Скоро в школу"; "Перешли мы во второй"; "Трудности первого класса"; "Как помогать детям в учебе: требовать или поддерживать.."
консультация (1 класс) на тему

Цикл тем для родительских  собраний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_sobraniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1

Тема «Скоро в школу – в первый раз»

Каждый ребенок неповторим в своей индивидуальности. И очень важно не упустить благоприятное время, чтобы заметить детские способности и тем самым усилить весь главный потенциал растущего индивидуума – его здоровье, ум, нравственность

У каждого ребенка с приходом в школу могут возникнуть трудности. Задача родителей помочь детям в преодолении этих трудностей.

Трудности обучения

1. У детей довольно часто встречаются дефекты в произношении различных звуков. Если есть возможность надо обратиться к логопеду. Если нет, то надо постараться детям мягко исправлять звуки во время игр, бесед с детьми. Необходимо устраивать с детьми игры на развитии подвижности языка, укрепления мышцы лица. Для развитие фонематического слуха у детей, повышения культуры разговорной речи, ее интонационной выразительности можно использовать игры с проговариванием чистоговорок, скороговорок и считалочки.

«Говорил, говорил, не договаривал,

Договаривал, договаривал, да заговорился»

 

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

Раз, два, три, четыре.

Кошку грамоте учили,

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

2. Большие трудности возникают у детей в первые дни при овладении письмом. Как правило рука у детей неразвита, очень быстро устает. Надо запомнить, чем лучше развита рука, тем быстрее ребенок овладеет письмом, тем окажется умнее. Давайте детям больше рисовать, лепить, резать бумагу, картинки ножницами. Резать картинки сначала крупные, а затем все меньше и меньше. У детей начинает напрягаться мышца, а это ведет к укреплению мышцы руки, пальцев. Тренировать мышцы пальцев и кисть руки позволяют повседневное шнурование обуви, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов. Учите детей делать это самому, а не помогать своему ребенку. Для развития моторики руки можно проводить такие игры как обведение фигур, картинок, штрихование, игра с лабиринтами, усложняя

 каждый раз упражнения.

3. Если ребенок научился читать и писать и вдруг у него пропадает интерес в совершенствовании мастерства в чтении, то решить проблему силовыми методами не приносят желаемых результатов. Надо учитывать, что совершенствуя технику чтения, ребенок затрачивает значительные физические и эмоциональные силы. Необходимо все превратить в игру и обратиться к фантазии детей. Хорошо придумывать волшебных героев, подбрасывать записки с его пожеланиями, класть книжку от волшебника под подушку и т.д. хорошо использовать семейное чтение, выбор книжки, поочередное чтение, собеседование, рисование героев понравившихся.

Чаще общайтесь с детьми, читайте вывески, чаще разговаривайте с детьми. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок с вами общался, раскрылся, не чего ни утаивал от вас, а больше рассказывал. А вам необходимо внимательно слушать и не перебивать. И чем разнообразнее жизнь и занятия ребенка, тем больше у него повода что-то выяснить, с кем-то поговорить

Задача родителей помочь детям развиваться разносторонне.

Родительское собрание №2

Тема «Трудности школьной адаптации»

Начало обучения  в школе – особый этап в жизни ребенка. Ребенок становится членом общества со своими обязанностями и у него меняется вид деятельности- из игровой в учебную.

Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к обучению не совершается плавно. При нормальном развитии перестройка физиологических и психофизиологических систем и функций организма переживается относительно легко. Через 5-6 недель в физиологических функциях детей проявляется эффект тренировки, увеличивается сопротивляемость утомлению. Работоспособность в течение дня и недели приобретает устойчивый ритм, ребенок включается в новую систему отношений. Однако многие дети испытывают специфические трудности. У каждого они свои.

Рассмотрим типичные трудности в первые школьные дни

  1. Наиболее типичной трудностью является неспособность освоиться с новой ролью ученика. Чтобы помочь осознать свою роль, родители должны стараться в своих беседах с ребенком, в поручениях подчеркивать его новое положение
  2. Вторая наиболее типичная трудность – интеллектуальная пассивность детей. Если ребенок в учебной ситуации может выделить учебную задачу, отличить ее от игровой или практической, то родители могут быть спокойны: у детей сформировано познавательное отношение к действительности, они обладают направленным вниманием, произвольностью действий. Если же такого скачка у детей не наблюдается, то надо действовать по принципу: помоги ребенку сделать самому, т.е. использовать стимулирующую или наводящую помощь.
  3. Еще одна из наиболее типичных трудностей – рост утомляемости, снижение работоспособности. Если у детей возникают симптомы слабого здоровья ребенка, плохой сон, жалобы на головную боль – необходимо обратиться к учителю.
  4. Одной из основных трудностей в первом классе является – недоразвитие школьно-значимых психофизических функций: нарушение фонематического слуха, зрительного восприятия, пространственной ориентации. Такие дети с большим трудом овладевают письмом и чтением. А это может стать серьезным препятствием на пути успешного обучения, если оставить младшего школьника наедине с трудностями. Для таких детей необходимы упражнения, помогающие улучшить внимание. Такие упражнения хорошо проводить дома в спокойной обстановке в игровой форме. Например, такое упражнение, как в течение 5 минут находить и зачеркивать известную ему букву определенным образом (например, наискосок). Затем вместе с ребенком начинать проверять число пропущенных букв. Это упражнение проводится по 5 минут ежедневно в течение 2-3 месяцев. Главное условие – постепенное усложнение: замена буквы, способа зачеркивания. Допустим, на одной строчке букву подчеркивать, а на другой обводить в кружок. Другое упражнение, не менее важное для развития произвольного внимания, носит название «Муха». Для игры нужно иметь нарисованное на альбомном листе девятиклеточное поле (квадрат 33). «Мухой» может быть любой предмет: пуговица, мел, кубик и т.д. «Это муха. Она может «гулять» по полю, т.е. переходить из одной клетки в другую. Но гулять муха может только в случае, если ей дана из команд: либо вверх, либо вниз, вправо, влево. Ребенок будет подавать команду, а взрослый выполнять эту команду в указанном направлении. Но сложность в том, что дети не должны видеть поле, а давать команды, отвернувшись и сосредоточившись на игровом поле, мысленно следить за передвижением мухи. Такое упражнение концентрирует внимание, развивает пространственную ориентировку. Рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю
  5. И последнее, впереди у ребенка могут быть взлеты и падения. Научитесь быть терпеливым, спокойным. Вселите в ребенка уверенность в успехе. Помогите в трудную минуту, обращайтесь за помощью к учителю, читайте специальную литературу

Родительское собрание № 1

Тема «Перешли мы во второй»

Переход во второй класс – острый момент в развитии детей, поэтому необходима постоянная согласованность родителей и школы.

Важный показатель умственной подготовки детей – овладение элементарными навыками: умения понять учебную задачу, слушать и слышать учителя, четко действовать по намеченному плану, умение довести работу до конца, умения оценить ее этапы и результаты, проявить на уроках активный интерес. Учебный труд как совместная деятельность ученика и учителя закладывает в ребенке фундамент трудолюбия.

В чем же должна заключаться забота об успешном учении? Подвергать жесткому контролю или предоставить им самостоятельность? Единого рецепта – нет: одному ребенку требуется помощь родителей, а другой способен справиться самостоятельно. Важно, чтобы родители неподдельно интересовались  ежедневно школьными делами своего ребенка. И очень важно, каждый раз после школы, вы должны задавать правильные вопросы. Не нужно спрашивать какую оценку ты сегодня получил. Ученик должен стремиться не за оценкой, а за знаниями. Поэтому ваш вопрос должен быть сформулирован так: «Что нового ты научился на уроке? Что тебе понравилось? Все ли ты понял на уроке? и т. д. И самое главное вы должны поддерживать ребенка в неудачах и поощрять в успехах. Так у ребенка формируется ответственное отношение к учению. И наоборот, равнодушие родителей к успехам или неудачам, оставление ребенка без необходимого «надзора» снижает его интереса к учению.

Отношения семьи к учебному труду очень важно и необходимо создавать условия:

  • Срывы в учебе могут быть вызваны отпрашиванием домой по поводу день рождения, приезда гостей, болезни родственников и т. д. и прогулам по состоянию здоровья ребенка.
  • Правильная помощь ребенку при выполнении домашней работы.
  • Все, что для взрослого легко, детям сложно,  сразу понять им  трудно. Поэтому объясняйте детям без раздражения.
  • Неоправданное завышение оценки сделанного без должного понимания требований учителя к домашним заданиям.
  • Нельзя из-за плохой отметки лишать детей развлечений, игр и прогулок.
  • Обязательным успехом является соблюдение режима дня. Где у ребенка развивается правильный ритм жизни.
  • Приучайте детей при выполнении домашних заданий не пользовать одновременно телевизором, компьютером и другими развлекательными программами. Нель ест в это время конфеты, семечки и т. д
  • Есть просто невнимательные дети. Эта невнимательность идет из семьи. Такие дети невнимательны на уроках при изучении нового материала или при объяснении темы учителем. Не приученные слышать и понимать с первого раза, ребенок надеется на подсказку со стороны родителей. Родители, привыкшие подсказывать, стараются сделать домашнюю работу за ребенка.
  • Немало среди детей и «самоуверенных», считающих себя всезнайками. Они полагают, что знают больше других, так читают много всякой литературы, читают журналы, слушают радио, смотрят телевизор. Но на самом деле лавина информации, порой самой ненужной, создает кашу в голове. Обратить внимание надо на просмотр передач по телевизору. Многие дети не отходят часами от телевизора, смотрят все подряд. У таких детей появляется телевизионная всеядность. А вот задушевных разговоров по поводу просмотра интересного фильма, прочтенной книги – нет. А это очень плохо.
  • Обязательно родителям надо следить за своей речью. Многие родители, у кого бедный словарный запас, много жестикулируют. Есть родители, которые употребляют нецензурную лексику, а это пример для детей.

Это, конечно, не все, но наиболее часто встречающие причины неуспеваемости. Однако нельзя искать рецепты на все случаи жизни. У каждого ребенка свои особенности, свое внимание, память, мышление. Каждый ребенок индивидуален. И оказывая помощь в учении, надо учитывать его индивидуальные особенности, и тесно держать связь со школой.

Родительское собрание № 2

                                  от             2009 года

Тема «Как помогать детям в учебе: требовать или поддерживать, спешить или ждать.

У каждого родителя отправившего своего ребенка в школу, особенно впервые стоит вопрос: как помочь ребенку в учебе?

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий ребенка.

Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовлении уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков. Кроме того на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы ребенок  домашнее задание выполнял чисто, аккуратно. Нельзя требовать от ребенка переписывания работы по 10 раз. Это может наоборот вызвать обратную реакцию к обучению. Постепенно необходимо ребенка приучать к самостоятельному выполнению заданий. Но контроль  качества выполнения заданий остается обязательным. Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк у детей. Ребенка  обязательно надо хвалить за его старания, у ребенка надо развивать самоуверенность в своих силах.

Советы родителям в приготовлении уроков

  1. Проверить, правильно ли организовано рабочее место ребенка. (Оно должно быть достаточно освещено, никаких лишних предметов на столе)
  2. Задания выполнять через полтора-два часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не успел перевозбудиться от игр и развлечений.
  3. Нельзя делать домашнее задание непрерывно. Обязательно через 15-20 минут работы обязательно делать перерыв.
  4. После выполнения работы ребенок должен обязательно сам собрать свой портфель

К концу 4-го класса  ребенок должен сам научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям готовую работу. Задача родителей не отмахнуться от ребенка, а постараться найти время и проверить детскую работу.

И еще один совет для родителей, нельзя сильно увлекаться отметками. Ребенок в школу ходит не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл обучения. И это нужно объяснить детям. А отметка – это веха, указывающая, какой участок пройден благополучно, а где остаются недоработки  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся первого класса "Зелёная петрушка-детям подружка".

Здравствуйте! Я, ученик первого класса, Родин Дмитрий.Моя работа посвящена одному из важных зелёных витаминов – Петрушке. Этот витамин, действительно, должен присутствовать на нашем столе ежедне...

Трудности первого класса.

Ну, казалось бы – что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок – вот и вся премудрость….на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами м...

Статья "Трудности первого класса"

Статья  "Трудности первого класса". Почему же возникают трудности первого класса? Как с ними справиться и можно ли их как-то предугадать, чтобы не быть застигнутым врасплох? Трудно...

Безотметочная система обучения в первом классе. Как мотивировать детей?

При безотметочной системе обучения в первом классе важно поддерживать интерес учеников к учёбе и самому процессу обучения.Хочу поделиться своим опытом и рассказать, что мы делаем с первоклассниками.В ...

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...