«Нужно ли заставлять детей читать?»
статья по теме

 

Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе. Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по слогам и с большим трудом, что весьма затрудняет весь процесс обучения в целом. И, наоборот, если ребенок, придя в школу, уже хорошо читает, он и дальше учится легко и с интересом. А привитая с детства любовь к чтению станет залогом того, что какую бы сферу деятельности он не избрал в дальнейшем, он обязательно станет интеллектуальным и всесторонне развитым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_zastavlyat_detey_chitat.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе

Беседа: «Нужно ли заставлять детей читать?»

Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе. Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по слогам и с большим трудом, что весьма затрудняет весь процесс обучения в целом. И, наоборот, если ребенок, придя в школу, уже хорошо читает, он и дальше учится легко и с интересом. А привитая с детства любовь к чтению станет залогом того, что какую бы сферу деятельности он не избрал в дальнейшем, он обязательно станет интеллектуальным и всесторонне развитым человеком.

С пяти, а тем более с шести лет способны научиться читать. А с помощью рекомендаций от «Дома советов», чтению можно обучить даже трех и четырехлетних малышей!

 Итак, прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, очень важно пробудить у него интерес к этому процессу. И сделать это можно двумя способами: как можно больше читать ребенку различные интересные и увлекательные сказки, истории, стихи, рассказы и попутно объяснять и рассказывать малышу, почему так интересно и важно научиться читать.

 На данном этапе Вам необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

 1. Познавательный мотив − т. е. стремление научиться читать, чтобы узнать как можно больше нового об окружающем мире.

 2. Перспективный мотив − желание научиться читать, так как потом в учиться в школе будет намного интереснее.

 3. Мотив личностного роста − стремление научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые.

 4. Деятельностный мотив − желание научиться читать, чтобы уметь играть в новые интересные игры.

 5. Мотив общения со сверстниками − стремление научиться читать, чтобы рассказать о прочитанном окружающим.

 Www.domsovetof.ru рекомендует обучение чтению проводить в игре, с использованием различных веселых и необычных упражнений. Включаясь в забавные игры, ваш малыш даже не заметит, как у него сформируется целый ряд необходимых операций, лежащих в основе чтения. А овладев ими, ребенок незаметно для себя, а главное, легко и быстро научится читать.

 Однако, взрослый, который собирается учить малыша чтению, должен четко представлять, что делать это нужно в строго определенной последовательности, разделив процесс обучения на этапы.

На первом этапе ребенка нужно обучить звуковому анализу слов. Он должен уметь выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

 Второй этап – знакомство с буквами.

 Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов (читать свои первые слова ребенок обязательно учится по слогам).

 Наконец, на четвертом этапе ребенок учится чтению слов различной длины и закрепляет этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из двух-трех букв, а потом постепенно переходить к шести-восьми буквенным словам. Когда же малыш начнет легко справляться с длинными словами и перестанет их бояться, можно начинать чтение текстов.

 С этого момента уже начинается период совершенствования навыков чтения и длится он, обычно, многие годы. И здесь очень важно, чтобы сам процесс чтения стал для ребенка интересным и увлекательным. То есть, взрослому необходимо выбирать такие книги, которые, соответствуя возрасту и уровню развития малыша, увлекут и заинтересуют его настолько, что он забудет о том, что читать – это «трудно» и полностью сосредоточится на содержании книги.

Обязательно учтите следующие важные моменты.

 Тексты, которые вы предложите ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обыкновенных книгах для взрослых и даже несколько больше, чем в учебниках для первоклассников). Начинайте первое чтение с коротких, но обязательно занимательных рассказов и сказок. От того, насколько положительные эмоции они вызовут у ребенка, зависит эффективность формирования интереса к чтению вообще. Дети пяти-шести лет очень любят смешные истории о животных, других детях, короткие веселенькие стихи, загадки.

 Нагрузку ребенка нужно дозировать и не заставлять читать больше того объема, который он хочет. Лучше браться за чтение короткими «уроками» с длинными передышками – два-три раза в день.

 Обращайте внимание на то, понимает ли ребенок то, что он читает и запоминает ли текст. Для этого предлагайте ему сразу после чтения рассказать о том, что он прочитал.

 Итак, успеха вам и веселого, увлекательного чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужны ли деньги детям? (советы родителям младших школьников)

Давать  ли  детям  деньги,  и  если  давать,  то  как  и  сколько.  Этот  вопрос  неизменно  вызывает  бурные  дискуссии...

8 предпринимательских навыков, которым нужно научить своих детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16307585","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"497","width":"720"}}]]...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ?»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...К...

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья...

Занятие "Зачем нужно внимание?" (для детей младшего школьного возраста)

Дидактический материал для проведения коррекционного занятия. Для педагогов - психологов....

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья.

Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист.     Деятельность пед...

НАДО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ

Заставлять или не заставлять детей заниматься? Очевидно, что принуждение убивает интерес.  В принципе, это касается любого занятия. Принуждение к какой-либо деятельности — убивает инте...