Развитие интеллектуальных способностей. Выпуск классной газеты "УМНЯША"
методическая разработка (1 класс) по теме

Лях Татьяна Евгеньевна

Данный материал поможет учителям и  родителям развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся. В игровой форме мы поможем малышам развивать мелкую моторику, исследовательские навыки, навыки счета, чтения и др...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx226.9 КБ
Файл 2.docx428.61 КБ
Файл 3.docx162.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Сложи фигуры:

7.  Внимательно рассмотри картинку и назови всех домашних животных, которые спрятались, пока Иванко и Олеся отплясывали гопак.

Ответ: 1)____________,2_________________,3)_________________,

4)_________________,5)_________________, 6) _________________ ,

7)__________________ .

  1. На рисунке в клетки впиши названия лесных животных. Правильные ответы тебе подскажут отгадки на народные загадки:

1. На свинью похож, а      в лесу живет.
2. Всю зиму спит,
   Весной на пасеку спешит.
3. В птичник повадится – жди беды:
   Рыжим хвостом заметает следы.
4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят      ищет.
5. Посреди поля белый клубок катается.

Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово __________________

  1. "Удивительные превращения"

В кого превращались или были заколдованы:

1. Князь Гвидон. ( 1__________, 2______________, 3_____________)

2. Мальчик Якуб. (______________________)

3.  Петя Зубов. (_________________________)

4.  Карик и Валя. (_______________________ )

5.  Нильс. (_____________________________.)

 Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __

7. Задача.  В соревновании по бегу Антон, Володя и Сережа заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не второе и не третье место, а Сережа – не третье?                                Ответ: Антон-____, Володя-____, Серёжа-____.

4. Выполни задания:

5. Выучи наизусть и используй в речи вежливые слова

1. Формы приветствия:       2. Формы прощания:

здравствуйте                                до свидания
доброе утро                                  до скорой встречи
добрый день
добрый вечер

3. Формы благодарности:     4. Формы пожеланий:

спасибо                                         всего хорошего
большое спасибо                         всего доброго
благодарю вас                              будьте здоровы
                                                      спокойной ночи
                                                      приятного аппетита
5. Формы извинения:                   6. Формы просьбы:

простите, пожалуйста                    пожалуйста
извините, пожалуйста                    будьте добры
                                                         будьте любезны
   

 8. Реши задание:

 Слоник, носорожек, обезьянка и бегемотик учатся в  1 классе. Интересно, сможешь ли ты найти 5 отличий  на нижней картинке и сможешь ли узнать, кто какую  оценку получил в лесной школе за эту задачку?

 Ответ:

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

Найди в энциклопедии информацию об одном из этих животных. Расскажи о нём в классе.

№1

«УМНЯША»

ГАЗЕТА

 для умных детей.

Дорогой друг, у тебя в руках первый выпуск развивающей газеты 1 «А» класса.

Желаю тебе успеха!

Твой учитель: Лях Т.Е.



Предварительный просмотр:

Тема: Восстановление деформированного текста

Цель: закрепить умения учащихся работать с деформированным текстом: восстановить путем правильной расстановки предложений в тексте.

Задачи:

  1. Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.
  2. Работать над осознанием связи между предложениями в тексте.
  3. Формировать умение композиционно правильно строить описание.
  4. Обучать составлению описаний с опорой на план.
  5. Развивать и совершенствовать навыки группировки предложений в тексте по подтемам.
  6. Закрепить знания о признаках текста.
  7. Обогащать и активизировать словарный запас.
  8. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память и другие психические процессы.
  9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  10. Закрепить знания учащихся по теме “Имя прилагательное”.
  11. Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
  12. Развивать креативность, взаимооценку и самооценку учащихся.
  13. Воспитывать культуру устной и письменной речи.
  14. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование.

Демонстрационное:

  1. Картины с изображением свиристеля.
  2. Таблица “Имя прилагательное”.
  3. Пособие “Логическая цепочка”.
  4. Карточки-алгоритмы для составления описания.

Раздаточное:

  1. Конверты с текстом “Свиристели” (каждое предложение текста отпечатано на отдельном листке).
  2. Памятка “Признаки текста”.
  3. Тетради, ручки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент.

Сегодня у нас необычный, праздничный день. Посмотрите, сколько у нас на занятии гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех, садитесь.

2. Основная часть.

2.1. Упражнение “Логическая цепочка”.

Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: слова – слоги – звуки – текст – предложения.

Дети: звуки – слоги – слова – предложения – текст.

- Какое слово являются завершающим? Почему?

2.2. Определение основных признаков текста. Работа с памяткой “Признаки текста”.

Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу).

Вспомните, назовите основные признаки текста. Если затрудняетесь – обратитесь к нашей памятке “Признаки текста”:

  1. Текст имеет тему.
  2. Всегда есть главная мысль текста.
  3. Текст можно озаглавить.
  4. Текст можно разделить на части.
  5. Части текста всегда связаны между собой.
  6. Предложения в тексте связаны между собой.
  7. Можно определить тип текста.

2.3. Введение в тему.

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какой сейчас месяц?

Это начало, середина или конец зимы?

Какие птицы прилетают к нам с Севера на зимовку?

Отгадайте ребус и узнаете, о каких птицах будем сегодня говорить.

(Свиристель).

(Демонстрируется картинка с изображением свиристеля)

. 

Свиристели – певчие птицы, родственники воробьев. Ведут кочевой образ жизни (прилетают с Севера на зиму в наши края), живут в лесу. Питаются ягодами. Длина тела до 20см.

2.4. Сообщение цели занятия.

Сегодня мы будем восстанавливать текст, который называется “Свиристели”. Что значит “восстановить текст”? (Определить последовательность предложений в тексте, чем-то дополнить и т.п.)

2.5. Постановка учебной задачи.

Достаньте карточки, прочитайте про себя.

Что вы прочитали? (Предложения.)

Можно ли эти предложения назвать текстом?

Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст? (Определить порядок предложений.)

Свиристели.

Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

Они очень любят рябину. Опустится стайка птиц на дерево и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

Поют свиристели негромко, нежно посвистывают и чуть-чуть шипят. Про их песню в народе говорят, ишь как свистят.

За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.[3]

2.6. Восстановление текста.

Какое предложение начинает текст? Почему вы так решили? (Общее впечатление о птицах, откуда и куда прилетают.)

О чем рассказывается дальше?

Ищем следующее предложение. И т.п.

Какое предложение будет заключительным?

Прочтите предложения по порядку. Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему?

Давайте определим тему: о ком или о чем говорится в тексте?

Определите главную мысль: что хотел сказать автор? (Свиристели – хорошие певцы, любители рябины.)

2.7. Описание птицы по алгоритму.

А что еще можно рассказать о свиристелях? (Что еще можно добавить в этот рассказ?) (Описание птицы.)

Описать внешний вид свиристеля нам помогут слова – помощники.

На доске:

  1. окраска
  2. крылья
  3. голова
  4. птица

(Учащиеся описывают свиристеля по пунктам алгоритма.)

Кто попробует описать внешний вид птицы? (Рассказ одного ученика.)

2.8. Сравнение самостоятельно составленного описания с авторским текстом.

А вот как описал птицу автор текста.

(Учащимся выдается описание, дети читают вслух).

Окраска у свиристелей розовая. Крылья черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень красивая птица.

Можно ли вставить это описание в текст? После какого предложения?

2.9. Работа с таблицей “Имя прилагательное”.

Какая часть речи помогает нам описать предмет, птицу, животное? (Имя прилагательное.)

Какая часть речи называется именем прилагательным?

Найдите в описании свиристеля имена прилагательные (розовая, черные, яркие, желтые, красные, нарядная).

2.10. Пальчиковая гимнастика (в парах) [2].

Наши правые ладошки

Пусть поборются немножко.

А ладони левые

Тоже очень смелые:

- Мы от правых не отстанем –

Мы бороться сами станем.

Пальчик к пальчику приставим,

А потом на них надавим.

Крепко пальчики стоят –

Стать сильней они хотят.

Мы в игру теперь играем –

Палец к пальцу приставляем,

Чтобы быстрым быть и точным

Надо постараться очень.

2.11. Работа в тетрадях.

Выпишите в тетрадь из описания свиристеля имена прилагательные.

2.12. Языковой анализ текста.

Прочитаем текст по цепочке.

Какие слова помогают нам избежать повторов слова свиристели(Они, птички, стайка птиц).

Почему этих птиц называют свиристелями? Как об этом сказано в тексте?

Какими словами можно заменить фразу “Ишь как свистят!”

Как вы понимаете глагол прозвали(Назвали, дали имя.)

2.13. Физминутка.

Раз – два, потянись,

Влево – вправо наклонись.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – 3, 4

И на месте поскакать

1, 2, 3, 4, 5.

На носок, потом на пятку,

Вместе делаем зарядку!

2.14. Пересказ текста с опорой на алгоритм.

3.0. Подведение итогов занятия.

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Список литературы.

  1. Аманатова М. М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Узорова О.В. Игры с пальчиками / Узорова О.В., Нефедова Е.А. - М.:АСТ: Астрель, 2006.
  3. Уроки развития связной речи в начальной школе / Составитель Щеголева Г.С. - СПб., 1997.

ОТЗЫВ

на открытое занятие во 2 классе

 на тему: «Восстановление деформированного текста».

учителем - логопедом МОУ СОШ № 22

Кукушкиной Ириной Николаевной

1 марта 2010 года на базе МОУ СОШ №22 учителем – логопедом Кукушкиной Ириной Николаевной проведено открытое занятие на тему: «Восстановление деформированного текста».

Занятие проведено в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа занятий.

Целю, данного занятия, являлось закрепление умения учащихся работать с деформированным текстом, восстанавливать его путем правильной расстановки предложений в тексте

Ириной Николаевной был предложено занятие, на котором было закрепление знания о признаках текста, совершенствовались навыки развития мелкой моторики, закрепление знания учащихся по теме “Имя прилагательное”, формирование умение устанавливать последовательность предложений в тексте, формирование умение композиционно правильно строить описание, развитие креативности, взаимооценки и самооценки учащихся, воспитание культуры устной и письменной речи, воспитание бережного отношения и любви к природе

В ходе занятия прослеживались междисциплинарные связи (русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

На уроке были применены различные формы работы: индивидуальная (раздаточный материал с индивидуальными заданиями), групповая (решение проблемной задачи), самостоятельная (анализ и работа со статистическими материалами).  Хорошие результаты на занятии дал метод наглядности. Презентация, подготовленная учителем, помогла детям на различных этапах занятия более качественно закрепить учебный материал, обобщить полученные знания и более качественно выполнить поставленные задачи в ходе занятия.

В ходе урока применялся уплотнённый опрос и индивидуальная работа. Осуществлялись развитие монологической речи и развитие умения заинтересовать аудиторию. В течении всего урока царила атмосфера заинтересованности и желания работать.

Предложенный план урока выполнен, все задачи реализованы Учащиеся показали достаточно высокую результативность знаний и умений по данной теме.

Старший преподаватель

института им. Россинского,

кафедры психологических

и педагогических наук,

отделения логопедии:                                                                                      И.А. Понаморенко

Протокол экспертной оценки открытого логопедического занятия

Ф. И. О. учителя - логопеда___Кукушкина Ирина Николаевна__                        

Школа, район_____МОУ СОШ № 22,___г. Краснодар, ЦВО__________________________

Дата___01марта 2010 г.   Класс_______1_______________

Тема урока: «Восстановление деформированного текста»

№ п/п

Содержание

Результат

Примечание

1. Организационно-подготовительный этап.

1

Подготовка к началу работы (рабочее место, пособия, план-конспект)

+

Программы, таблицы, раздаточный материал, мультимедиопроектор

2

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

+

Постановка целей и задач

Время, затраченное на этот этап урока

+

4 мин

2. Основная часть занятия

3

Объём изучаемого (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала)

+

Комбинированный тип: самостоятельная работа, работа на опережение, лекционный материал, наглядный материал.

4

Использование ИКТ

+

мультимедиопроектор

5

Использование дополнительного материала

+

Слоговые таблицы, чтение слайдов

6

Использование раздаточного материала

+

Карточки с индивидуальными заданиями

7

Достижение цели, коррекционно-развивающего назначения занятия

+

В полном объёме

8

Использование опережающего задания

+

Развитие связной речи, накопление словаря

9

Коррекционная направленность занятия: специальные упражнения на развитие ВПФ ребёнка

+

Языковой анализ текста, физминутка

10

Проверка усвоения учебного материала

+

Работа у доски, в группе

11

Практические задания

+

Работа с карточками

12

Межпредметная связь

+

Литературное чтение, русский, окружающий мир.

13

Уровень технической грамотности (умение применять ИКТ)

+

высокий

14

Проблемность обучения

-

15

Уровень грамотности изложения (доступность, логичность, убедительность, научность)

+

Высокий

16

Восприятие материала учащимися, их психологический настрой ( живой интерес, работоспособность, нервозность, напряжённость, замкнутость и др.)

+

Аналитическое восприятие, живой интерес, работоспособность.

17

Поведение учителя при ведении урока (манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и др.)

+

Презентабельное

18

Время, затраченное на этот этап урока

+

30 мин

3. Заключительная часть урока

19

Обобщение изученного материала

+

Комплексное

20

Закрепление знаний

+

Вопросно-ответная беседа

21

Способы оценивания

+

Индивидуальные

22

Домашнее задание

+

По плану

23

Время, затраченное на этот этап урока

+

6 мин

Члены экспертной комиссии:

Старший преподаватель

института им. Россинского,

кафедры психологических

и педагогических наук,

отделения логопедии:                                                                                      И.А. Понаморенко



Предварительный просмотр:

      12 . Из букв каждой пары слов составьте        название животного:

                  Лик + рок = _________________
                 Поле + дар = ________________
                 Шаль + до = _________________
                Лов + буй = __________________

 Изобрази:

1. Представьте и мимикой, походкой, звуками изобразите:

– встревоженного кота;
– грустного пингвина;
– восторженного кролика;
– хмурого орла;
– разгневанного поросенка.

2. Попробуйте изобразить походку:

– человека, который только что хорошо пообедал;
– человека, у которого жмут ботинки;
– человека, который неудачно пнул кирпич;          – человека, оказавшегося ночью в лесу.

№3

«УМНЯША»

ГАЗЕТА   1 «А» класса.

И академики в своё время за партами сидели!

Твой учитель,  Лях Т.Е.

Газету с решенными заданиями принести

 на проверку в понедельник 30.11.2010

1.  Викторина «Отгадай сказку!»

1. «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала? _____________________________________________

2. «Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». _____________________________________________

3. «А еще меня уверяли, – сказал он, – но уж этому-то я никак не могу поверить, что Вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». __________________________________________________________

2.  Прочитай  с родителями эти сказки

3.Покажи, по какой тропинке нужно пойти Красной Шапочке, чтобы попасть в гости к бабушке и избежать встречи с коварным Серым Волком.

10.  Здесь спряталось 35 слов.

АСГБВОЛКЛСТУККУКЛАЗСШИХВОСТЮ

 НИСВЕТЯЙКЗОНТКВАЛТПГЕРБУФАНТИК

ЧУКБОБВИТЗЩЕКАУТКАМУМТАПЛАТЬЕ

КЯХВПРЯХАДУЗЕЛНЦКТПРОВОДТАВСТО

ЛИКУЖУКМИКТЫKBАБУСКАЗКАМИГТОК

 ГОШСМЕЛОСТЬЫЗУБЫКПОЛМУХАТНА

ПТИЧКАЛЕСХ

Найди их, подчеркни цветным карандашом.

11. В каждой группе объектов зачеркни "лишнее" слово. Напиши название группы.

а) Луна, щука, дуб, стол, воробей _______________

б) Дом, книга, солнце, автомобиль ______________

в) Гора, водопад, звезда, паук __________________

9

4. Вопросы-шутки

Сегодня будут звучать самые необычные,
Остроумные, нелогичные,
Запутанные и заводные
Вопросы очень смешные:

  1. Как "мышеловку" написать пятью буквами? _______________________________________
  2. Кто с головой окунается в работу? ___________
  3. Что такое клевое дело? ___________________
  4. Кто хватается за соломинку? _________
  5.  По каким полям не пройти, не проехать? _________________________________________
  6.  Кто сидит спиной к царю? ________________
  7.  Как разделить пять картофелин точно на двоих? _______________________________
  8. Что можно приготовить, но нельзя съесть? _____________________________________
  9.  Название какой реки у тебя во рту? ____________________________________
  10. Что имеет голову, но не имеет мозгов? __________________________________
  11. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами? _______________________

5. Выполни задания:

6. Подпиши части растения

7. Подчеркни главные признаки объектов живой природы:

Свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поет, двигается, шумит, льется, умирает.

8. Поставьте слова во множественное число:

Человек __________________
Лист (бумаги) _____________
Лист (дерева) _____________
Зуб (волка)________________
Зуб (пилы)
 ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

"Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время"

"Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время". Мастер-класс...

Использование инновационных технологий для развития интеллектуальных способностей учащихся.(презентация)

Мню представлена презентация на тему "Использование инновационных технологий для развития интеллектуальных способностей учащихся"....

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Введение.В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, ...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...