципов общения родителей с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конец формы

Памятка родителям первоклассников

1. Будите ребенка утром спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь
не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу, — ваша задача.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: если на первых уроках он будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале урока. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно положите ему в портфель то, что он предпочитает, — маленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко.
2. Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «не балуйся», «веди себя хорошо» или «только попробуй принеси плохие отметки».
3. Если после уроков учитель сделал какие-то замечания по поводу поведения или усвоения материала вашим ребенком, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопросами, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.


4. Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил?» Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
5. Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон.
6. Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам.
7. Через каждые 15−20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить вид деятельности, например предложите подвижную игру.
8. Если ребенок говорит, что плохо себя чувствует, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный, не соответствует его физиологическим возможностям.
9. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников.
10. Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь.
Воспринимайте полученные ребенком в школе оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на реальных достижениях: об ращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
11. Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тет радки, быстро выполненное задание по одному из предметов. Пусть долгий день вашего ребенка завершит встреча с друзьями на прогулке.
12. Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Удачи вам и вашему ребенку!
Счастливого пути по дорогам знаний!

Ваш учитель Макарова Маргарита Станиславовна.



Предварительный просмотр:

 Наиболее распространенные проблемы первого класса:

- Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое,

- Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться  даже с простейшим заданием.

-   Малышу тяжело просидеть без движения 45 минут,

- Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.



Предварительный просмотр:

И общие советы, как их преодолеть:

 

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хоты бы своим присутствием.

    Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

 



Предварительный просмотр:

   Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время выполнения уроков – 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садится за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

 

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.

 В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

 

 

Почаще хвалите маленького ученика, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится также хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашним заданием на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы, цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще год оставить в подготовительном классе. Лучше год потерять, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

  

                    

                



Предварительный просмотр:

Родительский авторитет и его характеристика.

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

 Если дети живут в обстановке вражды и злобы ,они учатся быть злыми, учатся драться;

 Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

 Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.                                                       Дороти Нолт.

Особенности общения с ребенком в семье.                                                       

Для того , чтобы ребенок желал общаться с родителями , необходимо помнить 6 принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта:

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепты главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип  принятия ребенка. Принятие ребенка-это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка-значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В основе истинного принятия лежит ЗНАЧИМОСТЬ РЕБЕНКА. Значимость ребенка- это признание его значимости в существовании семьи.

Принятие-это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в  своих силах. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время почувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддерживали его.

Не менее значимым чувством для ребенка является ЛЮБОВЬ. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно , чтоб их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте. Будешь ее холить и лелеять в подростковом , пожнешь сполна в старости, она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже взрослых детей. Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляют в семье.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатка, как правило, всегда на поверхности.

Очень важным принципом в общении детей и родителей  является ПРИНИП ДОСТУПНОСТИ. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным -значит , в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Анализ исследований , посвященных проблеме родительской доступности говорит сама за себя. Учащимся-первоклассникам было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 100 опрошенных детей лишь 38 учащихся сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести со своими детьми. На вопрос : Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?-20% от числа опрошенных учащихся-первоклассников ответили: папа и мама; 25%-мама; остальные 55% учащихся ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения. Данная статистика говорит сама за себя. Однако ,родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уоки. Быть доступным для ребенка- это значит, вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос. Быть доступным- это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим ребенком.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является ПРИЗНАНИЕ  ими своего малыша. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительная реакция семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше. Умнее, добрее. Признание не возможно  без таких приемов, как одобрение и похвала. Ребенок вынес мусор, убрал комнату, помог по хозяйству- все это должно быть замечено и одобрено родителями. Признание не должно быть эпизодическим. Если же такое случается, то дети начинают пользоваться этим и манипулировать. Признание-это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок  и моделей, праздничных газет и поздравлений.

 Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положения в семье и в коллективе.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ОТВЕТСТВЕННЫМ. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Воспитать у ребенка ответственность – это значит, использовать как метод воспитания ограничения. Родители должны научиться говорить слово «нет». К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей страдает болезнью под названием « безразличие» по отношению к собственным детям. Родители должны помнить , что умение сказать «нет»- это обоюдное решение родителей. Нет ничего  более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее , если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки мы способствуем вседозволенности, потере собственного достоинства в глазах ребенка, создаем условия для углубления конфликтной ситуации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Трудности первого класса.

Ну, казалось бы – что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок – вот и вся премудрость….на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами м...

Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...

Статья "Трудности первого класса"

Статья  "Трудности первого класса". Почему же возникают трудности первого класса? Как с ними справиться и можно ли их как-то предугадать, чтобы не быть застигнутым врасплох? Трудно...

Родительское собрание "Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье"

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...

Что важно знать родителям первоклассников и не только… Чем помочь ребенку при появлении трудностей формирования письма?

Почему же так сложен процесс формирования навыка письма для всех детей?Прежде всего, потому, что письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге, путем начертания б...


 

Комментарии

Янькова Наталья Ивановна

В 2012 году буду набирать 1 класс. Материала для работы, конечно, хватает, но всегда узнаешь что-то новое. Спасибо за ваш материал, обязательно пригодится!