Подготовка детей к школе
презентация по теме

Киржинова Саида Аскербиевна

 

Нет нужды доказывать, что поступление ребенка в школу – значительное событие для всей семьи, событие, которое меняет привычный режим жизни, вносит новые заботы, проблемы, волнения. Об этом знают все родители. Это подтверждает и практика психологического консультирования по вопросам воспитания детей: наибольшее количество обращения родителей в консультацию касается проблем, связанных с детьми младшего школьного возраста. Каковы же эти проблемы? День, нежелание выполнять требования взрослых, делать уроки, упрямство, неусидчивость, отсутствие внимания. Все это приводит к обострению отношений с родителями, требования которых остаются часто невыполненными. Почему же это происходит? Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkole.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе

Нет нужды доказывать, что поступление ребенка в школу – значительное событие для всей семьи, событие, которое меняет привычный режим жизни, вносит новые заботы, проблемы, волнения. Об этом знают все родители. Это подтверждает и практика психологического консультирования по вопросам воспитания детей: наибольшее количество обращения родителей в консультацию касается проблем, связанных с детьми младшего школьного возраста. Каковы же эти проблемы? День, нежелание выполнять требования взрослых, делать уроки, упрямство, неусидчивость, отсутствие внимания. Все это приводит к обострению отношений с родителями, требования которых остаются часто невыполненными. Почему же это происходит? Попробуем разобраться.

Во-первых, понимаем ли мы те трудности, которые испытывает ребенок, начавший учиться? Их немало. Начиная с того, что учебная деятельность – это первая деятельность ребенка, результаты которой начинают систематически контролироваться и оцениваться обществом (школой, родителями). Для успешного ее осуществления требуется овладение многими навыками (включая главные – чтение и письмо),  а также организованность, собранность, трудолюбие, достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления. И это далеко не полный перечень необходимых способностей, формирование которых в дошкольном возрасте еще не завершено и требует от ребенка больших физических и психологических усилий.

Поэтому психологически важно, чтобы переход от беззаботного дошкольного детства к заботам и ответственности школьной жизни не воспринимался ребенком как «изгнание из рая», не получил мрачной окраски в его сознании. В этой ситуации ребенку нужна наша поддержка. И прежде всего – эмоциональная. Положительный эмоциональный настрой родителей на ребенка, вера в его успехи, умение видеть и оценивать любое продвижение ребенка в учебе, доброжелательная помощь – вот что поддерживает положительное отношение к работе, связанной для него с новой ролью – ролью ученика.

Во-вторых, что является главным для успеха ребенка в учебе? Познавательный интерес, побуждающий его учиться. К сожалению, часто к концу младшего школьного возраста возникает парадоксальная ситуация: психические функции (память, внимание, мышление) усложняются и совершенствуются, а интерес к учению заметно снижается. Отсутствие интереса выражается в нежелании учиться, легкой отвлекаемости, неспособности заниматься необходимым делом сколько-нибудь продолжительное время. Это говорит о том, что у ребенка сформировалось неправильное отношение к учебе, которое обусловлено не столько желанием узнавать новое и интересное, сколько чувством долга перед родителями, «погоней за отметкой» или, что хуже всего, страхом наказания. Часто этому способствуют сами родители, внушая ребенку, что учеба – это не радость открытия и познания нового, а долг, тяжелая обязанность, или, постоянно спрашивая: «Что ты сегодня получил?» - вместо: «Что сегодня в школе было интересного?» Ориентация на оценку, на внешнюю сторону учебной деятельности часто приводит к тому, что родители ругают ребенка за плохую отметку, не пытаясь разобраться в ее причинах, и готовы скорее наказать ребенка, чем помочь ему. Нередки случаи, когда проверку домашнего задания родители превращают в средство устрашения ребенка или же начинают назойливо контролировать каждый его шаг, практикуя опеку по мелочам, которая лишь изнуряет ребенка и лишает его самостоятельности. Подобное поведение родителей не только вызывает ответное негативное отношение детей, но и закрывает путь к развитию у них познавательного интереса к учебе.

О чем же должны помнить родители? Известно, что дети всегда стараются подражать тем взрослым, кого искренне полюбили. И, как показывает опыт, ими оказываются такие люди, которые общаются с детьми как с равными, только более  ранимыми и  менее опытными людьми. Такое общение исключает любое проявление неуважения к детям, к вопросам, которые они задают («Думай сам, мне некогда!»), к их высказываниям, мнению («Ты еще не дорос, чтобы судить об этом», «Ты ничего не понимаешь!»). Лучшим для развития ребенка  является такой стиль общения, когда взрослый не диктует с высоты своего авторитета: «Надо вот так…», а приглашает ребенка к совместному диалогу, приглашает поразмыслить вместе. Отсутствие готовых правил вынуждает ребенка рассуждать и делать самостоятельные выводы, обосновывать их, вступать в дискуссию и держит его в состоянии постоянной творческой активности, стимулируя развитие познавательного отношения к действительности.

Необходимо также внимательно отнестись к самому содержанию общения с ребенком. Не ограничивайте его нотациями, морализированием, перечнем заданий и требований, а систематически давайте ребенку новые интересные сведения, отражающие богатство окружающего нас мира, расширяющие его кругозор.  И еще. Установлено, что скорость восприятия речи у детей и взрослых разная: десятилетние дети воспринимают ее в 1,3 раза медленнее, чем взрослые; семилетние – в 1,5 раза,  а пятилетние – почти в 2 раза. Об этом полезно помнить, отвечая ребенку на вопросы, с которыми он к вам обращается. Объясняя непонятное правило или задачу, не раздражайтесь, а терпеливо повторите  лишний раз  свое объяснение. Именно это требуется от взрослых.

Иногда можно слышать: «Он не хочет учиться…» Такого не может быть!

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.

Говоря о привычке, мы имеем в виду, что, какая бы ни была хорошая погода, какая бы интересная передача ни шла по телевидению, какие бы гости ни нагрянули с визитом, короче говоря, что бы ни случилось – уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых его шагов.

Возможно многим родителям может показаться излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку, на первых порах, как правило, ребенок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания и жизнь войдет в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда так уж хочется делать и первое, что может здесь прийти на помощь ребенку, - это понимание того, что уроки приготовить просто надо, вот и все. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человека. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам, понятно, что он может испытывать трудности, но про него не скажут с тяжелым вздохом: «Не хочет учиться…» Итак, сформировать привычку заниматься – дело первостепенной важности.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать. А ведь нередко приходится наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз прервать занятия сына или дочери (выясняется, что надо срочно сбегать в магазин за хлебом, вынести мусорное ведро, не говорим уж о том, что их всегда прерывают, если согрет обед или ужин). Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть по телевизору познавательную передачу, ведь она очень насыщена информацией, полезной ребенку для общего развития. Бывает нелегко убедить родителей в том, что таким образом они воспитывают у школьника отношение к урокам, как маловажному и второстепенному делу.

Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку понять, сто по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошел он гулять во двор – его в любой момент могут позвать домой с прогулки. Начал он играть со своими игрушками – ему могут велеть закончить игру и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни папа, ни мама практически никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее – у этой деятельности) появляется в глазах ребенка совсем особый статус. Если его занятия нельзя прервать, подобно тому как нельзя мешать взрослому, когда тот работает, если старшие стараются его не тревожить и не шуметь и не позволяют (пусть с извинениями)делать это даже гостям,- значит, уроки столь же важны, как работа, которую выполняют взрослые. При этом важно соблюдать два условия.

Первое – это то, что ребенок должен быть еще в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать. Между тем нередко приходится видеть семьи, где ребенок, не умея себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они не были заняты, не давая им ни  минуты покоя. Не говоря уже о неудобствах для взрослых, вряд ли это полезно и для самого ребенка.

Второе условие: создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому. Как же такое уважение воспитывать? Честно говоря, ответить на такой вопрос сложно. Если в самой семье по-настоящему уважают умственный труд, то, скорее всего, все произойдет само собой. Если нет – родителям надо прежде всего пересмотреть свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...