Выступление на родительском собрании на тему:"Причины и последствия детской агрессии".
статья (2 класс) на тему

Кудряшева Татьяна Михайловна

В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации

 родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_posledstviya_detskoy_agressii..docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Причины и последствия детской агрессии.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг. 

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

  1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
  2. формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  1. причины детской агрессии;
  2. профилактика детской агрессии;
  3. пути преодоления детской агрессии.

Ход  собрания

        1. Вступительное  слово  классного  руководителя

        Уважаемые  папы  и  мамы! Сегодняшнюю  встречу  мне  хотелось

 бы  начать  с  разговора  о  проблеме  детской  агрессии. Этот

 разговор  не  случаен. Сегодня  мы  сталкиваемся  с  разгулом  

агрессии  не  только  в  обществе, но  и  наблюдаем  пропаганду

 агрессии  и  насилия  с  экранов  телевизоров, дисплеев  компьютеров.

        Возраст  проявления  агрессии  явно  помолодел. Агрессию

 проявляют  не  толь  подростки  и  взрослые, как  принято  считать.

Агрессию  проявляют  и  малыши. С  чем  это  связано? Как  бороться

с  проявлением  детской  агрессии? На  эти  и  другие  вопросы  мы

 попытаемся  сегодня  ответить.

        2. Обсуждение  анкет  учащихся

        Анализ  анкет  показывает, что  чаще  всего  младшие  школьники

анализируют  качества  своего  характера  с  позиции  взрослых. Если

родители  постоянно  пытаются  подчёркивать  достоинства  своего

ребёнка  не  только  перед  другими  людьми, но  и  в  первую  очередь

  в  своём  доме, то, безусловно, ребёнок  будет  стараться  проявлять

 те  качества, которые  подчёркивают  родители  в  нём.

        Если  родители  постоянно  демонстрируют  плохие  качества  

своего  ребёнка, особенно  перед  чужими  людьми, то  ребёнку  как бы

уже  нечего  терять, порог  стыдливости  и  ответственности  преодолён,

и  можно  продолжать  повторять  делать  плохо.

Если  проанализировать  причины  проявления  негативных  эмоций  и

чувств  детей, то  они  в  первую  очередь  связаны  с  семьёй.

        Постоянные  ссоры  родителей, физическое  насилие  родителей  по

отношению  друг  к  другу, грубость, хамство  ежедневного  общения,

унижение, сарказм  и  ирония, желание  постоянно  видеть  друг  в  друге  

плохое  и  подчёркивать  это - ежедневная  школа  агрессии, в  которой

ребёнок  формируется  и  получает  уроки  мастерства  в  проявлении

 агрессии.

        Одним  из  главных  условий  предотвращения  агрессивного

 поведения  детей  является  требовательность  родителей  по  отношению  к  себе,  и  по  отношению  к  собственному  ребёнку. Требовательный

по  отношению  к  себе  родитель  никогда  не  позволит  требовать  от

  своего  ребёнка то, что  им  самим  в  его  ребёнке  не  заложено. В  первую

очередь требовательный  к  себе  родитель  способен  анализировать

 методы  своего  воспитания  и  корректировать  их  с  учётом  складывающейся  ситуации.

        Однако, родители  должны  помнить, что  требовательность - это

не  тирания. Тирания  порождает  тиранию. Требовательность  должна

быть  разумной  и  доброжелательной.

        Очень  часто  детская  агрессивность  связана  именно  с  тем, что

родители  проявляют  ничем  не  обоснованные  и  бессмысленные

 требования, абсолютно  не  проявляя  при  этом  дружелюбия  и  поддержки.

Не  следует  уступать  капризам  и  делать  поблажки  без  нужды.

        К  примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно  в  школу  не  идти, я  

напишу  учителю  записку, что  тебе  плохо. Не  надо  удивляться  родителям  этого  ребёнка, если  через  пару  лет  он  сам  напишет  записку

 учителю  и  распишется  за  отца  или  мать.

        Требовательность  по  отношению  к  ребёнку  должна  быть  разумной.

Проявляя  требовательность, необходимо  считаться  с  обстоятельствами,

с  физическим  и  душевным  состоянием  ребёнка.

        Требовательность  оправдана  тогда, когда  перед  ребёнком  выдвигаются  посильные  задачи  и  оказывается  посильная  помощь  в  их  решении, иначе  она  просто  лишена  смысла. Даже  самое  справедливое

и  несложное  требование, если  оно  не  объяснено  и  выражено  в  деспотичной  форме, вызовет  сопротивление  любого  ребёнка, даже  самого

  покладистого. Разница  только  в  том, что покладистый  ребёнок  будет  

выражать  его  открыто. Требования  к  младшим  школьникам  лучше

 выражать  в  увлекательной  форме.

        В  своих  методах  воспитания, в  предъявлении  требовательности

к  ребёнку  родители  должны  быть  последовательны  и  едины. Как  только

в  семье  поселяются  тайны  друг  от  друга, уходит  доверие  родителей

друг  к  другу  в  воспитании  ребёнка, это  даст  возможность  ребёнку

лавировать  между  родителями, шантажировать  их, врать  им.

        Если  это  удаётся  длительное  время, а  затем  налагается  запрет,

это  приводит  к  проявлению  агрессивности  со  стороны  ребёнка.

               

3.Причины и виды агрессии.

Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).

Причины:

 1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

  1. Алкоголизм родителей.
  2. Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
  3. Неуважение к личности ребенка.
  4. Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
  5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
  6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

4. Профилактика агрессивного поведения. (советы психолога)

  1. Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
  2. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
  3. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
  4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
  5. Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
  6. Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
  7. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
  8. Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
  9. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
  10. Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

  1. Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  2. Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  3. Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  4. Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  5. Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

  1. обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  2. обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  3. следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  4. быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  5. поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет

5. Подведение итогов.

Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда        .

Чаще всего я смеюсь, когда        .

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда        .

Чаще всего я плачу, когда        .

Чаще всего я злюсь, когда        .

Чаще всего я обижаюсь, когда        .

Мне хорошо, когда меня        .

Мне плохо, когда меня.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Вы пишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

 Я - добрый

Я - злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я - хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

  1. Доброта
  2. Сочувствие
  3. Покладистость
  4. Терпение
  5. Сопереживание
  6. Безразличие
  7. Упрямство
  8. Агрессивность
  9. Нетерпимость
  10. Эгоизм

Используемая литература:

  1. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
  2. Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессии" я проводила во 2 классе. Интерес и высокая активность учащихся и их родителей меня порадовали....

Родительское собрание на тему «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему «Причины и последствия детской агрессии»             ...

Родительское собрание на тему "К чему приводит детская агрессия?"

Материал будет полезен при подготовке родительского собрания....

Родительское собрание на тему "«Причины и последствия детской агрессии»".

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления. Форма проведе...

Конспект родительского собрания по теме «Причины и последствия детской агрессии»

Тема: «Причины  и последствия  детской  агрессии»Класс: 2Цель: ознакомить родителей с возможными источниками детской агрессии, а так же с её последствиями. Помощь родителям ...

Конспект родительского собрания во 2 классе на тему: «Причины и последствия детской агрессии"

Тема: «Причины и последствия детской агрессии» Класс: 2                                      ...

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Причины и последствия детской агрессии».

Материал поможет объяснить родителям  причины детской агрессии, её влияние  на поведение ребёнка. Способствует формированию у родителей культуры понимания проблемы агрессивности и возможных ...