"Каким должно быть воспитание детей в семье."
методическая разработка по теме

 Для воспитания ребёнка огромную роль играет семья. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakim_dolzhno_byt_vospitanie_detey_v_seme.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья. Как греет душу это слово.  Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части Семь и я. И правда -в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом ,голосом, нравом и характером. У членов семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, посаженное с любовью в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей -чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом -достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь:  «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо и ты будешь долго жить».Почитать родителей-это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь выполняется ,то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Ребёнок воспитывается в семье. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его поступки.

Важна прежде всего семейная атмосфера. Воспитывает ребёнка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между её членами, отношение к труду. отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребёнка.

Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе своим действиям, словам, поведению, ко всему, в чём выражается внутренний мир .Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом. Если мальчик хотя бы раз видел, как его отец бросился выручать женщину, к которой пристали пьяные хулиганы, если видел как он встаёт со своего места, чтобы уступить его тому, кто в нём больше нуждается, такой мальчик не нуждается в наставлениях, в специальном преподавании правил хорошего тона -они совпадают с его представлениями,  нормами порядочности, с нормами мужского воспитания.

Условие правильного семейного воспитания — рационально организованный быт ,режим жизни ребёнка в семье. Очень важно какое место в режиме дня школьника занимает организация труда. Распространённой ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только  к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.

Следующее условие правильного воспитания ребёнка-любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создаёт чувство защищённости душевного комфорта. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребёнка в жизни семьи. Ребёнок очень рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальными он должен заботиться о других так же, как они заботятся о нём.И родители, и дети должны иметь в семье свою долю труда и свою долю отдыха. Неправильно, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях, точно также неправильно, когда в семье только дети отдыхают, а на долю родителей выпадает труд .Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее .Вот родители и идут на жертву, берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель. который будет к себе такого же себе отношения и в будущей семье. Прививать ребёнку трудовые навыки -тяжёлый труд. Вначале надо показать,  потом помочь, потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение.

Важное условие успешного воспитания в семье — авторитет родителей.

Авторитет родителей-это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту ,словам, поступкам. В воспитании детей младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности детей в правоте родителей на стремлении подражать их действиям и поступкам. Очень значительным в становлении авторитета является то, как относятся к родителям окружающие люди- уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношение к событиям и явлениям повседневной жизни дети чаще всего заимствуют у родителей или членов семьи.

Мы часто говорим о необходимости применения законов воспитания ребёнка в семье.

Закон 1..Закон единства требований отца и матери, предъявляемых к ребёнку.

Закон 2.3акон значимости похвалы для ребёнка.

Закон З.Закон трудового участия каждого члена семьи в её жизни.

Закон 4.3акон распределения в равной мере материальных и моральных благ

между взрослыми и детьми.

Соблюдение данных законов способствует формировании личности ребёнка.

И ещё один очень важный вопрос на который нужно обратить внимание. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и взрослым хочется, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше,  но так  не происходит. Почему? Почему всё чаще возникают конфликты в семье между родителями и ребёнком, почему появляется непонимание, обиды,   возникают ссоры и чаще звучит фраза «Трудный ребенок.»

Что же может стать причинами нарушений в поведении ,которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

 Причина 1.Борьба за внимание. Непослушание-это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребёнка.

 Причина 2.Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение-это возможность приобретать собственный опыт пусть даже ошибочный.

 Причина З.Желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрам, унижение членами семьи друг друга; разводы и появление в доме нового члена семьи, несправедливость и невыполнение обещания.

Причина 4.Неверие в собственный успех, обусловленное учебными неудачами, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.

Для преодоления трудностей в поведении детей, разрешения конфликта можно применять следующее:

Предъявлять требования и налагать запреты нужно в осознанном возрасте. Этому нужно учить постепенно и терпеливо.

Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Они должны быть едиными, разъясняться ребёнку, предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Что я сказал? Делай, что тебе говорят» и так далее. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен только повиноваться. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может быть сформирована в семейном рабстве. Убедить ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться старшим.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно. чем более откровенно они навязывают своё мнение. Так в отношение детей и родителей приходит отчуждение.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет лицо до определённого времени под маской, той, которую он себе выбор, .привыкает кривить душой, перестаёт быть весёлым и жизнерадостным, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать, что-нибудь не так.

Главный метод воспитания- убеждение. Для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичными, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

В заключение послушайте притчу о перевёрнутом камне. «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай».Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что ты уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда «военные действия».когда иногда бывают в семье между детьми и взрослыми, перестанут быть необходимыми, в семье воцарится мир. Самые главные слова ,которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

Заповеди для родителей.

-Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для будущего наших детей, поэтому будем осторожнее в принятии решений, которые могут повлиять на жизненный путь ребёнка.

  1. Всегда внимательно слушайте ребёнка.
  2. Есть дети, на которых не повлияешь наказанием, но великодушное отношение в конце концов спасает их.
  3. Будьте во всём для ребёнка примером.
  4. -Не унижайте ребёнка.

-Помните, что повышая голос или поднимая руку на ребёнка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдалённом.

-        Избегайте в общении с ребёнком выражений, которые вызывают у него неприятие.

-Не вымогайте обещаний.

  1. Не потакайте прихотям.
  2. Относитесь к ребёнку как к личности.

Анкета «Родители глазами детей».

1.К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью?

2.Какие качества личности ты больше всего ценишь в своих родителях?

З.Как ты помогаешь своим родителям?

4.Какие традиции есть в вашей семье?

5.Что бы ты пожелал своей семье?