"Какой должна быть современная школа"
статья на тему

Кудрявцева Лариса Геннадьевна
Современная школа должна развивать у детей умение препятствовать возникновению конфликтов, умение понимать людей разных культур, умение находить консенсус, идти на компромисс, принимать людей разными. А это возможно, если у детей на уроках будет возможность говорить, отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Пусть будет больше предметов, на которых это возможно было бы воплощать в жизнь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kakoy_dolzhna_byt_sovremennaya_shkola_dubl_4.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Какой должна быть современная школа?

 Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Джон Леббок

    Школа – это наше будущее…Это звучит банально и пафосно. Но каждый согласится, что  то, что мы посеем сейчас, то мы и пожнем в будущем. И чтобы быть спокойным за наше завтра, надо задуматься, каким должно быть образование сегодня, какой должна быть современная школа. Давайте задумаемся, каким бы мы хотели видеть своего ученика-выпускника, каким он «пойдет в жизнь»…

   Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования нового поколения  определяет формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной.

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного  и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Возникновение понятия  «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, гармоничного развития.

   Гармония в развитии – залог успеха в жизни. Эта мысль не нова. Во все времена в школах пытались воспитывать и образовывать гармоничную личность. Чтобы стать гармонично развитым человеком, необходимо жить в гармонии с собой, со своими мыслями, телом, с окружающими людьми и всем миром. Нужно быть духовно богатым, физически и всесторонне развитым человеком, который умеет ценить свое время, не растрачивая его по пустякам. И каждый час проживает во благо себе и своим близким. Такой человек должен не только найти свое призвание в жизни, но и успешно в нем совершенствоваться, сохраняя в себе все душевные качества: сострадание, способность любить, ценить все прекрасное и приносить в мир только добро. Нужно постоянно стремиться к знаниям, читать книги, расширять свой кругозор. Не обязательно знать все и быть в курсе всех событий, человек учится и узнает что-то на протяжении всей своей жизни. Конечно же, лучше, если развивать в себе все эти положительные качества с самого детства…Так хотелось бы…А что на самом деле?

   Школа объективно становится зеркалом «благополучного» или «больного»  общества.  В нашем мире не хватает человечности, мы слишком стали прагматичны. Мы не умеем общаться, выражать свои мысли доходчиво, дарить эмоции… Поэтому, наверное, современная школа должна стать более «гуманитарной». Что это значит?

   Это значит, что школа должна учить детей общаться, находить компромиссы, уметь словесно доказывать свою точку зрения, отстаивать ее. Эти умения, безусловно, можно развивать на всех уроках, но в первую очередь это возможно на уроках гуманитарного цикла.

    Нельзя сокращать количество уроков литературы, а эта тенденция, к сожалению,   начинается уже с начальной школы. На  уроках литературы ребенок не только получает жизненный опыт из «жизни героев литературного произведения», он учится говорить. А в современном мире человек мало говорит. Чаще мы нажимает кнопки в социальных сетях: понравилось, не понравилось, «лайкнул»-  вот и все эмоции…

  Свои мысли мы выражаем  односложными фразами, сплошь и рядом недосказанность мыслей…Мы «теряем», упрощаем русский язык.

   Умение жить в мире - актуальная проблема во все времена и сейчас в том числе. Жить в мире  – это значит  уметь  договариваться…А как можно договариваться, если ты не умеешь разговаривать, выражать свои мысли, отстаивать свое мнение? Этому, конечно, надо учить. Но уроков, на которых можно «говорить»,  к сожалению, становится все меньше и меньше.

   Вся наша жизнь состоит из умения договариваться с людьми, и не удивительно, ведь человек живет в социуме, а, следовательно, ему необходимо постоянно общаться с себе подобными, находить с ними общий язык.

   «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое,» - говорил Дж. Рокфеллер. 

   Мы живем в мире, где часто радужный  свет взаимопонимания  заслоняется мрачными, темными  тучами обид, подозрений, конфликтов… Человек счастлив, когда достигает своих целей, а это невозможно, не умея договариваться, ведь мы живем в социуме. Социум – величайшее достижение человечества. Чем человек отличается от животного?  Умением договариваться! Социум от стада животных отличается тем, что есть рынок, где можно обменяться идеями, эмоциями, ценностями; продать свои способности и удовлетворить свои потребности. От того, как мы это делаем, зависит почти все в нашей жизни: здоровье, благосостояние… Успешный и счастливый человек - это тот,  кто, получает признание в обществе. Как сохранить солнечную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?..Этому надо учиться.

   Раньше был лозунг -  «Человек человеку – друг». Так сейчас человек человеку – кто?  В современной школе мы проходим разные науки, но проходим мимо главного вопроса: человек человеку – кто?  Мы практически не   ориентируем ученика на общество, на жизнь в обществе, на многочисленные группы общения и их особенности.

   Современной школе  нужны обучающие программы группового общения, разработанные специалистами-психологами.  Необходимо постоянное системное обучение групповому взаимодействию, специальные психологические игры и тренинги, например, как и где принято, можно и нужно общаться с людьми. И не плохо было бы начать такое обучение с учителей. Можно ли назвать наши учительские коллективы профессионально и психологически грамотно работающими группами единомышленников? К сожалению, не всегда.

   Таким образом, современная школа должна развивать у  детей  умение препятствовать возникновению конфликтов, умение понимать людей разных культур, умение находить консенсус, идти на компромисс, принимать людей разными.  А это возможно, если у детей на уроках будет возможность говорить, отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Пусть будет больше предметов, на которых это возможно было бы воплощать в жизнь!