Беседа "Гармония общения"
план-конспект на тему

Павленова Наталья Михайловна

Для проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie-beseda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дульдургинская СОШ».

             

Родительское

собрание-практикум.

                                                                  Учитель начальных классов:

                                                     Павленова Н.М.

С.Дульдурга.

2008-09уч.г.

Подготовительная работа:

Опрос письменный:

Уважаемые родители!

Опишите ваши действия в следующих ситуациях:

1.Когда вам приходится ребёнку замечание.

2.Когда вы выражаете свой гнев.

3.Когда вы хвалите ребёнка.

Плакаты:

Говорить нужно о ситуации, а не о личности.

Хвалить следует поступки, а не характер.

Речь – это и есть сама цивилизация.

«Я» - сообщения не унизят ничьёго достоинства.

Оформление доски:

«Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»

 (Х.Кан)

«Если мы хотим воспитать личность, то всё окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитательную среду».

(Ш.Амонашвили)

Я – сообщения:

Я чувствую …

Я переживаю …

Я расстроен …

Я очень огорчён …

Я возмущён (а) …

Мне неприятно …

Мне не нравится …

Мне больно и обидно …

Мне хотелось бы …

 Ход собрания:

Ι Сегодняшнее собрание мы проведём как практическое занятие по теме: «Гармония общения – залог эмоционального здоровья ребёнка». Ни для кого не секрет, что у детей  в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Поэтому воспитательные позиции школы и семьи должны совпадать.

Напомню слова известного педагога Ш.Амонашвили: «Если мы хотим …»

Как эффективно и человечно справляться с конфликтными ситуациями?

Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечание, преодолеть свой гнев,  не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как вовремя похвалить детей, и подскажут, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные.

Приглашаю вас всех к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать и в роли ребёнка, и в роли взрослого.

ΙΙ Как правильно делать замечания.

Делая замечание, взрослые могут:

-обвинить и пристыдить ребёнка;

-поучать и укорять его;

-угрожать и задабривать.

Давно известно, что эти приёмы ведут к ещё большему непослушанию детей, к развитию у них жестокости, обидчивости и другим негативным последствиям.

Ситуация 1:

В выходной день вся семья собралась за обеденным столом, вы, ребёнок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам ваши родители? (Звучат варианты родительских высказываний).

…(«Сок пролился! Скорей возьми тряпку и вытри!»)

Вывод: Говорить о ситуации, а не о личности – главный принцип общения.

Ситуация 2:

Представьте, что ваш ребёнок вернулся с прогулки грязным, в порванных штанах, но счастливый. Какова будет ваша реакция, если вы будете использовать главный принцип общения?

 («Я вижу, на тебе грязные брюки…»

«Ты весь в грязи…»

«Что будем делать с одеждой?»

«Тебе помочь?»)

Вывод: Когда взрослые говорят о ситуации, в которую попал ребёнок, а не о его личности, стараются разобраться в ней и помогают ребёнку разрешить проблему – высказываются обдуманные замечания, а это всегда предполагает язык доверия.

ΙΙΙ Как выражать свой гнев.

Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Как вы думаете, должен ли ребёнок почувствовать, что «страсти накалились добела»?    (Да).

Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойными. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения.

Ситуация 3:

Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки… Ваша реакция?

(«Я вижу, по всему полу валяются игрушки!»

«Я удивлена!»

«Я зайду через …»)

Ситуация 4:

Представьте, что вашего ребёнка не отгнать от телевизора, никакие замечания не действуют. Ваша реакция?

(«Вечер, а у тебя не сделаны уроки!»

«Я очень расстроена, что ты так долго смотришь телевизор, это мешает тебе подготовить домашнее задание. Какой выход ты предлагаешь?»)

Взрослым самим нужно изменить своё отношение к просмотру телевизора.

Вывод: При помощи «Я» - сообщения можно выразить свои чувства, не унижая ничьего достоинства. Личный пример родителей – самая сильная установка.

ΙV Похвала.

- Какое из этих утверждений истинно?

«Хвалить вредно»

«Хвалить полезно»

Вывод: Оба утверждения истинны.

Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы?

-Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными. Чтобы ребёнок оставался самим собой, ему нужно освободиться от давления похвалы, т.к. у него развивается зависимость от привычки, чтобы окружающие постоянно одобряли его действия.

Похвала включает в себя две составные:

1)то, что мы говорим о ребёнке;

2)то, что ребёнок сам говорит о себе.

Оценивая ситуацию, выражая свои положительные чувства, взрослый влияет на положительную самооценку, которую ребёнок даёт себе сам. Если дети чувствуют, что похвала не заслужена, они будут делать так, чтобы взрослые это поняли.

Ситуация 5:

Представьте что в гости к вашему ребёнку пришли друзья. Все тихо играют в комнате, вы заглядываете к ним и от умиления хвалите: «Какие молодцы, какие спокойные дети!» Не успеваете закрыть за собой дверь, как раздаётся шум, визг, беготня.

Какие ошибки допустил взрослый в этой ситуации?

Какая оценка уместна в этой ситуации?

Ситуация 6:

Представьте, что вы пришли с работы, увидели чистую квартиру, порядок на рабочем месте.

Ваша реакция?

Вывод: Выражайте своё восхищение и одобрение поступками детей, и дети поймут, что их ценят и любят.

V Родительские установки.

Дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые.

Сказанное невзначай, не со зла любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаж подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющей на его жизненный сценарий.

Чувство вины и стыда не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Слово может разбудить в человеке зверя, а может и возвысить его, оно может как ранить, так и лечить.

Речь - и есть сама цивилизация.

-Закончим словами Х.Кана: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...