Родительское собрание "Оценка и отметка в современной школе"
методическая разработка (2 класс) по теме

Екимова Наталья Валерьевна

Со 2 класса достижения учащихся оцениваются отметкой. Что такое "отметка" и "оценка", критерии оценивания по различным предметам, требования к оформлению письменных работ...  На эти вопросы родители получат ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Екимова Наталья Валерьевна

Родительское собрание

2 класс

«Оценка и отметка

 в современной школе»

Вопросы для обсуждения:

Родители сидят в 4-х группах в зависимости от выбранной геометрической фигуры:

  1. Знакомство с требованиями образовательной программы;
  2. Что такое «оценка» и «отметка»;
  3. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе;
  4. Оценки и отметки в начальной школе: за и против;
  5. Характеристика цифровой отметки и словесной оценки по предметам.

        Учитель:

Екимова Наталья Валерьевна

  1. Вводная часть.

1) Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.

Характеристика знаков:

Знак

Характеристика

Кто из детей выбрал

Квадрат

Люди, которые удобнее всего чувствуют себя в стабильной обстановке, предпочитают четкие указания на то, что надо делать. Они консервативны и любят, чтобы все было упорядоченно и регулярно. Когда им дают задание, они работают над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжелая работа в одиночку.

Треугольник

Люди, ориентированные на цель. Они получают удовольствие от планирования чего-то и достижения результата. Их побуждает к действиям то, чего они достигнут. Они часто обращают внимание на большие долгосрочные дела, но могут забывать о деталях. Когда им дают задание, то они устанавливают цель и разрабатывают план ее достижения.

Круг

Это дружелюбные и общительные люди. Они справляются с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с людьми. Они делают все для того, чтобы сохранилась гармония. Когда им дают задание, они его обязательно с кем-то обсуждают.

Волна

Это нестандартные и творческие личности. Им удаются новые и разнообразные дела, быстро надоедает размеренность. Когда перед ними ставят задачу, то у них возникают блестящие идеи.

Подходит эта характеристика к вам? А к вашим детям? (результат в «Тетради для анкет»). Вот какие они у нас замечательные: творческие, дружелюбные, самостоятельные. Но не все так как хотелось бы.

2) Постановка цели собрания

Начать разговор о наших детях, я хотела бы с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

Эта притча созвучна с темой нашей прежней встречи «Педагогический такт родителей» и с темой сегодняшнего разговора «Оценка и отметка в современной школе», т.к. в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.

3) Ассоциации со словом «Школа»

Что Вы представляете, когда слышите слово «ШКОЛА»? Назовите пять слов-ассоциаций со словом «Школа».

Я попросила сделать тоже самое и ваших детей. Вот какие ассоциации возникли у них (индивидуальный результат в «Тетради для анкет»):

Ассоциация

Ф.И. учеников

%

У многих ассоциация к слову «Школа» отметка или даже конкретно: пятерка, двойка. Да, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить, т.е. не отметка.

Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинают переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того над, чем вы с ребенком должны поработать.

Знания даются всем одинаково, но получают их и применяют все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора.

  1. Знакомство с требованиями образовательной программы

Появились новые предметы: информатика, риторика. То, чему мы должны научиться прописано в:

А) печатная тетрадь для портфолио

Б) «Дневник школьника»: общеучебные – с. 8 – 9

                                                                        самооценка – с. 104 – 106

                       предметные – с. 12 – 14

                                                                      самооценка – с. 100 – 103

  1. Что такое «оценка» и «отметка»

Немного истории

В разные периоды истории российского образования уровень знаний учеников оценивался по-разному: словесно, цифрами, словами и цифрами.

В 18 веке о сегодняшних отличниках сказали бы, что они «учения изрядного», а те, кого сейчас принято называть неуспевающими, т.е. двоечниками – «учения безнадежного»

Цифровую пятибалльную систему в России в позапрошлом и прошлом веках то вводили по примеру других стран, то отменяли из-за «излишнего формализма, жестокости и бессердечности».

Оценкам в жизни дореволюционных гимназистов придавалась огромная роль. Из-за полученной на экзамене «единицы» молодые люди способны были пойти на самоубийство.

С 1918 года по решению новых властей учителя вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутую характеристику. Но все же вместе с этим продолжали выставлять оценки. Их, в конце концов, снова узаконили, сначала в словесном виде, а в 1944 году и по сей день – в цифровом.

Что такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Качество усвоения предметных знаний- умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования

Оценивается отметкой (цифрой)

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …)

Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика)

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…)

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания

  1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу:

  1. Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:

  1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
  1. возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
  2. сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)

  1. Образовательная функция:
  1. сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
  2. устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

  1. выражается в формировании положительных мотивов учения

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

  1. Оценки и отметки в начальной школе: за и против

  1. Дети сами хотят отметок. Да, но только после того, как мы (родители, учителя) пристрастили их к ним, доказали детям, что наше мнение о них зависит от получаемых ими отметок.
  2. Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? А надо ли акцентировать внимание на отметках и оценках? Не лучше ли заинтересовать ребенка мотивацией, для чего ему эти высокие отметки? Например, для успешного перехода в следующий класс; для поступления в институт; для успешного освоения выбранной профессии.
  3. Стимулирует ли оценка знания учеников? Отметка стимулирует учеников. Отметка – это средство поощрения и наказания учеников, это «зеркало» работы школы, но и сосредоточение «власти» над учеником, ибо: - отметка позволяет учителю переложить наказание на плечи родителей;  - отметки выполняют роль контроля родителями процесса учения детей: извечный вопрос к ученику: «Ну что ты сегодня получил?»

Каждый школьник за время учебы в школе в среднем получает 2 тысячи отметок. Психологи считают, что за каждой отметкой у ребенка стоит эмоциональный стресс!

Когда Вы были школьниками, Вас за

«5»

«3»

«2»

Похвала – 15 чел

Радость – 2 чел

Хорошее, положительное, нормальное отношение – 6 чел

Журили

Ругали

Ворчали

Заставляли исправлять, заниматься дополнительно

Не обращали внимания

Не было – 2 чел

Ругали – 9 чел

Наказывали – 2 чел

Говорили: «Значит, где-то прослушал учителя»

Не было – 5 чел

  1. А что сделаете вы, если увидите у ребенка отметку:

«5»

«2»

Похвалю – 18 чел

Скажу «Молодец!» - 2 чел

Поощрю – 1 чел

неправильно

правильно

неправильно

правильно

Буду рада

Порадуюсь вместе с ребенком.

Отругаю, заставлю заниматься дополнительно

Позанимаюсь дополнительно с ребенком

Похвалю, дам определенное количество денег

Похвалю, скажу, что горжусь своим ребенком

Спрошу: «Почему?»

Помогу разобраться, объясню за что

Поругаю

Проанализируем вместе с ребенком причины

Накажу

Успокою, чтоб не расстраивался

  1. Отметка внушает ребенку, что он не может учиться «без кнута и пряника»
  2. Отметочное (по балльное) обучение приводит к тому, что успехи в учении определяют личность ребенка: хороший – учится на «4» и «5», плохой – на «2» и «3»
  3. Только учитель знает, за что какая отметка полагается, а дети и родители угадывают, пытаются интуитивно понять ее содержание
  4. За что в начальной школе надо ставить (мнение родителей):

«5»

«2»

правильно

неправильно

правильно

неправильно

Безошибочный, правильный, полный ответ – 8 чел

Старание (трудолюбие) – 3 чел

Невыполненное задание – 4 чел

Неготовность к уроку – 3 чел

За знания – 7 чел

Желание учиться – 2 чел

Незнание – 3 чел

За отсутствие желания и стремления хорошо учиться, нежелание учиться – 3 чел

Аккуратность – 3 чел

Готовность к уроку

За много ошибок – 2 чел

За поведение – 3 чел

Понимание урока

Неправильный ответ – 2 чел

Когда может, но не хочет учиться

Оригинальность мысли, ответов

Когда нет ответа

За лень

Хорошее поведение

Если не пытался что-то делать

Честно делал, старался, но не получилось

Внимание

  1. Характеристика цифровой отметки и словесной оценки по предметам

Виды контроля:

  1. Текущий – на каждом уроке. Основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся
  2. Тематический – усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. Например, контрольная работа, проверочная работа
График контрольных работ на октябрь раздать каждому
  1. Итоговый – проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени, например, за четверть, за полугодие, за год.
  2. Входной контроль - проводится как оценка сохранности полученных знаний и умений за большой период

Результаты входного контроля: русский, математика, навык чтения. Сравнение (по портфолио) с итоговым в 1 классе.

При этом методы и формы организации контроля могут быть различные:

1. Устный опрос: устное изложение учеником изученного материала. Это может быть:

- индивидуальный монолог – развернутый ответ на вопрос, рассказ по плану…

- фронтальный (во время фронтальной беседы на протяжении всего урока)

2. Письменный опрос: 

  1. тесты (знакомство с тетрадью по русскому языку)
  2. самостоятельные работы: по 15-20 минут или динамические (итоги окр.мир, слов.диктант, матем.диктант)
  3. контрольные и проверочные работы (Итоги тематической проверочной работы № 1 по русскому)

Знакомство с уровнями работ: необходимый, программный по разным предметам

Требования к оформлению письменных работ

  1. между классной и домашней работой (и наоборот) пропускаем: русский – 2 строки, матем – 4 клетки вниз;
  2. число записываем: матем – на полях арабскими цифрами, русский – пишем по середине строки число словами;
  3. обязательно пишем классная или домашняя работа;  
  4. соблюдение каллиграфии букв, соединений, цифр, математических знаков;
  5. грамотность и правильность оформления работы по любому предметы;
  6. объем д\з (на выполнение д\з тратить не более 1,5 часов). Главное – слушать объяснение учителя в школе, как и что делать в д\работе.

+ Рекомендации по выполнению д\з (раздать)

Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.

Особенность словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

+ Работа по памятке «Признаки успешного выполнения задания»

Характеристика цифровой отметки (раздать таблицы)

7. Итог

Запишите на бумажных ладошках, что бы вы хотели изменить в классе. Протяните мне руку помощи. Может быть, вы посоветуете мне, как:

  1. Строить общение с вашим ребенком, потому что вы как родитель лучше его знаете;
  2. Бороться с какими-то вредными привычками учеников;
  3. Предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса…

Итак, наше собрание подошло к концу.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и школа действуют сообща и двигаются в одном направлении, хотя бы при оценивании ребенка.

МОУ «Каслинская СОШ № 27»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 «В» классе «Оценка и отметка в современной школе»

Цели: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.            Выявить представление родителей об организации учебной работы дете...

Родительское собрание «Оценка и отметка в современной школе»

Родительское собрание  «Оценка и отметка в современной школе»...

Родительское собрание "Оценка и отметка в современной школе"

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы ребёнок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность....

Родительское собрание «Оценка и отметка в современной школе»

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.   Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.   Дать рекомендации родителям о том, как ф...

Родительское собрание "Первые отметки в школе"

Задачи:Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Презентация родительского собрания во 2 классе "Оценка и отметка в современной школе".

В данной презентации собран полный материал для родительского собрания "Оценка и отметка в современной школе". Родители могут  получить полную информацию критериев оценивания учащихся п...

«Оценка и отметка в современной школе» 2 класс

Презентация для родитеьского собрания во втором калссе по теме «Оценка и отметка в современной школе»...