РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья по теме
Рекомендации по выполнению типичных домашних заданийучащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по выполнению типичных домашних заданий
учащимися начальнЫХ КЛАССОВ
I. Письмо (русский язык)
Как подготовить домашнее задание по русско му языку
- Выполнение домашнего задания начинайте с рабо ты над ошибками (последовательность работы с ор фограммами см. ниже).
- Повторите правила, которые забыли.
- Выучите или повторите заданное правило.
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Прочитайте задание для упражнения.
- Прочитайте все упражнение. Устно выполните за дания к нему.
- Выполните упражнение письменно.
- Проверьте всю работу.
Как научиться списывать текст
- Прочитайте весь текст как говорите.
- Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Найдите орфограммы в списываемом предложении.
- Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).
- Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.
- Пишите, диктуя себе, так, как проговаривали пос ледние два раза.
- Проверьте написанное:
- читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;
- подчеркните (выделите) орфограммы в написан ном;
• сверьте каждую орфограмму с исходным текстом.
- Продолжайте работу со следующими предложени ями, начиная с пункта 2.
- Прочитайте по тетради весь текст выразительно.
Как проверять письменные работы
1. Проверьте смысл написанного вами предложе ния:
- прочитайте предложение вслух;
- проверьте, подходят ли слова друг к другу;
- определите, нет ли пропуска слов в предложе нии;
- ответьте на вопрос «О чем говорится в предложе нии, бывает ли так?»
2. Проверьте написание предложения:
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.
3. Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.
Как выполнять работу над ошибками по русско му языку. Последовательность работы над орфограммами.
- С новой строчки выпишите слово или словосочета ние, в котором допущена ошибка.
- Подчеркните (выделите) орфограмму.
- Определите, в какой части слова или части речи до пущена ошибка.
- Выясните, на какое правило допущена ошибка (оп ределите характер орфограммы), повторите это пра вило.
- Выполните указания правила. Графически обозначь те орфограмму.
- Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.
- Приведите 1-2 примера на это правило.
Как исправить ошибку
Характер орфограммы (правило) | Как исправить ошибку | Пример |
1 Заглавная буква в начале предложения ! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль. | 1. Запишите предложение правильно. 2. Подчеркните заглавную букву | Мальчики гуляли во дворе. |
Заглавная буква в именах собственных Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите заглавную букву. 3. Объясните написание по образцу | Иван — имя Петрович — отчество Украина — географическое название пес Филька — кличка |
Перенос слое 1 Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Я-зык — переносить нельзя!) 3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать) | 1. Напишите слово правильно, разде лите его на слоги. 2. Подчеркните, выделите гласные буквы. 3. Напишите все случаи переноса данного слова. | про-пус-тил про-пустил пропус-тил |
Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), не- дописали, переставили букву в слове | 1. Напишите слово правильно. 2. Разделите на слоги. 3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили. | пло-щад-ка |
I Гласные после шипящих. I Запомните: | жи-ши — пишите с И I ча-ща — пишите с А | чу-щу — пишите с У | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | машина широкий чаща щука чугун |
I Сочетания чк-чн, нч-нщ Запомните: чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | банщик диванчик одуванчик |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на данную гласную падало ударение. | 1. Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. 2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне. | мост-мосты корм-кормушка |
Проверяемые согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) | 1. Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после проверяемой согласной. 2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной. 3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне. | морозы, морозный — мороз глаза, глаз- ной — глазки резок — резкий |
Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова. Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. | 1. Подберите и запишите проверочное слово. 2. Выделите корень и подчеркните гласную после непроверяемой согласной. 3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной. 4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне. | звезда, звездочка— звездный |
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. 3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой) | мороз морозный морозец (город, топор) |
Двойные согласные в слове. Две одинаковые согласные пишутся: а) в корне слова (их нужно запомнить); б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной; в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной; г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем) | а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне). б) Запишите правильно слово. Объяс ните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные). в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные со гласные). г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе) | а) группа, ванна б) рассказ, оттолкнуть, в) ранняя, г) клюквенный |
Мягкий знак — показатель мягкости согласных Пишется после согласных: а) в конце слова; б) в середине слова между согласными. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой или подчерк- ните согласный, мягкость которого на письме показывает Ь | а) конь, морковь, девять; б) коньки, мальчик, пальцы, листья |
Разделительный мягкий знак. Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что соглас ный звук не сливается с гласным. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите Ь. 3. Обозначьте стрелкой, подчеркни | вьюга листья платье |
Разделительный твердый знак. Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант. | 1. Напишите слово правильно. 2. Выделите приставку и Ъ. 3. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. | съезд объявление |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется | 1. Определите род имени существительного. 2. Напишите слово правильно. 3. Объясните графически. | Дочь —ж. р. Луч — м.р. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настояще го и будущего времени пишется Ь. |
| Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л. |
Раздельное написание предлогов с другими словами Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. |
| Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега |
Гласные и согласные в приставках Правописание приставок запоминаем. (рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-) |
| залетел заехал забежал |
Правописание суффиксов Правописание суффиксов запоминаем |
| беленький |
НЕ с глаголами НЕ с глаголами пишется раздельно |
| не пришел не увидел не услышал |
Безударные падежные окончания имен суще ствительных Алгоритм написания падежных окончаний имен су ществительных:
1-е склонение — доска, земля, сестра 2-е склонение — стол, конь, окно. 3-е склонение — степь. 5. Записать окончание данного существительного. |
| Шел (по чему? Где?) по дорог… - сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – е По дороге |
Безударные окончания имен прилагательных
Имя прилагательное согласовано с именем су ществительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже. |
| по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – ому Сиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым |
Безударные личные окончания глаголов Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят. Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют |
| весна наступает – наступать, I спр. – ет мальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет |
II. Чтение
Как выучить стихотворение
- Приготовление уроков начинайте с работы над сти хотворением.
- Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значе ние трудных слов.
- Прочитайте стихотворение выразительно. Постарай тесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарай тесь его запомнить.
- Запоминайте текст стихотворения по строчкам. Чи тайте строчку и повторяйте ее, не заглядывая в текст.
- Если стихотворение разбито на четверостишия, то после заучивания каждой из четырех строк по от дельности попытайтесь повторить четверостишие.
- Если стихотворение не разбито на четверостишия или другие составляющие, то попытайтесь самостоя тельно разделить его на части и выучить по частям.
- После того как стихотворение выучено по строчкам и четверостишиям (по частям), повторите стихотворе ние вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. Выполните такое повторение несколько раз, до тех пор, пока не убедитесь, что хорошо запомни ли стихотворение.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
- Повторите стихотворение перед сном.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте сти хотворение, потом выразительно расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста
- Внимательно, не торопясь, прочитайте текст вслух.
- Обратите внимание на непонятные слова, постарай тесь объяснить их значение.
- Разделите текст на логически законченные части.
- Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план пересказа.
- Подумайте над видом пересказа. Пересказ мо жет быть подробным, кратким, выборочным, с заме ной лиц.
- Рассказывайте, придерживаясь плана.
- При необходимости прочитайте и перескажите текст еще раз.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте текст, а затем перескажите его.
Как подготовить домашнее задание по чтению
- Откройте книгу на нужной странице.
- Вспомните, что узнали на уроке.
- Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. Походу чте ния ставьте знаки ударения над словами.
- Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяс нить их значение.
- Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.
- Разделите рассказ на части, озаглавив их.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы и выполните задания после текста.
- Прочитайте текст еще раз выразительно.
Упражнения на отработку скорости и правильнос ти чтения
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это поло жение, используя специальные упражнения. Вот не которые из них:
- Ежедневное чтение про себя.
- Ежедневное домашнее чтение вслух, фиксирова ние результатов в читательском дневнике.
- Еженедельный замер скорости чтения с занесе нием результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
№ п\п | автор книги | название книги | дата замера | скорость чтения (кол-во слов в минуту) |
4. Чтение с карандашом в руках:
- деление на слоги;
- постановка знаков ударения;
- подчеркивание непонятных слов и выражений.
- Режим щадящего чтения (мало текста при боль шом рисунке).
- Обязательное чтение перед сном.
- Чтение до первой ошибки с замером количест ва слов.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Многократное чтение в паре или индивидуально.
- Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть.
- Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа «важна не длительность, а частота».
III. Окружающий мир
Как подготовить домашнее задание
1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:
• о чем рассказал учитель;
- какие ставили опыты;
- какие проводили наблюдения;
- какие рассматривали картины, таблицы или кар ты.
- Прочитайте в учебнике вопросы перед параграфом, ответьте на них.
- Прочитайте текст заданного параграфа учебника.
- Подготовьтесь отвечать по теме урока:
- продумайте (составьте) план ответа;
- расскажите материал по этому плану;
- постарайтесь не просто пересказать текст учеб ника, но и привести примеры наблюдений, опытов, примеры из своей жизни, из просмотренных пере дач, прочитанных книг;
- сделайте выводы.
- Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили мате риал.
- Выполните задания учебника в конце параграфа.
IV. Математика
На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ре бенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых зада чах, так как задача — это жизненная ситуация, требу ющая решения.
Работа над задачей
- Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.
- Докажите, что это задача (выделите условие и воп рос).
- Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.
- Запишите задачу кратко или выполните чертеж.
- Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что — потом.
- Составьте план решения задачи и решите ее в соот ветствии с планом.
- Запишите и прочитайте решение задачи. Проверь те его.
- Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/21/picture-101119.jpg)
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов,ведение классного журнала,оформление рабочих тетрадей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-34458-1371229477.jpg)
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Данный материал содержит рекомендации к текущей проверке в 1-м классе, единый орфографический режим, программу проверки рабочих тетрадей учащихся, программу проверки классных журналов, нормы оценок пи...
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов.
Критерии оценки знаний обучающихся 1-4 классы....
методические рекомендации Технология работы над сочинением в начальных классах
Одной из основных целей, стоящих перед учителем, является повышения уровня речевых способностей у ребёнка. написание сочинений-- один из наиболее интересных и сложных методов. Данные рекомендации помо...
Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»
Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-951917-1506316891.jpg)
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов
Методические рекомендации по нормам оценок для учителей начальных классов ...